Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Материки и их животный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Материки и их животный мир»
Форма проведения: квест-занятие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: формировать у детей целостный взгляд на мир
Образовательные задачи:
- Закреплять у детей представление об особенностях животного мира шести материков, о взаимосвязях от среды обитания;
- Закреплять и уточнять знания детей о материках.
-Продолжать формировать у детей личностное восприятие эмоционального, оценочного отношения к миру.
- Вызывать интерес к окружающему миру,
Развивающие задачи:
-Развивать познавательную активность детей.
-Развивать наблюдательность, логическое мышление.
- Развивать любознательность и кругозор.
-Развивать речь, память.
-Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
-Учить детей понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать основы экологического сознания.
Здоровье сберегающие задачи:
- при помощи зрительной гимнастики укреплять глазные мышцы, снимать физическую и психоэмоциональную напряжённость.
Предварительная работа:
- Просмотр презентаций: «Белые медведи – обитатели Антарктиды», «Пингвины», «Животные материков», «Христофор Колумб – путешественник-мореплаватель».
- Беседы: «Материки», «Животные материков».
- Викторина: «Животные леса».
- Заучивание стихотворений «Материки». «Океаны».
- Дидактические игры «Найди материк для животного», «Назови животное».
- Рисование «Животные Африки», лепка «Бурый медведь – хозяин леса», Аппликация «Пингвины».
- Оформление выставки «Животные материков».
Содержательный этап: Для проведения квест- занятия выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение определённых заданий.
Мотивационный этап: Мотивация проходила через поставленную проблему: выполнить все задания и в конце получить награду.
Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялась их заинтересованность, организованность и внимательность.
Благодаря использованию здоровье сберегающих технологий и включения в занятия подвижные упражнения, гимнастику для глаз, частую смену деятельности, у детей не проявлялось признаков утомляемости.
Планируемые результаты:
Дети достигли и получили результат, так как полностью смогли реализовать поставленные задачи. Задания выполнены правильно на всех этапах игры.
Проводя анализ можно сказать, что все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение.
Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность была высокой.
Считаю, что выбранная форма организации квеста была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала их к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Ход НОД
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
И скажем нашим гостям: «Доброе утро»!
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо и необычная посылка. И просили передать всё это к нам в группу. Прочитайте на конверте, от кого это письмо? (от Христофора Колумба). А вы знаете, кто это? (ответы детей). Правильно, Христофор Колумб великий путешественник-мореплаватель. Давайте прочитаем, что он нам написал.
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я очень люблю путешествовать. И вас приглашаю в кругосветное путешествие. Высылаю вам посылку. В ней лежит то, что поможет вам в путешествии. Выполните все задания и в конце путешествия вы получите награду. Желаю удачи! В добрый путь!
Но прежде, чем вы откроете посылку, отгадайте мои загадки».
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус)
Воспитатель: Да, это глобус.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)
Воспитатель: Правильно, это географическая карта. А для чего нам нужны эти предметы? Чем они могут нам помочь? (для путешествия по земному шару).
Воспитатель: Что же мы с вами сегодня будем делать? (ответы детей). Правильно, мы отправимся в путешествие! А чем отличаются путешественники от туристов? (Путешественники любят путешествовать по разным городам и странам, и иногда не знают на какое время они останутся, и куда отправятся дальше. А туристы выбирают точный маршрут, и останавливаются там, где задумали).
Воспитатель: На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. Чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели глобус.
-Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
-Какая форма у глобуса? (форма шара)
- Что такое географическая карта? (развёрнутый глобус)
-Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). Почему? (ответы детей). Да, наша планета из космоса кажется голубой из-за множества морей, океанов, рек и озёр.
- Сейчас мы с вами узнаем о всех океанах?
(Рассказывает стихотворение ребёнок)
На нашей Земле океанов –Четыре:
ИНДИЙСКИЙ – Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
Воспитатель: Что на глобусе обозначено коричневым цветом?
(Коричневым цветом обозначены горы)
-На карте можно обозначить горы от самых маленьких, до самых больших. Если горы низкие – светло-коричневым цветом, если горы средние – просто коричневым, а самые высокие – тёмно-коричневым.
-А что на глобусе обозначено жёлтым цветом?
(Жёлтым цветом обозначена пустыня (песок)
-Что на глобусе обозначено зелёным цветом?
(Зелёным цветом на глобусе обозначены леса)
- А что ещё расположено на глобусе?
