Конспект НОД "Путешествие в прошлое" для детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Екатерина Владимировна

Цель занятия формирование представлений об истории изготовления, развития посуды у дошкольников. На занятии дети не только узнают много интересного, но и пробуют себя в роли мастеров посуды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

на тему: «Путешествие в прошлое»

для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое.

Составила воспитатель

ГБДОУ детского сада №4

Приморского района

Павлова Екатерина Владимировна

Санкт  - Петербург

2019

Цель: Формирование представлений  об истории изготовления, развития посуды у дошкольников.

Задачи:

Образовательные

1. Расширять представления детей о посуде, ее назначении, о материалах, из которых она изготовлена.

2.Активизировать словарь детей за счет прилагательных по данной теме.

3. Закреплять умения детей образовывать и согласовывать имена прилагательные с существительным.

Развивающие

1. Развивать внимание, память, речь дошкольников.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывающие

1. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимовыручку.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением посуды, чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорено горе», И. Носов «Мишкина каша», В. Осеев «Почему», русские народные сказки «Лиса и кувшин», Лиса и Журавль») , загадки  о посуде, разгадывание кроссвордов, ребусов, дидактические, словесные игры («Назови ласково», «Четвертый лишний», «Мой, моя»), пальчиковые игры.

Методы и приемы: наглядный ( рассматривание иллюстраций на проекторе, на картинках изображение посуды, ее изготовления), игровой («Из чего сделана посуда», «Чего не хватает?», пальчиковая гимнастика), практический (лепка из глины).

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, глина и доски на каждого ребенка, часы, карточки с загадками, картинки с изображением посуды, мяч.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки

Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне ...(тарелки)

Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
беленькая ...(чашка)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на ….            (сковороде)

Чайника подружка, 
Имеет два ушка, 
Варит кашу, суп для Юли. 
И зовут её… (Кастрюлей)

Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая ...(ложка) 

На одной широкой ножке,
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса ...(вилка)

Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку ...(нож)

Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Попыхтит, остепенится –

Пригласит чайку напиться (чайник)

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки с изображением посуды.

Как одним словом, назвать все эти предметы?

Дети: Посуда

Воспитатель: Сегодня речь пойдет о посуде. Слышите, что-то звенит! Что это может быть?

 Из коробки доносится звон будильника.  Воспитатель достает часы.

Дети: Часы

Воспитатель: Часы не простые, волшебные. Они помогут перенестись нам в прошлое, и мы узнаем историю посуды. Давайте переведем стрелки часов назад и скажем волшебные слова

Киглики - миглики, шаранды – баранды,

Что от вас ушло, то к нам пришло.

Слайд №1

Воспитатель: Мы оказались с вами во времена первобытных людей.

Слайд №2

Сейчас очень сложно представить свою жизнь без посуды. Но древние люди долгое время обходились без нее. Как же они ели? Правильно руками.

Потом первобытный человек стал делать посуду из коры и  дерева, плел корзины из прутьев, использовали раковины, скорлупу, выдавливали сосуды из камня. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, хранить жидкости.

Потом стали делать посуду из глины. Лепили ее руками и сушили на солнце. Такая посуда была непрочной. После того, как изобрели гончарный круг и  печь для обжига, посуда стала прочной и красивой.

Коллективная работа из глины «Горшочек»

Как же раньше лепили посуду?

Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Давайте попробуем сделать горшочек так, как делали его первобытные люди.

Воспитатель приглашает детей к столу, где приготовлены глина, доски.

Каждый на своей доске раскатайте глину руками, чтобы получился жгут. А теперь по очереди накладывайте жгуты друг на друга. Сдавливаем.

Что получилось?

Дети: получился горшочек

Слайд№3

Первая посуда

Слайд №4

- Потом придумали добавлять в глину песок, толченые камни. Появилась керамическая посуда.

Древние люди стремились делать ее красивой, удобной. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Это были геометрические фигуры, танцующие люди, фигуры животные.

Слайд №5

 - Затем появилась  чугунная посуда.  

Материалы очень прочные.  Из такой посуды удобно было готовить в печах, на костре

Слайд №6

 - Посуда из серебра, золота.

 - Фарфоровая посуда.

Такая посуда принадлежала лишь богатым людям и была украшением их дома, интерьера.

А сейчас я предлагаю поиграть. Вставайте в круг. Я буду бросать мяч, а вы отвечайте на вопрос.

Игра «Из чего сделана посуда!»

Тарелка из фарфора? – фарфоровая

Горшок из глины? – глиняный

Чашка из стекла? – стеклянная

Ложка из серебра? – серебряная

Кувшин из золота? – золотой

Сковородка из чугуна? - чугунная

Слайд№7

Воспитатель:  По своему назначению посуда бывает столовая, чайная, кухонная. Для чего нужна столовая посуда?

Дети: Чтобы кушать. Завтракать, обедать, ужинать.

Для чего нужна чайная посуда?

Дети: Чтобы пить чай.

Для чего нужна кухонная посуда?

Дети: Чтобы готовить еду.

Давайте приготовим компот?

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Знаете ли вы:

- что вместо тарелок использовали хлеб. На него клали еду, после чего его съедали.

- а из столовых приборов первым появился нож. Его носили за поясом и использовали  для защиты,  для охоты,  чтобы отрезать кусок мяса.

- вместо кастрюль долгое время использовали горшки. В них варили суп, тушили рыбу, мясо.

Ребята, посмотрите на магнитную доску.

Игра «Чего не хватает?»

Воспитатель показывает картинку с изображением посуды, на которой отсутствуют  какие-либо части, и спрашивает: «Чего не хватает?»  

 Дети: у чайника не хватает носика, у кастрюли не хватает ручек, у вилки не хватает зубчиков, у тарелки донышка.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сегодня мы совершили путешествие в прошлое. Узнали много интересного об истории посуды. Нам пора возвращаться переводим стрелки часов и произносим волшебные слова:

Киглики - миглики, шаранды – баранды,

Что от вас ушло, то к нам пришло.

Слайд №8

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

- Все ли вам понравилось? Были ли трудности?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в прошлое

Слайд 2

Люди научились делать посуду. Лепили ее руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной. После того, как изобрели гончарный круг и печь для обжига посуда стала прочной и красивой.

Слайд 3

Первая посуда

Слайд 4

Керамическая посуда

Слайд 5

Со временем появилась чугунная посуда. Из нее было удобно готовить в печах, на костре.

Слайд 6

Посуда из серебра, золота и фарфора. Принадлежала богатым людям и была украшением их интерьера.

Слайд 7

Столовая, чайная, кухонная посуда

Слайд 9

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"

Программное содержание:познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;развивать коммуникативные способности, па...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...