Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лейтнер Ирина Николаевна

Технологическая карта ФЦКМ "Знакомство с народами Крайнего Севера" для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_arta.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  образовательной  деятельности

По  формированию  целостной  картины  мира  в  старшей  группе

Тема ОД

Знакомство  с  народами  Крайнего  Севера

Культурная  практика

 познавательно  -исследовательская  деятельность

Культурно-смысловой  контекст

Украшение  малицы

Цель:

Узнать  о  жизни  людей  и  животных  на  Крайнем  Севере в  познавательно- исследовательской  деятельности через  рисование  одежды  для  жителей  севера.

Задачи:

Обучающие:                                                                                                                                    Развивающие:                                                                                                    

Воспитательные:

  Познакомиться с  народами  севера  России.

Обсудить  жизнь   людей  и  животных  в  условиях  Крайнего  Севера.                                                                                           Осмысливать  уважение  к  сильным  и  мужественным  людям  севера.  Осознавать  важность   сделать  свою  работу прилежно.

Оборудование:

Фото   народов  Севера: якутов, ханты, манси, чукчи, ненцы и т. д. Картинки  одежды  мужчин-малицы,пимы,женской  одежды-ягушки. Карта  России.Музыкальное  обеспечение:  звук  метели  и вьюги,песня "Увезу  тебя  я  в  тундру". Альбом  :  "Животные  Крайнего  Севера".  Атрибуты для  оленей.

Этапы

Содержание  деятельности

Деятельность  педагога

Деятельность  детей

Планируемые  результаты

Введение  в  ситуацию

Ребята, вы  не  обратили  внимание, что  я  необычно  одета? Как вы  думаете,почему?Меня  пригласили  в  путешествие  на  Крайний    Север  нашей  родины. Там  где  метели  и  бураны, где  вечная  мерзлота  и  холод.Познакомьтесь,это  наша  гостья.  Зовут  ее  Наина ,что  значит  "Светлая".

Проводит вводную  беседу.                         Задает  поисковые  вопросы.

Поддерживают  беседу. Отвечают  на  вопросы, предлагают  свои  варианты.

Постановка  детьми  цели  занятия.

Актуализация  знаний

Давайте  вспомним  в  каких  произведениях  мы  уже  встречались  с картинами  севера.                  Сказка  Катаева"Цветик-семицветик";Х.Андерсен                 "Снежная  королева";Ненецкая  сказка"Кукушка".                                                Хотите  отправиться  в  путешествие  вместе  со мной. На чем  будем  добираться по глубокому  снегу?

Побуждает к  мыслительной  деятельности и восстановление  в  памяти  произведений  на  заданную  тематику.

Отвечают  на  вопросы, проявляют  интерес.

Отгадывают  загадки.

Подбирают  варианты  способов  путешествия.

Открытие  новых  знаний

Оленья  упряжка  готова. Поехали.

 Указывает  направление.                                                                           Управляет  оленями. Рассказывает о Жилище  ненцев  - чуме.

Рассматривают  картинки,  делятся  впечатлениями, повторяют  названия  жилища.                                                                              

Двигаются  в  заданном  направлении.

Следующая остановка -северное  сияние. Солнечный  веер  несет  частицы  солнечных  лучей  через  магнитное  поле  земли. Свет  частиц  в  этом  поле  преломляется  и освещает  небо  необычайно  красивым  сиянием.

Читает  стихотворение:                                 Что  за  чудо-чудеса,загорелись небеса!Ой  горит  пылает  пламя над  сверкающими  лдами! Кто  зажег  огонь  чудесный,золотой  костер  небесный?Никого  за  тучей  нет .Это  льется  с  неба  свет.

Дети  обмениваются  впечатлениями. Слушают  стихотворение.

Продолжают  движение  по  кругу.

Следующая  остановка на  берегу  Северного  моря.

Игра- физминутка:"Море  волнуется.."                                      Море  волнуется раз, море  волнуется  два, море  волнуется три - морской  обитатель  замри...!

Рассказ  о  животных  северных  широт.   Задает  вопросы. Как  и  чем  питаются  животные  северных  морей.                           Предлагает  изменить  правила  игры, представить  себя  северными  животными.

Дети  внимательно  слушают, отвечают  на  вопросы. Находят  пищевые  цепочки.

Выражают собственное  мнение, суждение  о  животных  севера.

Включение  нового  в  систему  знаний

А  теперь  предлагаю  сесть  за  столы  и  рассмотреть  одежду  ненцев. Мужская  одежда  называется  -малица. К  ней  пришивается  капюшон  и  варежки. Как  вы  думаете ,зачем? А у  женщин  без  капюшона. Называется  ягушка.

Хочу  сделать  подарок  нашей  гостье. Вы  раскрасите  малицу ,а  Наина  выберет  самую  красивую  и  подарит  своим  друзьям  на  Севере.

Дети  рассматривают  одежду.                                                  Приступают  к  раскрашиванию  заготовок.

Осмысление.

Выбор  лучших  работ.

"Наина " выбирает    работы. Благодарит  детей  за  путешествие на  Крайний  Север  и  красивые  малицы.

Ребята  защищают  свои  работы, прощаются  с  гостьей.

Дети  запомнили  новые  слова, обогатились знаниями, получили  положительные  эмоции. Справились  с  заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

Исследовательский проект "Культура и быт народов Крайнего Севера"

Проектная деятельность в ДОУ. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера"...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Проект "Культура и быт народов крайнего севера"

Расширить представления детей об окружающем мире...

Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера Росии"

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,  доброму отноше...

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера

Картотека подвижных игр коренных народов Крайнего севера...