Конспект ОД "Путешествие по материкам"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Путешествие по материкам»
Цель: Знакомство с материками.
Задачи:
-Дать представления о том, что карта-это изображение земли, которую используют для определения направления в путешествиях; закрепить знания детей о том, что планета Земля- это громадный шар, большая часть которого покрыта водой.
-Уточнить и расширить знания о том, что кроме воды на Земле есть материки-твёрдая земля-суша; развивать познавательные интересы к окружающему миру, экологическое мышление, внимание.
-Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их; обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, полюс, карта.
Методические приемы: беседа, вопросы и ответы, объяснения, загадывание загадки, сюрпризный момент – появление Старика Хоттабыча.
Предварительная работа: работа с глобусом, знакомство с планетой Земля, ее характерными особенностями. Рассматривали карту с изображением Земли.
Материал к занятию: карта с голубым фоном, контуры материков, ковер-самолет, указка.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки, а теперь давайте подарим улыбки друг другу.
Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель читает загадку:
Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Воспитатель:Правильно, планета на которой мы с вами живем называет Земля. Какая же она – наша Земля? Как она выглядит из космоса, когда на нее смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответы)
Дети: круглая, большая, вдали маленькая…
Воспитатель: Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать ее вокруг. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане (Показ картинки с изображением трёх китов). Другие доказывали, что плоская Земля держится на трёх слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… (Показ картинки с изображением слонов).
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
-И как вы думаете добирались ли они до края Земли?
Дети: Нет, потому что планета круглая и у нее нет ни конца ни края.
Воспитатель: А где мы можем увидеть всю землю сразу?
Дети: На глобусе.
Воспитатель: Если мы отправимся в путешествие, что мы можем взять с собой в помощь, чтобы знать, куда нам направиться?
Дети: карту
Воспитатель: Правильно, карту. Карта – это изображение Земли, которая всегда помогает путешественникам в пути определить где они находятся и куда дальше направляться.
- А на чем можно путешествовать?
Дети: Самолёт, вертолёт, корабль, машина , пешком и т.д
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по планете Земля. А поможет нам в этом вот эта волшебная бутылка, стоит ее только открыть и появится… Как вы думаете кто?
Дети: Волшебник, Алладин, джин, Хаттабыч..
Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим. (открывает бутылку, раздается отвлекающий звук)
Появляется старик Хоттабыч с ковром в руке (в ковре завернута карта)
Воспитатель: Здравствуйте, старик Хоттабыч!
Хоттабыч: Здравствуйте, зачем вы, о несравненная, меня позвали?
Воспитатель: Мы с детьми хотим отправиться в путешествие по планете Земля, Вы не поможете нам в этом?»
Хоттабыч: С удовольствием, мой ковер-самолет всегда со мной
Воспитатель: Но нам еще нужна карта
Хоттабыч: А у меня и карта есть (разворачивает ковер, достает карту), вот только от старости она выцвела и на ней кроме контуров ничего уже не видно.
Воспитатель: Не беда, мы с ребятами быстро все исправим. А Вы, уважаемый старик Хоттабыч присаживайтесь и отдохните. Дети, что же есть на нашей планете Земля?
Дети: Вода (моря, океаны, озёра, реки), суша (материки , острова)
Воспитатель:Прежде всего на Земле есть два полюса. Как они называются?
Дети: Северный полюс, Южный полюс.
Воспитатель: Один Северный, другой Южный. Северный сверху земного шара (показывает). Южный – внизу. Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Слышали про них? Может быть знаете, как называются некоторые?
Дети: Тихий, Атлантический, Индийский, Южный (Антарктический). Северный Ледивитый (Арктический).
Воспитатель: На столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат или треугольник?
Дети : Потому что, наша Земля круглая.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, круг разделён линиями на 3 части. Вырезаем одну часть из трёх. Теперь на одну часть поставим жёлтую фишку, а на две части синюю фишку. Вот столько места занимает на Земле вода-2/3, и 1 часть-суша.
Вот поэтому вся карта раскрашена голубым цветом (голубой похож на воду). Сейчас карта одинаковая, как будто вся Земля покрыта водой. Но что же еще есть на нашей Планете кроме морей и океанов?
Дети : Материки
Воспитатель: Вы знаете сколько всего материков на планете Земля?
Дети : 6
Воспитатель: Назовите какие вы знаете материки?
Дети: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.
Воспитатель: Правильно ребята. Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша. Вот самый большой материк Евразия (показ). Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу. (Дети помогают наклеить.) и простирается с запада на восток на много тысяч километров. На западе её омывают воды Атлантического океана, на востоке –Тихого, на юге- Индийского, а на севере –Северного Ледовитого океана.
Вот следующий материк –Африка (показывает). Что-нибудь знаете про Африку, слышали про нее?
Дети : (ответы)
Воспитатель: Африка расположена посередине земного шара, немного ближе к Южному полюсу (приклеивает). Её омывают два океана: Атлантический и Индийский. Здесь растут влажные экваториальные леса _ непроходимые джунгли. Многие виды растений ещё не открыты и не исследованы. Деревья в джунглях никогда не сбрасывают листья и остаются зелёными круглый год. На севере материка находится самая крупная в мире пустыня Сахара, на юге- пустыня -Калахари, а на юго-западе – пустыня Намиб. Кроме влажных экваториальных лесов и засушливых пустынь, в Африке встречаются саванны, поросшие высокими травами и кустарниками. В саваннах обитают антилопы, зебры, жирафы и другие травоядные животные.
Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показывает Америку). Кто-нибудь знает, как называется этот материк?
Дети: Северная Америка, Южная Америка.
- Америка состоит из двух частей: верхняя часть – Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Она протянулась по всему земному шару –от Северного полюса к Южному (приклеивает вместе с детьми.) в Северной Америке расположено 20 стран. Самые крупные из них – Канада, Соединённые Штаты Америки и Мексика. Область лесов на севере материка сменяется к югу прериями и пустынями. Южная Америка своей формой напоминает крыло птицы. На западе материка находятся высокие горы, а на востоке –равнины, поросшие лесом и кустарниками. По равнинам Южной Америки течёт Амазонка- самая длинная река в мире. А в труднодоступных тропических лесах находится самый высокий водопад в мире- Анхель.
Воспитатель: Кто знает, что есть на полюсах земного шара?
Дети : Снег, лед.
Воспитатель: Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На южном полюсе еще холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида. Давайте его приклеим на карту. (приклеивают.) здесь круглый год холодно, даже летом. Этот материк не принадлежит ни одной стране мира. Здесь работают учёные из разных стран, они изучают этот материк. Из растений в Антарктиде встречаются мхи и лишайники, а из животных- пингвины и тюлени.
- Остался последний материк. Он небольшой это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию?
Дети:(ответы).
Воспитатель: Эта суша, как большой остров окружена со всех сторон океаном. (Приклеивают). Большую часть Австралии составляет засушливая пустыня, в которой летом пересыхают реки и озёра. Здесь обитают животные, которые нигде больше не встречаются. Например, сумчатые. Они называются так потому, что носят своих детёнышей в специальных сумках, находящихся на животе. В сумках растят своих малышей вомбат и коала. Но самое известное сумчатое животное Австралии конечно же кенгуру.
Хоттабыч: Что то я засиделся. Я предлагаю вам немного отдохнуть и облететь на ковре самолете вокруг Земли и полюбоваться на нее.
(Проводится реалаксация под музыку. Детям предлагается сесть на ковер, закрыть глаза).
Воспитатель: Давайте представим, что мы взлетели на ковре высоко-высоко в небо и парим рядом с птицами, рядом с облаками. В лицо нам повеял легкий, теплый ветерок и мы видим как красива наша земля. Мы пролетаем над морями, океанами, теперь мы летим над горами и лесами. Как красиво вокруг!
Воспитатель: Что вы увидели пролетая над землей?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Конечно, на всех материках обитает много живых существ: растут растения, живут большие и маленькие животные и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Об этом мы поговорим в другой раз.
Воспитатель: Скажите ,как называется самый большой материк?
Дети : Евразия (показывают)
Воспитатель: Как называется самый маленький материк?
Дети: Австралия (показывают)
Воспитатель: Самый холодный материк?
Дети: Антарктида (показывают)
Воспитатель: Самый жаркий материк?
Дети: Африка (показывают)
Воспитатель: Как называется материк , который Состоит из двух частей?
Дети: Америка Северная и Южная. (показывают)
Воспитатель: Материк , который покрыт всегда снегом и льдом?
Дети: Антарктида (показывают)
Воспитатель: Сколько всего материков?
Дети: 6.
Воспитатель: Мы с вами на каждом занятии будем путешествовать по планете Земля с помощью карты, которую мы сделали сегодня. Узнаем много нового о нашей планете.
Хоттабыч: Ну за то , что вы такие молодцы, так много знаете о планете Земля, я хочу сделать вам подарок________________________________________________________
А мне пора в свою сказку. До свидания!
Воспитатель: Спасибо! До свидания! МЫ справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что карта-это наш помощник в путешествии, а ещё теперь знаете названия материков и их расположение на карте. Ребята , вам понравилось наше путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Путешествие по материкам»
Цель: закрепление знаний у детей о материкахЗадачи:• Обобщить знания детей о планете Земля;Закрепит знания о материках и океанах их расположении на карте, об ос...
План-конспект занятия "Путешествие по материкам" с детьми подготовительной группы.
Цель: формировать у детейпредставление о планете Земля, познакомить с природными условиями и обитателями материков. Задачи: закреплять названия метриков, знания о животном и растительном мире, ха...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Материки знаний»
В работе представлен конспект занятия с детьми подготовительной группы "Материки знаний"...
Конспект открытого занятия педагога-психолога на тему: «По материкам»
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду, содержит в себе техники информационных технологий, релаксации, сенсорные игры, сюрпризные моменты....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. «Путешествие по неизвестному материку»
Цели занятия: 1Учебные: упражнение в соотнесении цвета-длины – числа и использовании различных способов сравнения по длине (приложение, на глаз); закрепление состава числа 6; упражнени...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Материки и их животный мир"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Материки и их животный мир»Форма проведения: квест-занятиеИ...
Конспект открытого занятия "Материки"
Конспект открытого занятия "Материки"...