« Быт и культура русского народа» Технологическая карта
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_byt_i_zhilitse_russk.nar_.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Встречает воспитатель в русском народном костюме. Звучит русская народная музыка. - Здравствуйте! Милости просим! Так здоровались наши предки по старинному русскому обычаю, кланяясь, прижав руку к сердцу. Попробуйте и вы!
| Словесный Коллективная Практический | Проявляют интерес. Кланяются, прижав руку к сердцу. | Создание позитивного настроя детей. Взаимодействие со сверстниками и воспитателем. |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации , формулировка проблемы в доступной для детей форме | Вносят посылку от Лунтика. Внутри письмо с просьбой рассказать о том, как жили наши предки в старину. -А вы, хотели бы совершить путешествие в старые времена? Узнать, как жили наши предки? А попасть нам туда поможет карусель. Хоровод с каруселью. Еле-еле, еле – еле закружились карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише – тише, не бегите, карусель остановите. -Догадались, куда мы попали? Мы с вами попали в прошлое, в русскую избу. Проходите, садитесь на лавочку. | Наглядный Словесный Коллективная Практический | Ответы детей, озвучивают проблему. Дети с воспитателем водят хоровод ( под аудиозапись). Проявляют интерес. | Участвует в формулировке проблемы. Осознают потребность в новых знаниях. Активно взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, учувствуют в совместном хороводе. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений. | Просмотр презентации. В лесистых местах, по берегам рек и озёр ставили свои дома наши предки. Постепенно образовывалось село. Окна – «глаза дома». Над окнами крепились козырьки – наличники. Горница-самая лучшая комната в избе.(слайд№4) Летом спит, зимой горит. «Печи нет – жизни нет» Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Вправо, влево, кругом, вниз, Повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза, Видеть лучше будем сразу. | Наглядный Демонстрация Рассказ Загадка | Проходят в избу и садятся на лавку для просмотра презентации. Проявляют интерес. Внимательно слушают, отгадывают загадку. Выполняют гимнастику для глаз, движения по тексту. | Концентрируются на поиске новых знаний. Расширение кругозора, представлений детей о строении и убранстве русской избы. Активизация памяти, словаря детей Коллективная деятельность. Взаимодействие со сверстниками и воспитателем. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Мы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей. Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице? Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печь была самой главной вещью в доме. -Для чего же нужна была печь в избе? -В какой посуде готовили русские хозяйки? -Что готовили? -Да, в России много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут калачи и бублики. (Показывает детям). -Ребята, а назовите кушанья из муки, которые готовят ваши мамы. Что ещё любят готовить в России? - Кашу и щи. Есть у русского народа такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». -Какие каши варят у нас? - А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? - Да. И все эти овощи выращивают у нас и готовят из них пищу. -Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо? Ухватом. Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом. Предлагаю детям посмотреть на пол, чем покрыт пол? Ковриками, половиками -А для чего пол покрывали половиками? -Хозяйки вязали коврики из разноцветных лоскутков ткани. -Где русские хозяйки хранили одежду? В сундуке. - Давайте в него заглянем (достаю шкатулку деревянную, сарафаны) Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет? Лучину, свечи. Из чего делали лучину? . Физминутка : русская игра «Федул» Считалка: Раз, два, три - тебе водить! Эй, Федул, что губы надул? Эй, Федул, что губы надул? Ты не злись, не сердись, а ребятам улыбнись. Ты немножко попляши, что нам делать –прикажи! -Наш народ славен своими традициями. Хочу рассказать об одном. В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – солили, квасили её. На Руси было принято рубить капусту, заготавливать её на зиму. Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками. -А заквашивали капусту так: (Показывает). Сначала кочаны замывают и очищают от испорченных листьев. Потом вырезают кочерыжки, кочаны мелко рубят сечкой или ножом. Также готовят и морковь. Чтобы дружнее и веселее шла работа, раньше хозяйки приговаривали: Вилки в ведро, Руби серебро. Сечи – мельчи, В кадку топчи. Нашинкованную капусту перемешивают с солью и морковью в большой кастрюле. Потом капусту укладывают в бочонок и очень хорошо утрамбовывали пока не выступит сок. Вот так, посмотрите, дети. Когда кадушка наполнена, сверху кладут деревянный кружок и гнёт – камень. Вот так капустка заквашивается, а потом её переносят в – погреб. - Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали? -А ведь на капустных посиделках всегда было весело – русские люди умели трудиться, умели и отдыхать. -И нас музыка зовёт на весёлый хоровод! Хороводная игра «Завивание капустки». - Молодцы! Здорово у вас получается! | Словесный Рассказ Беседа Практический Коллективная | Ответы детей Дети рассматривают чугунок, ухват, кочергу, коромысло. Ответы детей. - в горшках, в чугунках. -Блины, пироги, оладьи Перечисляют (гречневая, манная, овсяная и др.) -Из капусты, моркови, картофеля, лука Рассматривают ухват, кочергу. -Для тепла. -В сундуке. Достают и примеряют сарафаны. -Из щепочки, отколотой от полена Считалкой выбирают водящего. Дети идут по кругу хороводом. В центре стоит надувшийся Федул. Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится. Дети хлопают в ладоши, Федул пляшет. После песни Федул дает детям задания (присесть,попрыгать, почесать ухо и т.д)
Дети перемешивают капусту с солью. Приговаривая Вилки в ведро, Руби серебро. Сечи – мельчи, В кадку топчи. С удовольствием участвуют в хороводе «Завивание капустки» | Участвует в беседе. Размышляют, рассуждают и выдвигают свои идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Активный интерес и желание участвовать в игровой деятельности. Сменили вид деятельности – физминутка Активный интерес и желание участвовать в игровой деятельности. Взаимодействие со сверстниками и воспитателем. Сменили вид деятельности – хоровод. |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности , обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Вот и подошла к концу наша встреча. О чём мы с вами беседовали сегодня? -Что вам особенно запомнилось? -Что было вам особенно интересным? -Да, мы с вами поговорили о том, как жили в старину русские люди, какие предметы их окружали, вспомнили о характере русского народа – трудолюбивый, гостеприимный, вспомнили традиционные русские блюда, поговорили о том, как отдыхали русские люди. -Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты матрёшек там, где солнышко, если не понравилось, то где тучка. -Дети, вы не забыли нам нужно отправить фотоотчёт Лунтику . -А теперь возьмемся за ленточки нашей карусели и вернёмся в нашу группу. Еле – еле, еле – еле закружились карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише – тише, не бегите, карусель остановите. Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра. А мы с вами вернулись домой. | Словесный (вопросы детям, беседа) Одобрение Практический | -Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту. Дети с воспитателем водят хоровод ( под аудиозапись). Проявляют интерес. | Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного процесса. Формулирует выводы на основе умозаключений Сменили вид деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированной НОД «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции» на основе ФГОС ДО
У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению....
Технологическая карта ООД Конспект занятия "Мы -путешественники. Путешествие к разным народам "
Конспект занятия по развитию речи....
Технологическая карта ОД "Дружба народов"
Технологическая карта ОД "Дружба народов"...
Технологическая карта Дидактической игры «Дружба народов» по воспитанию интереса к культурному наследию представителей разных национальностей
Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов, населяющих Россию. И как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество,...
технологическая карта по краеведению "Коренные народы Прибайкалья"
Технологическая карта для детей старшего возраста " Коренные народы Прибайалья"...
Технологическая карта НОД инновационных педагогических технологий Тема: Коренные народы Прибайкалья. Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа
Цель: формирование знаний о быте, культуре, традициях через путешествие в прошлое в познавательно-исследовательской деятельности.Задачи: обогащать активный словарь существительными, обозначающими пред...
Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера"
Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера" для старшей группы...