Воздух - неведимка
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хафизова Гульназ Музаллифовна

Итоговое открытое ООД по познавательному развитию "Воздух - неведимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №4» городского округа
город Агидель Республики Башкортостан

Конспект

организованно-образовательной      деятельности

по познавательному  развитию

«Воздух»

(подготовительная группа)

                                                      Воспитатель: Хафизова Г.М.

2017 г

Тема: «Воздух – невидимка»

«Познавательное развитие»

- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности, их значимости для жизни общества в целом;

-выявить знание у детей о воздухе и о ее свойствах;

- расширять, обогащать представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- продолжать развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социально-личностное развитие»

- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

 «Безопасность»

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

 «Художественно-эстетическое развитие»

- развитие фантазии, творческого воображения;

- развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Оборудование: посылка, открытка с загадкой, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос,), стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, минеральная вода, стаканы

пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными

ароматами, духовые инструменты, акварель, листы для рисования.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятее пришли гости давайте поздороваемся и тихонько сядем на свои места. И сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

«Правильно ребята, мы отправили вам воздух. Вы про него кое что уже знаете, пожалуйста ответе нам на вопрос какими органами тела и как человек может почувствовать воздух?»

- А давайте мы вспомним, для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород и.т.д.

- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

- Правильно, всему живому.

- И сегодня, мы с вами вспомним все, о воздухе.

- Как вы думаете, какие органы чувств помогают нам обследовать объект? (глаз, руки, нос, ухо, рот).

- Сейчас я вам загадаю загадку

На ночь два оконца 
Сами закрываются, 
А с восходом солнца 
Сами открываются.

- Глаза. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Как можно увидеть воздух? Но до того как начнем эксперименты вспоминать давайте повторим  правила

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Приступать к выполнению опыта, только после объяснения.

3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Что в них находится? (воздух)

Какой он? (прозрачный, бесцветный, невидимый)

Вы его видите? (нет)

Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (Шипение, так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем).

-Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Поставьте на доску карточку-обозначение свойства воздуха:

«Воздух не имеет цвета». Он прозрачный.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

-Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Это же всем понятно, что в нем ничего нет. Кто нам этого докажет?

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считает?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

-Кто нам покажет этот опыт? Диана.

-Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому, что воздух легче воды.

-Следующая схема «воздух легче воды».

Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Шарик»

Надуваем быстро шарик

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

- Отгадывая следующую загадку вы узнаете на какой вопрос будем искать ответ. У двух матерей по пяти сыновей.  (руки)
-Правильно. И давайте вспомним,  как руки могут почувствовать воздух? Ну давайте этот опыт мы сделаем парами.

Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- Итак вывод: «воздух движется»

- Отгадайте, с помощью какого органа мы будем исследовать воздух.

Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

-Правильно нос. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? (нет)

Какой запах у воздуха? (нет запаха).

Какой можно сделать вывод? (воздух не имеет запаха)

Поставьте следующую карточку «Воздух не имеет запаха» (дети выставляют карточку на доску)

-У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в какой банке, что находилось.

Игра: «Угадай по запаху»

Дети по запаху определяют, какие вещества находились в банках (чеснок, лимон, чистый воздух).

-А теперь мы отдохнем.

Все ребята дружно встали             Выпрямится.

И на месте зашагали.            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,     Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.     Прогнуться назад, руки                    положить за голову.

Как пружинки мы присели   Присесть.

И тихонько разом сели.                 Выпрямится и сесть.

-Следующую загадку послушайте.

Есть два,

Без них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат…(Уши)

 -Правильно. А раз мы с вами говорим о воздухе, подскажите мне: для каких музыкальных инструментов нужен воздух? (труба, дудочки, гармонь, баян). Эти инструменты издают звук с помощью воздуха. Вот, оказывается, для чего нужен воздух – что бы издавать разные звуки и мелодии.

-Итак, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом и детям из «Страны почемучек», я предлагаю подарить те инструменты с помощью которых, мы смогли обнаружить воздух, что бы и они смогли провести эксперименты и придумать новые.

-А сейчас мы  поиграем с воздухом. Для игры нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель.  Мы нарисуем необыкновенные весеннею картину с помощью воздуха.

- Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня вышло(показывает рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники. Выполнение работы)

- И так подведем итоги нашего занятия. Азалия самый интересный опыт? Рузанна тебе из всех проделанных работ что именно хорошо запомнилась? Рустам давай вспомним как мы можем руками почувствовать воздух? Арсен есть у воздуха запах? Самир какой момент занятия тебе понравился больше всего?

- С помощью экспериментов мы видели воздух, слышали его, чувствовали переносимые воздухом запахи, рисовали воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

занятие "Воздух- неведимка"

Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.Задачи:1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки) .2. Р...

Проект "Воздух-неведимка"

Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш орг...

Программа в средней группе на тему "воздух неведимка"

Программа разработана для детей средней группы по эксперементированию .Дети вместе своспитателем проводили опыты с воздухом и водой....

НОД "Воздух - неведимка"

Проведение НОД с опытами и экспериментами....

"Воздух - неведимка"

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" старшая группа...

"Воздух-неведимка"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух – невидимка»Во второй младшей группеПодготовила: Воспитательд/с №137 г.ТольяттиИжутова Н.А. Цель: познакоми...