Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Щелканова Жанна Юрьевна

 

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnoe_mnogobore_konspekt.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

(МАДОУ «ЯГОДКА»)

конспект физкультурного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Северное многоборье»

руководитель ФВ: Щелканова Жанна Юрьевна

2017 год


Конспект физкультурного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

«Северное многоборье»

Этническая социализация детей Крайнего Севера

по освоению национальных видов спорта

Тип занятия: спортивно-познавательная программа 

Цели занятия:

  • Систематизировать знания по национальным видам спорта, символами, атрибутики с использованием традиционных национальных видов спорта, полученные при изучении данной темы на занятиях физической культуры;
  • Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении  здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие гармоническому  физическому развитию.  

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Освоить теоретические знания с использованием информационных технологий в учебном процессе;
  • Приобретение необходимых знаний  и умений в области освоения национальных видов спорта;
  • Формирование знаний о разнообразных формах соревновательной деятельности;
  • Способствовать  повышению общей культуры, расширения кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников.

Оздоровительные:

  • Расширение двигательного опыта за счёт разнообразных нетрадиционных физических упражнений в различных формах занятий физической культуры;
  • Развивать физические качества – силу, быстроту, скоростную выносливость, ловкость;
  • Использовать нетрадиционные формы физических упражнений для формирования умений и навыков;

Воспитательные:

  • Воспитание потребности умения самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие физических качеств;
  • Развивать интерес к самостоятельным занятиям спортом;
  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Вид занятия: комбинированное, с использованием информационных технологий.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение (« »), барьеры - 6 шт., стойки - 3 шт., кольца – 9 шт., ленты -  9 шт.

 Продолжительность занятия: 25-30 мин


Примерный ход НОД

I. Вводная часть.

(Под национальную музыку дети входят в зал, строятся в одну шеренгу)

Ведущий: Группа, равняйсь! Смирно! Вольно! Здравствуйте, ребята!

Дети: Здраст!

Ведущий: Мы с Вами живём в удивительном, своеобразном  своими обычаями, традициями регионе, с экстремальными климатическими условиями, который называется Крайний север. Сегодня мы проведём с вами необычное занятие с использованием национальной музыки, в такт которой проведём импровизированные спортивные состязания по национальным видам спорта. Вы сможете показать свои знания, способности, проявите свои лучшие физические качества

Ведущий: Наше физкультурное занятие посвящено закреплению знаний  о национальных видах спорта.

Ребята, напоминаю вам, что важно на физкультурном занятии соблюдать меры предосторожности (сохранять дистанцию, быть внимательными и осмотрительными).

А сейчас нам нужно выполнить небольшую разминку. Группа, равняйсь! Смирно! Налево за направляющим шагом марш!

-Ходьба на носках, руки в стороны, на пятках руки за спиной, обхватив локти,  обычный шаг.

-Бегом марш! Бег в среднем темпе, прямыми ногами вперед, в колонне по одному.

-Бег взахлёст голени назад,  бег в колонне по одному. Ходьба в колонне по одному.

-Шагом марш! Ходьба в приседе, руки на коленях, ходьба в колонне по одному.

Дыхательные упражнения. По ходу дети берут гимнастические палочки.

У националов палка необходимый, в быту национальный предмет: хореем погоняют оленей, охотясь на зверя, идут по тундре, опираясь на палку, соревнования проводят по единоборству с палкой, соревнуясь в силе между собой. Проведём показательные упражнения, покажем, как мы справляемся с этим необычным предметом. Участники перестраиваются в колонны по три, в центре зала под музыкальное сопровождение выполняют упражнения c палками (национальная музыка).

II. Основная часть.

Ведущий: А сейчас ребята, выполним упражнения с гимнастическими палочками

Проводятся ОРУ с гимнастическими палочками.

  1. И.п. – стоя, ноги врозь, палка внизу;

1-2 - махом вверх палку на плечи;

3-4 – и.п.;

  1. И.п. – то же, палка на плечах;

1-2 – наклон вправо; 3-4 и.п.

5-6 – то же влево;

7-8 – и.п.;

  1. И. п. – о.с., палка вертикально на полу, хват обеими руками за верхний конец;
  1. мах правой ногой вперед;
  2. опустить ногу на носок;
  3. счет 1;
  4. и.п.;
  1. И.п. – сидя, ноги согнуты, палка в руках под коленями;

1 - перекат на спине назад;

2 - перекат в и.п.

