Творческо-исследовательский проект «Мир динозавров»
проект по окружающему миру (старшая группа)
История динозавров очень интересна, так как представляет собой огромную эпоху жизни нашей планеты, по сравнению с которой человеческая история выглядит мгновением. Но никто не может сказать точно, какого цвета и вида были эти потрясающие звери, почему одни виды вымирали, а другие появлялись, отчего вдруг в конце мелового периода эти животные вообще исчезли с лица Земли. Данный проект поможет дошкольникам проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, а проведение собственных исследований позволит обобщить данные и проанализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_dinozavrov.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №134 Сказка"
Творческо-исследовательский проект «Мир динозавров»
Составила:
Гачегова Алена Николаевна
воспитатель 1 кв. категории
г. Братск
2016 г
По содержанию: творческо-исследовательский проект
По характеру участия ребёнка: участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы ДОУ
По количеству участников: групповой, старший возраст
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 2 недели
Актуальность: История динозавров очень интересна, так как представляет собой огромную эпоху жизни нашей планеты, по сравнению с которой человеческая история выглядит мгновением. Но никто не может сказать точно, какого цвета и вида были эти потрясающие звери, почему одни виды вымирали, а другие появлялись, отчего вдруг в конце мелового периода эти животные вообще исчезли с лица Земли. Можно только строить догадки и изучать, изучать, изучать. Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков загадочен. Данный проект поможет дошкольникам проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, а проведение собственных исследований позволит обобщить данные и проанализировать.
Цели проекта: Развивать творческий, исследовательский интерес у дошкольников к изучению жизни динозавров на земле; повысить познавательную активность совместно с педагогами и родителями в ходе опытов, выставок, бесед, изготовления поделок.
Задачи педагога:
- Создать условия для реализации проекта
- Поддерживать интерес детей к истории возникновения жизни на земле.
- Развивать у дошкольников воображение, желание наблюдать, исследовать, сравнивать, делать выводы
- Обогащать активный словарь детей
- Воспитывать у детей бережное отношение к животному миру
- Привлечь родителей для участия в проектной деятельности
Детская задача: ответить на вопрос «Кто такие динозавры»
Задачи родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка с учётом опыта детей, приобретённого в детском саду;
- принять участие в организации проекта, быть заинтересованными жизнью группы и желать участвовать в ней;
Этапы реализации проекта
1 этап «Проблемная ситуация»
- определение проблемы проекта
- сюжетная ситуация
Главным моментом нашей проектной деятельности послужило чтение рассказа Никиты Чарушина «Невиданные звери». Выслушивая ответы детей в ходе беседы, мы узнали, что ребята хотят узнать о том, а были ли такие животные раньше. Решили выяснить, сможем ли мы ответить на данные вопросы.
Чтобы определить степень знаний детей, использовалась модель трёх вопросов
Что мы знаем? | Что хотим мы знать? | Как мы узнаем? |
Сейчас динозавров нет, но они были очень давно (Ярослав) | Были ли у динозавров детёныши и как они заботились? (Олеся) | Спросим у воспитателя |
Климат изменился на земле, и динозавры вымерли (Захар) | Кто такие динозавры? (Злата) | У папы и мамы |
Динозавров мы можем в книжках только посмотреть (Алиса) | Чем питались динозавры? (Глеб) | В компьютере посмотрим |
Что мы можем изготовить после того, когда так много узнаем, и чтобы нам ничего не забыть:
Кирилл: «Раскрасим динозавров и сделаем книжку»
Полина: «Мы ещё можем рассказать про динозавров другим ребятам»»
Воспитатель: «А мы можем на бумаге наклеить раскраски и сделать мультипликационную ленту «Жизнь динозавров»
Прогнозируемый итог проекта:
- Выставка работ из природного материала, пластилина
- Создание мультипликационной ленты «Жизнь динозавров»
- Презентация «Мир динозавров» для групп старшего возраста
2 этап «Подготовительный»
- формулируем цели и задачи проекта
- прогнозируем итог проекта
- составляем план образовательной работы, план взаимодействия всех участников проекта
- подбираем методическую, художественную литературу, дидактический и демонстрационный материал, иллюстрации по данной теме
- обсуждаем проект с родителями
3 этап « Поиск информации»
- реализация плана образовательной работы: беседы, НОД, игровая деятельность, опыты, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов
- привлечение к участию родителей
4 этап «Итоговый»
- анализ результатов реализации проекта в группе, подведение итогов
- оформление выставки «Мир динозавров» (игрушки, книги, энциклопедии)
- проведение опыта «Выращиваем динозавра» (из игрушечного яйца), лист наблюдения за ростом динозавра
