"Воздух - неведимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_-_nevidimka.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
муниципального образования Каневской район
Конспект
образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие»
(познавательно-исследовательская деятельность)
старшая группа
Тема «Воздух - невидимка»
Воспитатель МБДОУ детский сад № 6 Полищук Н.В.
Программные задачи:
Образовательные:
-уточнить значение воздуха для всего живого;
- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;
- формирование словаря: ученый-исследователь, эколог, кислород, углекислый газ.
Развивающие:
- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Методы и приёмы:
Наглядный: просмотр познавательного мультфильма «Зачем нужен воздух», схемы.
Практический: проведение опытов.
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, просмотр познавательных фильмов о воздухе.
Материалы и оборудование: фартуки по количеству детей, лист бумаги, воздушные фломастеры, бутылки с блёстками, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, миски с водой, трубочки для коктейля ,стаканы, бумажные салфетки, воздушный шарик, миски с горячей и холодной водой, пластиковая бутылка, схемы, лебеди из шаров.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Сегодня в этой группе
Не зря мы собрались,
Мы многое узнаем,
А ну-ка, улыбнись!
Взрослых и детей не счесть,
Но кроме нас здесь что-то есть.
Его не видно никогда,
Но слышен он- вот это да!
Ничем ни пахнет он для нас,
О нём узнаем мы сейчас.
Он окружает нас везде
Он есть во мне, он есть в тебе.
Снаружи может быть как лёд,
Внутри у нас он тёплый – вот!
- Что это? Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Для этого наденем фартуки, и я приглашаю вас в лабораторию. А кто такие ученые?
Д: Люди которые проводят опыты .
- Ребята, воздух называют необычным словом. Чтобы узнать это слово нам надо подойти к столу и выполнить задание.
Рисование воздушными фломастерами.
Подуть в фломастеры на лист бумаги и прочитать появившиеся слова «Воздух невидимка». (прикрепить на доску).
- При помощи чего мы писали?
Д: При помощи фломастеров.
- Как вы писали?
Д: Дули воздух в фломастер.
- Ребята, как вы думаете, может воздух это выдумка ученых, и он не нужен нам? (ответы детей).
- Я предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть познавательный м/ фильм , о воздухе. (Просмотр м/ фильма «Зачем нужен воздух».)
- Уважаемые исследователи! Вами был просмотрен фильм, из которого вы получили большую информацию о воздухе. Наша с вами задача проверить с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает.
«Воздух необходим человеку»
Пусть ребята положат ладошку на грудную клетку и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе.
Д: Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Предложить детям ладошкой закрыть рот и нос и задержать воздух.
- Не дышать трудно. воздух есть везде: в группе, дома, на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой».
Вывод: Человеку необходим воздух, чтобы жить. Воздух бесцветный, прозрачный. (СХЕМА)
- А может кто-то из вас видел воздух? В нашей лаборатории я его не вижу, но знаю, что он здесь есть. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
ОПЫТ: «Воздух невидим, но его можно обнаружить».
- Что стоит на столе?
Д: Бутылочки с блестками.
-В каком состоянии находятся блёстки?
Д: В состоянии покоя.
-Возьмите бутылочки в руки и подуйте в трубочку. Что происходит с блёстками?
Д: Взлетают, двигаются.
-Почему блёстки двигаются?
Д: Мы дули воздухом и блёстки летали.
-Какой вывод мы можем с вами сделать?
ВЫВОД: Воздух невидим, но мы его обнаружили - передвигал маленькие предметы. (СХЕМА)
- Мы дышим воздухом и он находится внутри человека.
ОПЫТ « Мыльные пузыри».
-Ребята, воздух невидим, но его можно обнаружить. Я знаю ещё один красивый опыт. Что у меня в руке?
Д: Бутылочка с мыльными пузырями – это мыло и вода.
-Что надо сделать, чтобы появились мыльные пузыри?
Д: Подуть в колечко .
(воспитатель демонстрирует опыт и предлагает детям подуть в колечко).
-Что находится внутри мыльного пузыря?
Д: Воздух.
-А откуда взялся воздух?
Д: Воздух есть внутри нас.
ВЫВОД: Воздух находится внутри человека . (СХЕМА)
- Воздух можно почувствовать
ОПЫТ: «Поймай воздух».
-Посмотрите, что лежит на столе?
Д: Пакеты.
-Возьмите пакетик и сверните его. Какой получился пакетик?
Д: Маленький, пустой, плоский.