  1. И.п. – сидя, упор руками сзади, палка на полу под коленями;

1 - согнуть ноги перед палкой;

2 - выпрямить ноги вверх;

3 - счет 1;

4 - и.п.;

  1. И.п. – стоя, ноги врозь, палка врозь, палка внизу;

1 – 2 – поворот право,  палку вверх;

3-4 - и.п.;

5-6 -то же в другую сторону;

7 -8 - и.п.;

  1. прыжки:

И.п. – о.с., палку вниз;

1 – прыжок ноги врозь, палку вверх;

2 – прыжок ноги вместе, палку вниз;

  1. ходьба на месте с восстановлением дыхания.

             И сейчас я приглашаю всех девчонок и мальчишек проявить ловкость, быстроту и силу в традиционных хантыйских состязаниях, состоящих из трех станций.

Ведущий: Первые номера кругом, кладут палочки на место (в корзину), затем идут к первой станции. Далее, то же выполняют вторые и третьи номера.

Ведущий: Посмотрим, какие вы ловкие. Пройдем по станциям.

Первые номера идут к первой станции выполняют «Прыжки через нарты»-станция №1

Участник   прыгает через 6 «нарт» (барьеры – 6 шт., высота 10-15 см, поставленные друг от друга на расстоянии 50см) и обратно, не задев ни одной.

Вторые номера выполняют «Метание тынзяна на хорей»- станция №2

Участники соревнований выстраиваются в шеренгу, в 3-х метрах от них условные «оленьи рога» (стойка с палкой). Участники должны набросить кольцо на рога.

Третьи номера выполняют «Тройной прыжок» -  станция №3

Участники команд выполняют тройной     синхронный прыжок  с места.

По сигналу руководителя ФВ (свистку) переходят к следующей станции, пока не пройдут все 3 станции по кругу.

Ведущий: Молодцы, все препятствия  преодолели и в награду, я предлагаю вам сыграть в игру «Сова и мыши». (Водящий – сова, остальные дети мыши. Ночью мыши бегают, играют. Сова сидит на сопке и слушает. Услышит писк мышей – летит ловить их. По команде «Сова летит!» мыши должны бежать к своим норкам – обручам. Пойманную мышку Сова уносит к себе). Игра проводиться 2 раза со сменой водящего.

III. Заключительная часть.

-А сейчас ребята нам нужно отдохнуть после долгого пути выполняют дыхательные упражнения. (Издают звук Совы)

Ведущий:

-Налево! За направляющим шагом марш!

Построение  в колонну по одному, перестроение в полукруг.

Подведение итогов.

Ведущий: Какие же вы ребята сильные, ловкие и умелые! Вы - настоящие спортсмены!

  • Какие упражнения вам понравились больше всего?
  • Какие вам запомнились станции?
  • Что было для вас трудно?
  • Что бы вы рассказали своим родителям про нашу встречу?

Ведущий: Руководитель ФВ: Ребята, какие вы знаете праздники и традиции   народов Севера.

Дети - «Вороний день», «День оленевода», «Медвежий праздник.

Ведущий: Молодцы, правильно. «Есть у народа ханты ещё традиция, на дерево счастья завязываются ленточки и загадываются желания». (Дети завязывают ленты) Этой замечательной традицией мы закончим занятие. До свидания ребята.


Список литературы

  1. Бельды Б.Ч. Возрождение традиционных средств физического воспитания народов Севера: Межвузовский сборник научных трудов. - Хабаровск: Хабаровский педагогический институт, 1990. - С. 42.
  2. Зуев В.Н. Северное многоборье. Тюмень, 2003- 280 с.
  3. Мартынова Е.П. Социализация детей у ханты и манси: Материалы 7 Виноградских чтений. - Ч. 1. - Екатеринбург, 1993. - С. 29.
  4. Прокопенко В.И. Традиции физического воспитания народов Севера. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - С. 87-89.
  5. Северное многоборье: Уч.-метод. пособие / Н.И.Синявский, В.В.Власов и др. Сургут, 2002- 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Национальная посуда народа саха"

Знакомство детей  с народно-прикладным  искусством  якутских мастеров.Обогащение словарного запасаВоспитывать уважение к традициям родного народа.Учить детей расписывать элементы якутск...

Программа индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста "Северный Олимп"

Программа индивидуального развития направлена на развитие основных видов движения (ходьба, бег, прыжки) у старших дошкольников шестого года жизни с ОВЗ....

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"

Цель проекта  - заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о  русской северной обуви, её...

Развлечение для детей старшей и подготовительной групп. Тема: «Путешествие по просторам Крайнего Севера»

Данный материал - это обобщение опыта работы по использованию регионального компанента в воспитательно-образовательной работе в детском саду....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

познавательное занятие "Кто как видит" для детей старшего дошкольного возраста. С помощью разнообразных опытов дети узнают, как видят разные животные.

Конспект занятия Тема «Кто как видит»Область развития «Познание» Задачи:1.Через  экспериментирование познакомить детей с тем, как видят разные животные.2.Развивать по...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...