Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства" в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яптик Оксана Дмитриевна

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятелбности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_3.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Воздух и его свойства" в подготовительной к школе группе.

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. 
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения. 
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей. 
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 
3. Активизировать речевую деятельность детей. 

Интеграция образовательных областей
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая" 


Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы) 

Материал: стакан, салфетка, таз с водой. 
Демонстрационный: карточки-символы,
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки. 
Дидактический: «Электробытовая техника».


Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».


Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика,  физминутка
Игровая: «Электробытовая техника»,  игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия

1. Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.

Воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух - это то, чем мы дышим)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)
- Можно жить без воздуха? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)


Воспитатель: Сегодня мы с вами будем изучать свойства воздуха, как настоящие ученые – исследователи. Давайте вспомним, кого называют учеными? (Ответы детей)

Воспитатель: Где работают ученые? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, в лаборатории. Нужно в лаборатории соблюдать определенные правила? Какие? (Ответы детей)

 2. Опыт №1 «Как поймать и почувствовать воздух»

Воспитатель: Кто из вас, ребята видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

Как можно его обнаружить? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю взять на столе полиэтиленовый пакет и посмотреть, что в нем?

(Берут пакет, рассматривают. Ответы детей)

Воспитатель: Да он пустой, встряхнем его. Теперь мы его развернем и закрутим его. Что произошло с пакетом? (мешочек надувается)

(Складывают пакет. Затем берут пакет, «ловят» воздух. Дают ответы, опираясь на результат.)

Воспитатель: Действительно, пакет «надулся», чем он заполнился? Можно сказать, что мы поймали воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (Ответы детей) Проверим?  Возьмите острую палочку и осторожно проткните пакетик. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Легкий ветерок у лица. (Берут деревянную шпажку, прокалывают пакет, подносят его к лицу.)

Воспитатель: Что мы узнали из этого эксперимента? Какой мы можем сделать вывод?

Воздух прозрачный, безцветный. Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его – почувствовали «ветерок» на лице.

Люди используют такой «пойманный» воздух для различных целей. Например, для спасательного круга, надувного матраса, (слайд с изображением спасательного круга, матраса, шин, воздушных шаров) (Наблюдают, слушают воспитателя, обобщают увиденное.)

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его можно почувствовать кожей. (карточка символ)

3. Опыт №2  «Воздух есть внутри нас"

(перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой)

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух внутри человека? Как это можно проверить? Проверить это с помощью предметов на нашем столе? Каких? (Ответы детей)

Воспитатель: На столе у вас стоит стакан с водой и трубочка. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо- тихо. Что происходит? (Берут стакан с водой, дуют в трубочку, рассказывают, что происходит)

Воспитатель: Появились пузырьки, как они там оказались? В стакане же была только вода. (Ответы детей)

Воспитатель: Что мы подули? (Ответы детей)

Воспитатель: Как воздух оказался внутри трубочки? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно! Это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки. И мы можем сделать вывод: воздух легче воды. (Карточка символ)

4. Опыт №3 «Воздух легче воды»

Воспитатель. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. 

Ребята, как вы думаете, попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая)
- Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
- Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
- А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет)
Вывод: воздух занимает место (Карточка-символ)

5. Физминутка

Сильный ветер сосны крутит,              Наклоны туловища влево, вправо

Словно самый тонкий прутик,

Ели наклонились тоже,                        Наклоны вперед

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится.               Прыжки на двух ногах

Белка ветра не боится,                         Погрозить пальчиком

Белка прыгает так ловко,                    Прыжки на одной ноге

Ведь во всём нужна сноровка.           Прыжки на другой ноге

А куда медведь идет?                         Ходьба на месте

Ищет ягоды и мёд.                              Сделать вид поиска

Ну, а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться.

6. Д/игра «Электробытовая техника»

Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны. 
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.


7. Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

8 . Обобщение знаний о движении воздуха, о ветре, использовании свойств воздуха человеком.

Презентация «Хороший и злой ветер»

9. Обобщающая беседа  «Охрана воздуха от загрязнения»

Без воздуха ничто живое не может жить.

-Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, сохнут деревья.

Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами мелкой моторики (оригами) «Космическое путешествие»

Цель: Закрепить знания детей о космосеЗадачи: Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Космос». Совершенствовать навыки чтения. Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительног...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Грибы» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Грибы»в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие в город бытовой техники»

«Путешествие в город бытовой техники» Программное содержание: Образовательные задачи: Познание: 1. Обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о и...