-Воздух мы не видим? Но можем его поймать. Давайте попробуем. Разверните пакетик, поймайте воздух ,закрутите пакет. Что у вас в пакетах?
Д: Воздух.
-Какой пакетик стал?
Д: Упругий, полный.
-Теперь давайте выпустим воздух. Какой стал пакетик?
Д: Пустой, плоский.
-Снова наберём воздух.
ВЫВОД: Воздух упругий, его можно почувствовать. (СХЕМА)
-Я предлагаю поиграть и отдохнуть, возьмите по 2 ленточки .
Физминутка.
Ленты в руки мы возьмём
И немного отдохнём.
Ленты поднимаются
Кружимся, как бабочки.
Ленты вьются как змея
Делаем дружно всё друзья.
Ну-ка встанем в хоровод
Какой дружный мы народ.
Ленты вправо, влево, вниз
И немного покружись.
Ленты вьются, кружатся, летят,
Опустились и полежать хотят.
-Подойдем к столу и станем парами возле тазов.
ОПЫТ: «Воздух легче воды».
-Ребята, что вы видите на столе?
Д: Тазик с водой, стаканчики, трубочки, салфетки.
-Мы возьмём с вами трубочки. Что можно сделать с помощью трубочки?
Д: Подуть в воду. (дети дуют в тазики с водой)
-Что мы дули в трубочку?
Д: Мы дули воздух и получили много пузырей.
-Что происходит с пузырями?
Д: Поднимаются пузырьки на поверхность воды.
-Почему?
Д: Пузыри легче воды.
ВЫВОД: Воздух легче воды и поднимается вверх. (СХЕМА)
ОПЫТ: «Воздух существует».
-Сомните салфетку и затолкайте её в стакан так, чтобы она не падала ,когда мы перевернём стакан. Стакан перевернём, держим ровно и медленно погружаем стакан полностью в воду и достаём его. Посмотрите, салфетка намокла или нет?
Д: Сухая.
-Почему?
Д: Стакан заполнен воздухом и воду не пусти в стакан, и салфетка осталась сухой).
ВЫВОД: Воздух в стакане не пускал воду намочить салфетку. (СХЕМА)
ОПЫТ: «Теплый воздух расширяется, а холодный сжимается».
Опыт поможет провести (ребенок…).
Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить в миску с горячей водой. Что вы видите?
- Шарик надулся, а почему?
-В бутылке находится воздух, он нагревается от горячей воды, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
-Шарик сдулся, почему?
-При охлаждении воздух сжимается и шарик уменьшается.
ВЫВОД: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. (СХЕМА)
-Давайте подойдём к доске и посмотрим на наши схемы наблюдения. Какие опыты мы провели, и о каких свойствах воздуха узнали?
1. Человеку необходим воздух, чтобы жить. Воздух бесцветный.
2. Воздух невидим, но его можно обнаружить.
3. Воздух есть внутри человека .
4. Воздух можно почувствовать.
5. Воздух легче воды и поднимается вверх.
6. Воздух существует и заполняет любое пространство.
7. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Какой из опытов вам понравился больше? (ответы детей)
-Человек дышит чистым воздухом. Кто следит за чистотой воздуха на нашей планете?
Д: Экологи.
- Что в нашей жизни загрязняет воздух?
Д: Дым пожаров и костров, заводов, дым сигарет, пыль, выхлопные газы.
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Д: Устанавливать фильтры на заводах и фабриках, поливать тротуары и дорожки, сажать деревья, цветы.
-В природе есть птица, которая любит дышать свежим воздухом и плавать в чистой воде – это лебедь. Я хочу подарить вам этих белых воздушных лебедей.
Спасибо вам ребята за сотрудничество, с вами было приятно и интересно работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"
Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...
занятие "Воздух- неведимка"
Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.Задачи:1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки) .2. Р...
Проект "Воздух-неведимка"
Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш орг...
Программа в средней группе на тему "воздух неведимка"
Программа разработана для детей средней группы по эксперементированию .Дети вместе своспитателем проводили опыты с воздухом и водой....
НОД "Воздух - неведимка"
Проведение НОД с опытами и экспериментами....
Воздух - неведимка
Итоговое открытое ООД по познавательному развитию "Воздух - неведимка"...
"Воздух-неведимка"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух – невидимка»Во второй младшей группеПодготовила: Воспитательд/с №137 г.ТольяттиИжутова Н.А. Цель: познакоми...