технологическая карта по краеведению "Коренные народы Прибайкалья"
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта для детей старшего возраста " Коренные народы Прибайалья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_korennye_narody_pribaykalya.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение | МБДОУ г. Иркутска детский сад №1 |
Тема ОС | Коренные народы Прибайкалья (ознакомление с окружающим миром) |
Культурная практика | Познавательно – исследовательская деятельность, путешествие по карте |
Цель | Формировать представление о Прибайкалье, как о многонациональном крае |
Задачи: Обучающие Развивающие Воспитательные | Познакомить детей с коренными жителями Прибайкалья, дать представление о культуре и быте бурят и эвенков. Расширять и активизировать словарь детей: юрта, чум, очаг, «Ехор», Сурхарбан Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, связную речь. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к прошлому. |
Инвентарь и оборудование: | Мультимедийный проектор, карта Прибайкалья, макеты бурятской юрты, эвенкийского чума, куклы в национальных костюмах бурят и эвенков, чайник, стаканы по количеству детей |
Технологическая карта занятия
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты |
Мотивационный этап | Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт - Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться- доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. Доброе утро ребята. Сегодня, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по нашему краю! А что бы мы не заблудились, нам поможет карта. Давайте на нее посмотрим и найдем о. Байкал, рядом с Байкалом находится наш город. Как он называется? А как называется область, в которой находится город Иркутск? А что больше по площади Иркутская область или город Иркутск? Почему? А вот эта территория на карте называется Прибайкалье (Показывает на карте). Посмотрите, что больше всех по площади: город Иркутск, Иркутская область или Прибайкалье ? А, что меньше всех? | Коммуникативная деятельность. | Создание радостного настроения. Мотивация для активной деятельности детей. Дети ведут диалог педагогом, изучают карту, погружаются в проблемную ситуацию: пройти по карте Прибайкалья, расположить на ней фигурки коренных народов с которыми познакомятся на занятии. Входе изучения карты решают логические задачи. |
Исполнительный этап | Прежде, чем отправиться в путешествие, предлагаю нам размяться. Разминка: Я шагаю по нашему краю, а где край у него не знаю! Полнедели березы белели, полнедели чернели ели, Дальше кедры закрыли свет, выше кедров сибирских нет! Ну, а снег здесь почти до вершины, до вершины вот этой осины… Вот такие у нас края, вот такие у нее снега! Буряты - Ребята, мы подошли к необычному домику. Он круглой формы и обтянут войлоком. Это традиционное жилище бурят – юрта. В место привычной двери вход в жилище завешивается войлоком. В центре юрты находится очаг и дым от очага выходит, через отверстие на крыше. Юрта легко собирается и разбирается. А вот зачем буряты разбирали и собирали свое жилище, нам расскажут хозяева юрты. Красавица Нарана и богатырь Бато. (Педагог показывает кукол в национальной бурятской одежде, которые ведут беседу с детьми) Так почему буряты ведут кочевой образ жизни? Каких животных они разводят? А для чего? А чем еще они занимаются? - Ребята, мы не раз говорили про войлок, которым обтягивалась юрта и шилась одежда. А из шерсти какого животного делали войлок? Мы узнаем если соберем картинку. - Ребята, буряты очень трудолюбивый народ, но и веселится они тоже любят, любят спорт и на празднике СУРХАРБАН, показывают свое мастерство в стрельбе из лука, борьбе, в скачках на лошадях. И все вместе они заводят большой хоровод, в честь дружбы и единства., называется он Ехор. Давайте и мы с вами заведем хоровод -Ехор - Пришло время прикрепить к нашей карте первую фигурку жителей Прибайкалья, как их называют ? Эвенки. - Мы побывали в гостях у бурят, но нам пара идти дальше. - Посмотрите, а вот и еще один необычный домик, называется он чум, похож он на шалаш или палатку. В таком домике живут эвенки. В диаметре он меньше, чем юрта, обтягивается он корой деревьев летом, а зимой шкурами животных. В середине такого жилища, располагался очаг, а дым, так же как и в юрте уход в отверстие в крыше. Посмотрите, как выглядят эвенки, какие у них национальные костюмы. Одежда сшита из шкур животных и украшена разными узорами из бисера. Эти узоры должны охранять хозяина одежды от злых духов, болезней или помочь в охоте на зверя или рыбалке. (Педагог демонстрирует кукол в эвенкийских национальных костюмах) Интересно ребята, а чем занимаются эвенки? Мы узнаем если посмотрим небольшой видеоролик. -Назовите, главные занятия эвенков? Почему им приходится кочевать? Так как эвенки и буряты жили в единении с природой, они всегда уважительно относились к животным, берегли леса и реки. Приметы, пословицы и загадки у них были связаны с природой и животными. Красавица Айна (эвенкийская кукла) загадает нам загадки , а мы постараемся на них ответить. - Что- то мы засиделись, а не поиграть ли нам в подвижную эвенкийскую в игру «Волк и олени». -Уф, ну и набегались, давайте сядем отдохнем и попьем чай на травах и ягодах, которые эвенки делают сами. С каким коренным народом Прибайкалья мы познакомились? Давайте и их фигурки прикрепим к нашей карте. | Двигательная деятельность. Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность. Двигательная деятельность. Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность Двигательная деятельность. | Выполнение комплекса упражнений по показу педагога Рассматривание макета «Бурятская юрта», кукол в национальной бурятской одежде, показ слайдов «Жилище бурят», «традиционные занятия бурят» Дети отвечают на вопросы, выстраивают логические цепочки. Дидактическая игра «Собери картинку» Демонстрация слайдов «игры на Сурхарбане» Под музыку заводят хоровод «Ехор», получают положительные эмоции от дружного танца. Дети крепят к карте Прибайкалья фигурку бурят. Рассматривание макета «эвенкийский чум», национальная одежда эвенков на куклах, показ слайдов «Жилище эвенков» Демонстрация видеоролика «Традиционные занятия эвенков» Дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Крепят к карте Прибайкалья фигурки эвенков |
Рефлексивный этап | - Ребята, мы с вами сегодня посмотрели, как живут коренные жители Прибайкалья, а как зовут эти народы вы помните? Почему, эти народы называют кочевым? Как называют жилище бурят и эвенков ? Почему их еще называют переносным? А какой вид спорта вам больше понравился на празднике Сурхарбан. Ребята, мы обязательно еще раз сходим в гости коренным жителям Прибайкалья, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, рассказать родителям, где мы побывали и с кем познакомились. | Коммуникативная деятельность. | Рассматривают карту на которой прикреплены коренные жители Прибайкалья. Осознание выполненной цели мероприятия. |
Перспективный этап | Продолжать знакомить с коренными народами Прибайкалья, их национальными, культурно-историческими особенностями. Поддерживать интерес детей к изучению родного края Содействовать детской инициативе по изучению национальной культуры. | Используют полученные знания в свободной деятельности: со взрослыми и в личном жизненном опыте. | Дети самостоятельно смогут организовывать подвижные игры, проводить игры- бродилки по картам – схемам, называть и показывать места на карте, ориентироваться по карте Прибайкалья . |
Список использованной литературы:
- Буряты/Иркипедия.ru [http://irkipedia.ru/content/buryaty ]
- Бурятские обычаи и традиции - в древности и настоящее время // Блог о буддизме и культуре Востока 05.04.2018 [https://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/buryatskie-tradicii]
- Кто живет на Байкале: коренные народы края// Baikal. joгnal club 26.11.2019 [ https://baikal-journal.club/]
- Народы Прибайкалья и Забайкалья//Livejournal 20.05.2020 [ https://www.livejournal.com/ ]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...
Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна
Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: - организовать деятельно...
Технологическая карта ОС по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Создание дидактических пособий к теме «Дикие животные Прибайкалья».. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Цель: создать условия для создания дидактических пособий к теме «Дикие животные Прибайкалья».Задачи:Организация деятельности детей по закреплению и обобщению знаний о жизни животных в зимний период, о...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности "Животный мир прибайкалья"
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. Задачи: Организовать деятельность детей по з...
Технологическая карта по познавательной-исследовательской деятельности «Дикие животные Прибайкалья».
Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью. Задачи: - организовать деятельность ...
Технологическая карта ОД "Дружба народов"
Технологическая карта ОД "Дружба народов"...
Технологическая карта НОД инновационных педагогических технологий Тема: Коренные народы Прибайкалья. Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа
Цель: формирование знаний о быте, культуре, традициях через путешествие в прошлое в познавательно-исследовательской деятельности.Задачи: обогащать активный словарь существительными, обозначающими пред...