Образовательная деятельность ФЦКМ Путешествие в Африку
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Путешествие в Африку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_puteshestvie_v_afriku.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в старшей группе
по «Ознакомлению с окружающим»
Педагог: Костина С.А.
Тема: « Путешествие в Африку»
Цели:
Обучающие
- Познакомить детей с природными зонами материка Африки – пустыня, саванна, джунгли; расширить представление о растительном и животном мире материка;
- Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.
Развивающие
- Развивать речь детей, учить сопоставлять, анализировать, обобщать.
- Обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и растительным миром Африки.
- Развивать внимание, память, мышление, моторику руки.
- Ввести в словарь слова: баобаб, лианы, гепард.
Воспитательные
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать любознательность, толерантности, создавать положительный фон в группе, развитие любви к природе, эстетические чувства, стремление беречь природу.
,
Оборудование для занятия:
Глобус, географическая карта, набор игрушек африканских животных, макеты природных зон Африки, макеты животных, д/ игра «Сложи картинку»;
аудиозапись «Звук летящего самолета», «Пение птиц», «Рычание льва»
Предварительная работа
Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».
Занятия: развитие речи «Там, где нет зимы»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».
Ход занятия
I.Организационный момент
Установка на занятия
Заходят под музыку Африки
-Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются)
-Собирайся детвора
Заниматься нам пора.
В гости Африка нас ждет,
Все садимся в самолет.
Педагог: - Ребята вы догадались, куда мы сегодня отправимся? (в Африку)
(дети друг за другом идут по кругу. Вокруг глобуса (на полу).
II. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний:
Работа с глобусом и географической картой на коврике
Педагог:
- Что это? (ответы детей)
-Это глобус, макет нашей планеты - Земля. Что мы видим на глобусе? (ответы детей)
- Какой формы наша планета Земля? (ответы)
- Что мы видим на глобусе? (ответы)
- Каким цветом изображают на глобусе леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)
- Что обозначено голубыми и синими красками? ( Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)
- А пустыни, каким цветом? Почему желтым? (Пустыни – песок)
-Это что? (показывает на карту)
Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на самолёте. Завели моторы….
- Ой, что это? (лежит конверт) Кто-то нам оставил письмо, давайте посмотрим, что в нем.
2. Активизация познавательной деятельности
Дидактическая игра «Собери картинку».
Давайте соберем картинку, которая у вас на столе в конверте.
Педагог:
- Рассмотрите картинки.
-Как вы думаете, природа какого материка на них изображена? (На картинке природа Африки, давайте сравним ее (карта на полу, прикладывают кусочек Африки) Какой это материк? (ответы детей)
- Покажите этот материк на карте.
Детский поэт К. Чуковский написал стихотворения об Африке «Бармалей» и «Доктор Айболита»)
Давайте вспомним, куда Таня с Ваней отправились гулять? (ответы)
-Вдоль по Африки гуляют, фиги-финики срывают,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!
- А доктор Айболит, куда отправился лечить зверей?
«Приезжайте. Доктор в Африку скорей
И спасите доктор наших малышей!»
-Какими цветами раскрашена Африка (ответы детей)
Воспитатель: Отправляемся в путь! Завели моторы, полетели.
3. Изучение нового материала
План
- Пустыня
- Саванна
- Джунгли
Педагог: - Куда это мы попали?
-Что изображено желтым цветом? (ответы)
-Молодцы! Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
-Пустыни на карте еще обозначаются светло-коричневым цветом.
- Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Педагог: Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Педагог: А какие растения там живут? (ответы) Показать кактус
-Как же они обходятся без воды? (ответы)
Вывод: (У кактуса нет листьев, и вода не испаряется)
Загадка:
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)
Верблюда еще называют кораблем пустыни.
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.
- ребята здесь так жарко, давайте уедем отсюда?
- На чем поедем? (на верблюдах)
Изображают, как едут на верблюдах.
Впереди - Африканская саванна (показ иллюстрации).