(На глобусе расположены материки).
- Сколько всего материков?
(6 материков)
(разворачивает карту, на которой изображены только океаны).
Воспитатель: У нас есть карта, но на ней изображены только океаны, а материков нет.
Воспитатель: В посылке еще что-то лежит. (достаёт Книгу путешественника. Дети читают). Значит Книга путешественника нам тоже поможет. Вы готовы отправится в путешествие?
Воспитатель: Какой материк самый маленький? – Австралия (достаёт из волшебной книги материк)
Воспитатель: Правильно, это Австралия. (достаёт из книги материк и прикрепляет к карте. (показ слайдов)
Австралия – самый маленький материк. Австралия со всех сторон омывается морями. Там почти всегда светит солнце. Рек и озёр не много, потому, что выпадает мало осадков. В Австралии растут деревья эвкалипт и золотая акация. В Австралии живёт самая большая птица страус Эму и очень быстрое сумчатое животное – кенгуру.
Воспитатель: А какие ещё животные живут в Австралии?
(коала, ехидна, муравьед, собака динго, попугаи).
Воспитатель: послушайте загадки и отгадайте их.
Попрыгушка, поскакушка.
С сумочкой на толстом брюшке.
Не рубли там, не монетки.
Из него глазеют детки.
Скачет, скачет по двору
С ними мама… (КЕНГУРУ)
Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете.
(СТРАУС)
-Выложите слово КЕНГУРУ и слово СТРАУС.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились хорошо с заданием Христофора Колумба. А сейчас давайте обозначим Австралию символами. Цвет у Австралии - оранжевый. Почему? (потому, что на этот материк находится на юге, и там всегда тепло). А второй символ – это сумка. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, потому, что в Австралии живёт кенгуру – сумчатое животное. Вы справились с первым заданием. Отправляемся в путешествие на следующий материк.
Воспитатель: Какой материк самый жаркий? – Африка (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте) (показ слайдов)
В Африке самое жаркое в мире солнце и горячий песок. Её можно назвать материком «самых-самых». В Африке находится: самая большая пустыня Сахара, самая длинная река Нил, самое высокое животное жираф, самое большое животное слон, самое быстрое животное гепард. В Африке растут фикусы, папоротники, верблюжья колючка.
Воспитатель: А в знаете, какие ещё животные живут в Африке? (верблюд, носорог, лев, зебра, бегемот, крокодилы, обезьяны, варан).
(Показ слайдов)
Воспитатель: Мы немного разомнемся, математикой займёмся. Послушайте и решите задачи из Африки:
Слон, слониха, 2 слонёнка,
Шли толпой на водопой.
А навстречу им 3 львёнка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей?
(7 зверей)
-Решите следующую задачу.
Пригласил жираф к обеду,
На весёлую беседу:
Носорога, бегемота,
Верблюжонка и слона,
Зебру, крокодила, льва.
Но одумался жираф:
«Я, конечно, был не прав!
Как бы всем нам не пропасть?
Не попасть бы хищным в пасть?»
Хищных льва и крокодила
Не пустил жираф к себе
Испугался, быть беде!
Сосчитайте поскорей,
Сколько у жирафа обедало зверей?
(6 зверей)
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро и правильно решили все задачи. И с этим заданием Христофора Колумба вы справились. Предлагаю обозначить Африку символами. Цвет у Африки – жёлтый. Почему? (потому, что это самый жаркий материк и там находится пустыня Сахара). А второй символ – это солнце, потому, что Африка – материк солнца.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие! Какой же следующий материк нас ожидает?
Воспитатель: Какие материки два родных брата? – Южная Америка и Северная Америка.
- Какой материк из них расположен ближе к югу? – Южная Америка. (достаёт и волшебной книги материк и прикрепляет к карте). (показ слайдов)
Америка разделена на два материка. На этих материках разная природа. В Южной Америке много гор. Протекает самая длинная река в мире Амазонка. Там живёт самая маленькая птица на земле – Колибри, она умеет летать хвостом вперёд; самая большая змея – Анаконда, самое высокое дерево Сиквоя.
Воспитатель: Какие ещё животные живут в Южной Америке? (ленивиц, муравьед, ягуар, броненосец, лама, пума).
Воспитатель: Сейчас вам нужно будет в парах собрать животное из разрезных картинок и назвать его. Сказать какое это животное травоядное или хищное.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием. Мы обозначаем символами Южную Америку. Цвет – коричневый. Почему? (потому, что на материке расположено много гор). Второй символ – горы.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие дальше! А чтобы набраться сил, предлагаю немного размяться.
Физкультминутка.
Путешествуя по странам, утомились мы в пути. (дети встают и шагают на месте)
Предлагаю вам, ребята, ручкой, ножкой потрясти (трясут руками и ногами)
Посмотреть направо, посмотреть налево (повороты головой),
Потянуться к солнцу (поднять руки вверх),
Удивиться: "Где мы?" (пожать плечами).
Пролетают птицы, крылья расправляют (машут руками). Деревья – великаны ветками качают, (поднять руки вверх, покачать)
Через ручьи и кочки мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей всегда нужна сноровка (прыжки). Вдыхаем свежий воздух, (вдох – выдох)
Как бабочки кружимся (повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный спокойно мы садимся (садятся на стулья).
Воспитатель: Слушайте следующее задание Христофора Колумба. Какой материк из двух братьев расположен ближе к северу? – Северная Америка. (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте). (показ слайдов)
Северная Америка расположена ближе к северу. Там протекает река Миссисипи. В Северной Америке много хвойных лесов, где растут ели и лиственницы; и лиственных лесов, там растут дубы, клёны липы. Природа Северной Америки очень похожа на природу в нашей стране.
Воспитатель: А какие животные живут в Северной Америке? (северный олень, песец, овцебык, полярный волк, медведь гризли, дикобраз, енот, рысь, скунс).
Воспитатель: А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Кто лишний?». Я буду называть несколько животных, а вы должны сказать, какое животное лишнее и почему.
-Медведь гризли, песец, жираф, рысь
-Крокодил, северный олень, дикобраз
-Полярный волк, кенгуру, скунс
-Овцебык, бегемот, лось, енот.
Воспитатель: Повторяйте за мной чистоговорки:
Лень-лень-лень - скачет северный олень
Раз-раз-раз - колючий дикобраз
Олк-олк-олк - охотится полярный волк
Бык-бык-бык - идёт рогатый овцебык
Ведь-ведь-ведь - спит в берлоге медведь
Ось-ось-ось -по лесу бродит рогатый лось
Ец-ец-ец - бежит пушистый песец
От-от-от - полосатый енот
Ысь-ысь-ысь - прыгает рысь
Воспитатель: Молодцы. Задание вы выполнили. А сейчас обозначим символами Северную Америку. Первый символ цвет – голубой. Почему? (потому, что Северная Америка расположена ближе к северу). Второй символ – река. Это обозначение реки Миссисипи, она самая длинная в Северной Америке.
Воспитатель: -Какой материк самый холодный? - Антарктида (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте) (показ слайдов)
Антарктида – это самый холодный материк на планете. Вся Антарктида покрыта толстым слоем льда и снега. Когда в Антарктиде становится немного теплее, то ото люда откалываются огромные льдины – айсберги. На этом материке нет растений.
Воспитатель: Какие животные живут в Антарктиде? (белые медведи, тюлени, морские котики, моржи, пингвины, полярная сова).
Воспитатель: А вы хотите узнать, почему белому медведю не холодно в Антарктиде?
ОПЫТ
Когда белый медведь вылезает на льдину из воды, почему его шерсть не покрывается льдом? Ведь он мокрый, а на сильном морозе вода превращается в лёд. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, предлагаю проделать опыт.
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Рука мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте их жиром (детским кремом). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили. Вода собралась каплями, аккуратно стряхните руку. Что, получилось, попробуйте объяснить. (Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не дает воде пропитать шерсть, вода стекает, не успев замёрзнуть).
Воспитатель: Задание Христофора Колумба вы выполнили. Обозначим материк Антарктиду символами. Первый символ цвет – белый. Почему? (потому, что в Антарктида много снега и льда). Второй символ – снежинка. Это самый холодный материк.
Воспитатель: Какой материк самый большой? – Евразия. (достаёт из волшебной книги материк и прикрепляет к карте) (показ слайдов)
Материк Евразия состоит из 2-х частей – Европы и Азии. На этом материке расположена и наша страна – Россия. В Евразии есть: леса, луга, реки, моря, озёра, степи, горы, пустыни. Евразию разделяют на 4 части: юг, север, запад, восток.
Воспитатель: Какие животные выносят морозы? (Снежные барсы, белые медведи, северные олени, волки).
