Проект "Воздух-неведимка"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш организм получает кислород и, соответственно, мы можем жить. Поэтому воздух – это стимул нашей с вами жизни. В жизни растений воздух играет большую роль. Из него они получают необходимые им кислород и углекислоту. Поэтому нельзя допускать, чтобы воздушные промежутки между частицами почвы на продолжительное время заполнялись водой. Для быстрого роста и развития большинства растений воздух в комнате должен быть свежим и чистым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh-nevedimka.doc | 666.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение детский сад «Сказка»
Проектная деятельность с детьми 4-5 лет:
«Воздух – невидимка»
Подготовила: Прасолова Ю.В.
Сергиевск, 2015
Название проекта: «Воздух - невидимка»
Проблема: Что такое воздух? Зачем он нужен людям и растениям? Как можно увидеть воздух?
Цель : раскрыть понятие «воздух», его свойства, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
Задачи:
Формировать представление детей о значении воздуха в жизни человека и природы в целом.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Вид проекта: исследовательский.
Состав участников: средняя группа - 10 человек.
Материально- технические ресурсы: магнитофон, ноутбук, фотоаппарат, интернет, презентации.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Поисковый | Постановка проблемы, поиск возможных путей решения | 1 дня |
Аналитический | Подбор нужного материала: тексты физминуток, х\л. | 1 дня |
Практический | Беседа с детьми о воздухе, о роли воздуха в жизни человека, растений, животного мира, проведение опытов «Как поймать воздух?», «Имеет ли воздух вес?», «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой», «С салфеткой», «Посадка растения»; прогулки на свежем воздухе; физминутки о воздухе. | 2дня |
Презентационный | Оформление материалов и фотографий | 1 день |
Контрольный | Итоговое занятие «Воздух» | 1 день |
Формы работы над проектом: чтение х\л, прогулки, физминутки, итоговое занятие, наблюдения, опыты и эксперименты.
Форма проведения презентации: оформление проектной папки.
Пояснительная записка
Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш организм получает кислород и, соответственно, мы можем жить. Поэтому воздух – это стимул нашей с вами жизни. В жизни растений воздух играет большую роль. Из него они получают необходимые им кислород и углекислоту. Поэтому нельзя допускать, чтобы воздушные промежутки между частицами почвы на продолжительное время заполнялись водой. Для быстрого роста и развития большинства растений воздух в комнате должен быть свежим и чистым.
Приложение
Физминутки о «Воздухе»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
***
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Прогулки на свежем воздухе
Опыты с воздухом:
Опыт №1. «Как поймать воздух?» Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Опыт №2 «Имеет ли воздух вес?»
В один пакет завязать, а в другой налить воды. Что легче?
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Опыт №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Опыт №4. «С салфеткой». Подуть на салфетку. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вывод: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Опыт №5 «Мыльные пузыри»
Вывод: в пузырях тоже воздух.
Эксперимент №6 «Воздух нужен растениям» (посадка лука)
Первый день
Спустя 4 дня
Вывод: Воздух нужен для хорошего роста растений.
Сценарий итогового занятия в средней группе по теме
«ВОЗДУХ».
Задачи
- Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.
- Познакомить с некоторыми свойствами воздуха и с источниками его загрязнения (автомобили, заводы).
- Рассказать о роли растений в очищении воздуха.
Материалы и оборудование
- Лист тонкой бумаги, разрезанный на полоски;
- Резиновый мяч;
- Надувной шар;
- Резиновая игрушка с пищалкой;
- Полиэтиленовый пакет.
Ход занятия
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
А теперь отгадайте еще одну:
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
- Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на сегодняшнем занятии.
Кто-нибудь из вас видел воздух? Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем.
Без него на земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем или, наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.
Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха, царит безмолвие.
Что же такое воздух? Чем мы дышим?
Воздух – это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.
Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди, а сами выделяют кислород.
Так и живут, помогая друг другу дышать, люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и каждую травинку, где бы они не росли.
Чтобы ответить на вопрос, где встречается воздух, проделаем несколько опытов.
Воспитатель надувает полиэтиленовый пакет и завязывает его: «Что в этом пакете?». Дети отвечают: «Ничего». «Ну, ведь я не могу его сжать, сложить аккуратно. Значит, в нем что-то есть?». В пакете – воздух.
А теперь отгадайте еще одну загадку:
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер).
Что такое ветер? (Это движение воздуха).
Откуда прилетает ветер? Как он образуется? А вот как Солнце греет Землю не одинаково, неравномерно. Всегда где-то теплее, где-то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплый воздух освободил место холодному, потому что теплый воздух легче и поднимается вверх. Вот и получается ветер.
Сейчас мы попытаемся услышать невидимку. Воспитатель показывает игрушки с пищалками. Почему раздается писк? Воспитатель выпускает воздух из воздушного шара. Что я делаю? Как вы догадались, что воздух выходит из шарика? Воспитатель дает детям почувствовать движение воздуха из шарика.
Что нужно делать, чтобы воздух в группе был чистым? Ответы детей.