Садимся в круг
-Чем покрыта земля в саванне? (травой)
-В жаркое время здесь все высыхает, трава становится желтой, а в дождливое все расцветает и трава становится сочной, зеленой.
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации).
-Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада. ( Давайте посмотрим, на сколько большой ствол у Баобаба)
Ствол баобаба перенасыщен водой.
Вывод: Зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими запасами). Садимся в круг
Педагог: что это за звуки? Слышите? (Применение звукового дизайна, т.е. различные голоса птиц и животных). Давайте, послушаем! (Несколько минут релаксации, когда дети стараются не издавать каких-либо посторонних шумов, а стараются вслушаться в голоса природы, шепотом высказать свои предположения кто же это мог бы быть).
послышался грозный рык (аудиозапись) - Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).
Кто это так рычит? (ответы)
-Чем питаются львы? (мясом других животных)
(их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели) (показ иллюстраций).
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
-Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы)
Ответы: очень быстро бегают.
Загадка:
“Что за коняшки,
на всех тельняшки” (зебра).
Чем питается зебра? (ответы)
-Почему зебра полосатая? (чтобы прятаться в траве)
Педагог: загадывает загадку
- Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев
(жираф)
- как вы думаете почему у жирафа длинная шея? (чтобы доставать до листьев )
-Чем питается жираф?(листочками деревьев)
- как вы думаете, почему зебра и жираф не дружат со львами, гепардами (потому что они хищники и питаются их мясом).
Вывод: Где мы сейчас с вами были? (в саванне) Савано – это покрывало.
Воспитатель: Может, продолжим нашу дорогу, только на машине (встали паровозиком)?
(едут дальше) Куда это мы попали?
Дети: Джунгли (В тропический лес)
- Ой, куда это мы попали?
Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света и поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него и постепенно как бы ползет по нему. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят пропитание.
Физкультминутка “Обезьянка”
Про зверей
1.В Африке жирафы делают вот так!
2.Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк».
3.А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп».
4.А слонята топают «топ-топ-топ».
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп».
5.Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»
И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг».
6.А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку.
III. Заключительная часть
- Закрепление пройденного материала
Д/игра
Педагог: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
(Детям показываются картинки с изображением различных животных).
Слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр.
Самостоятельная работа детей
Задание:
Разместить животных по природным зонам, по среде их обитания.
Беседа с детьми
Назовите природные зоны Африки.
- Кто живет в пустыне?
-Кто живет в саванне?
- Кто живет в джунглях?
-как называется растение, которое растет в джунглях, она цепляется за стволы дерева, обвивается вокруг него. (Лиана)
-как называется дерево с большим стволом (картинка)? (Баобаб)что такое савано? (покрывало)
Педагог: Наше путешествие завершилось. На память я хочу вам подарить по картинке с силуэтом животного, вечером вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке Африка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД образовательная область - познание "Путешествие в Африку"
Знакомство с материком АФРИКА, с его обитателями и особенностями....
Организованно образовательная деятельность "Как воробышек в Африку собирался"
Это занятие поможет дать необходимый материал для ознакомления детей с перелетными и зимующими птицами, приучить детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности ФЦКМ «Путешествие в страну луговых цветов»
Занятие по окружающему миру...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР и СДВГ (образовательная область «Познание») "Путешествие в Африку"
Данное занятие направлено на закрепление представлений о животных жарких стран, их внешнем виде и образе жизни. Формирование представлений о транспорте и его назначении, закрепление обобщающего поняти...
ООД по «Конструктивно – модельной деятельности» Тема: «Путешествие в Африку на корабле».
Цель: дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения, подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба, штурвал; упражн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: Тема: «Путешествие в Африку». (Для старшего дошкольного возраста).
Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями экосистемы Африки. 2. Уточнить представления о животных жарких стран, внешний вид, характерные особенности. 3. Формировать представления о в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности /образовательная деятельность «ФЦКМ»/ По теме: «Москва-столица нашей Родины» в средней группе №5
Цель: формирование у детей представлений о столице нашей страны – городе Москве...