- мастер-класс родителей «Пластилиновый динозаврик», из бросового материала (шишки) «Мои друзья – динозаврики»
- презентация ребёнком «Мой динозаврик» (рисунок и описательный рассказ)
- создание мультипликационной ленты «Жизнь динозавров»
- стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей
Формы взаимодействия с родителями:
- индивидуальные беседы
- помощь в подборе дидактического материала (энциклопедии, иллюстрации, игрушки, картинки с мультимозаикой (наклейки динозавров)
- мастер-класс родителей и детей в изготовлении поделок "Пластилиновый динозаврик", «Мои друзья - динозаврики»
- выполнение домашнего задания (рисунок и описательный рассказ «Мой динозаврик»)
План образовательной работы в процессе реализации проекта «Мир динозавров»
1 неделя (с 12 по 16 сентября)
- Чтение рассказа Н.Чарушина «Невиданные звери» (беседа)
- Подбор игрушек и литературы по данной теме
- Оформление выставки «Мир динозавров» (игрушек, книг, энциклопедий), рассматривание иллюстраций)
- Рисование динозавров с помощью трафаретов. Просмотр мультфильмов
- Мастер-класс родителей и детей в изготовлении поделок "Пластилиновый динозаврик». Опыт «Выращиваем динозаврика»
- Подготовка к презентации «Мой динозаврик» (рисунок и описательный рассказ)
2 неделя (с 19 по 22 сентября)
- Мастер-класс родителей и детей из бросового материала (шишки) «Мои друзья – динозаврики»
- Презентация «Мой динозаврик» (в своей группе)
- Создание мультипликационной ленты «Жизнь динозавров»
- Выставка работ из бросового материала и пластилина «Мир динозавров»
- Приглашение на презентацию «Мой динозаврик» групп старшего возраста
Результат проекта
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о динозаврах. Дети приобрели умения и навыки анализировать и систематизировать, делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Появился интерес к познанию окружающего мира.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей, сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Приложение
Рассказ «Кто такие динозавры и когда они жили?»
Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой.
Триасовый период.
Триасовый период начался около 250 миллионов лет назад и длился 35 миллионов лет.
Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода появились самые первые представители динозавров.
Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров.
тринаксодон — длина 40 см
Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные.
Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке, Антарктиде.
Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.
Юрский период.
Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета.
Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры и плезиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как впафобетор, кетцалькоатли, птерозавр. Рамфоринх был первым летающим ящером. Крыльями ему служили кожистые перепонки между передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних землероек. Но «главными» животными на суше в юрский период стали динозавры. Они встречались повсюду, такие как
травоядные
брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра,
стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров,
апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр.
Хищники
диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров.
цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров.
аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров
Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис.
Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.
Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое».
Меловой период
Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.
Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов — сейсмозавров.
Травоядные:
паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн.9 метров в длину
пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину.
Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину.
велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину.
Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой.
Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.
В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метеоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.
Опыт и наблюдения.
В детских магазинах появилась чудесная игрушка «Растущее животное». Очень нравиться всем детям. Эта игрушка представляет собой детеныша какого-либо животного, в нашем случае динозавра.
В качестве экспериментальной деятельности было проведено наблюдение за ростом детеныша динозавра.
Алгоритм проведения опыта.
Рассмотрели маленьких динозавриков, пощупали их.
Сделали предположения, насколько вырастет детеныш.
Наполнили стакан водой. Опустили игрушку в воду. Вода должна полностью закрывать динозавра.
Наблюдаем, то через 16 часов динозаврики увеличились в размере.
Беседа «Чем питались динозавры?