-Какие животные живут в южной части Евразии? (Верблюды, вараны, ящерицы, дикие козы)
-Какие животные водятся в наших лесах? (Волк, заяц, лиса, кабан, медведь, лось, ёж др.)
Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи какой?»
- медведь – какой? (косолапый, большой, сильный, огромный, бурый)
- лиса – какая? (хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая)
- заяц – какой? (трусливый, маленький, белый (серый), быстрый, косой)
- волк – какой? (злой, голодный, зубастый, серый, большой, лохматый)
- белка – какая? (проворная, запасливая, быстрая, прыгучая, рыжая)
- ёж – какой? (колючий, маленький, запасливый, осторожный)
- лось – какой? (рогатый, большой, сильный, бородатый)
Воспитатель: Сейчас вы поучаствуете в викторине «Дикие животные леса»
- У какого животного всю жизнь растут зубы? (у зайца)
- Какое животное гавкает? (лиса)
- Почему медведь, когда спит в берлоге сосёт лапу? (греет новую кожу на лапах тёплым языком)
- Какое животное называют «санитаром леса»? (волка)
- Какого животного боятся волки и медведи? (лося)
- Какое животное называют дикая свинья? (кабана)
- Какое животное плохо видит, но имеет хороший нюх? (ёж)
- Какое животное использует свой хвост, как парашют? (белка)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились и с этими заданиями Христофора Колумба. Обозначим символами материк Евразия. Первый символ цвет – зелёный. Почему? (много лесов). Второй символ – компас. Почем? (четыре стороны света).
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Надёжный компас, с нами будь,
Ты укажешь верный путь.
Стрелка север показала,
Путь на верх нам указала.
Стрелка юг нам показала,
Путь на низ нам указала.
На восток – глаза направо,
А на запад – влево взгляд.
Теперь быстро поморгаем,
Можно восемь раз подряд.
Сейчас спокойно отдыхаем,
Глаза все дружно закрываем.
Отдохнули. Всё, подъём,
И все дружно мы зевнём.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови животное». (Дети передают друг другу по кругу надувной мяч, изображающий планету Земля, и называют животное любого материка).
Воспитатель: Немного отдохнули, и снова отправляемся в путь! (дети садятся за столы). У вас на столах лежат конверты. Достаньте то, что лежит в конверте. Что это? (материки). Правильно, это материки. Сейчас вы будете работать в парах. Вам необходимо заселить свой материк только теми животными, которые там обитают. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Расскажите всем о своём материке.
(Дети выходят к доске пять человек и рассказывают четверостишие каждый о своём материке)
Делим мир на шесть кусков:
В мире шесть материков.
Раз – Австралия у нас.
Кенгуру там встретит вас.
Вот Америка, смотри.
Юг и север. Два и три.
Северная, Южная,
В мире очень нужная.
А четыре – Антарктида.
Ветрам, холоду открыта.
Там кругом лишь снег да льдины,
А на льдинах спят пингвины.
Дальше, вспоминаем – Пять.
Надо Африку назвать.
В Африке растут бананы,
И живут там обезьяны.
И последней назовем:
Шесть – Евразию, наш дом.
Больше всех она, друзья,
Счастлив, что живу тут я.
Воспитатель: Давайте составим ещё одну карту. (подводит детей к доске с картой без материков). Материки, которые вы заселили животными, мы разместим на этой карте.
Воспитатель: Ребята, помните, что написал нам Христофор Колумб о награде? Вам нужно её найти. Сейчас я буду читать направление, а кто-то из вас будет двигаться по этому направлению. (Ребёнок двигается по заданию воспитателя: три шага вперёд, два шага влево и т.д. Находит сундук и приносит детям. В сундуке находятся медали «Юного путешественника» и раскраски животных. Воспитатель награждает детей).
Воспитатель: Христофор Колумб награждает вас медалями «Юного путешественника». Вы справились со всеми заданиями. Вы настоящие путешественники!
Релаксация
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Кому что понравилось больше всего? Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"
Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Встреча с художником»
Формирование элементарных представлений о видах живописи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все жи...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Образовательная область: Речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие». Це...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные»
Задачи:- расширять знания детей о том, как некоторые животные зимуют (мыши, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют);- упражнять детей в умении составлять рассказ о животных по схеме - моде...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Материки и их животный мир»
Тема: «Материки и их животный мир»Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: формировать у дете...