Большинство динозавров питались травой. Учёные называют их травоядными. Кроме этих миролюбивых поедателей травы были динозавры–хищники, питавшиеся мясом. Их называют плотоядными. Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи. В особенности часто это заботило травоядных, потому что в растительности содержится значительно меньше питательных веществ, чем в мясе. Хищные динозавры охотились на травоядных динозавров, убивая их с помощью своих острых зубов и когтей. Если травоядным динозаврам не удавалось спастись бегством или они не имели защитного панцирного покрова, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.
Как размножались?
Как нам всем известно, любой динозавр отличается по внешним признакам от другого, потому и яйца тоже будут разного вида. Палеонтологи утверждают, что древние ящеры не рождали живых детёнышей, а откладывали потомство. Яйца динозавров, имели очень крепкую скорлупу и ничем не отличались от птичьих яиц или прочих рептилий. Множество динозавров сами создавали гнезда для того, чтобы высидеть потомство. Впервые такое ископаемое, как яйца динозавров нашли во Франции в 1859 году и принадлежали они гипселозавру. В целом, размер и форма яиц варьировала, обычно они были округлыми или удлиненными. Самое крупное яйцо было найдено в Восточном Китае, его длина составляла 45 сантиметров, а принадлежало оно теризинозавру. Известно, что самым крупнейшим захоронением яиц был Китай, и обнаружено это было в 1995 году. Совсем недавно. Яйца динозавров в гнездах находили и в пустыне Гоби (1923 год). Гнезда не совсем глубокие, в основном это маленькие ямки, сделанные в земле или же невысокие холмики округленной формы с вмятиной посередине. Из всего этого ясно, что размножение динозавров происходило посредством откладывания яиц в гнезда и дальнейшего их высиживания. Самки располагали яйца в гнездах полукругом, потому что такое ученые встречали повсеместно. А вот совсем недавно в 2010 году палеонтологи из Аргентины и США, представили подтверждения тому, что отдельные особи динозавров делали паровой обогрев яиц. Они откладывали их вблизи геотермальных источников. Размножение динозавров тема, которая также вызывает споры у ученых. Ведь существует версия того, что одни яйца вылуплялись быстрее, другие медленнее. И поэтому каких-то особей было больше, а каких-то других меньше.
Литература
- Ермакович Д. И. Хочу всё знать. Большая детская энциклопедия, М.: АСТ, 2015. - 320 с.: ил.
- Ермакович Д.И, Чайка Е.С. Первая энциклопедия для мальчиков, М.: АСТ, 2014. -140 с.: ил.
- Кут Р. Динозавры и планета земля, М.: «Росмэн», 1998.
- Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 95 с.
- Хлюпин А. Древние ящеры Котельнича. Книжка-раскраска. КОГУП Кировская областная типография. 1998.
- Хомич Е. О, Якушева М.Н. Что? Зачем? Почему? - Минск: Харвест, 2013. – 320 с.: ил.
- Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.:Эгмонт Россия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский коллективный проект для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение Дню воинской славы».
Проект направлен на повышение роли Дней воинской славы (23 февраля, 9 мая) в становлении высоконравственных и этических норм поведения дошкольников на основе краеведческого материала. Проект мож...
ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "НАСЛЕДНИКИ КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА»
Данный проект предполагает организацию работы по духовно- нравственному воспитанию детей в тесном сотрудничестве дет сада и семьи,расширение социальных связей с другими организациями.Разработана систе...
Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"
педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...
Творческо-исследовательский проект "В МИРЕ ДИНОЗАВРОВ"
Проект про мир динозавров, какие были виды, описание каждого из них, проект - динозавры из пластелина....
Методическая разработка "Неделя добрых дел". Детский творческий исследовательский, игровой проект.
Детский творческий, исследовательский, игровой проект.Краткосрочный: 1 неделя.ГрупповойУчастники:: дети подготовительной группы....
Методическая разработка "Мячи бывают разные". Детско-творческий исследовательский игровой проект.
Детско-творческий исследовательский игровой проект.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители....
Совместный творческо-исследовательский образовательный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)
Проект посвящён Международному дню хлеба (16 октября) и приурочен к традиционному празднику ДОУ («Праздник осени»).История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочи...