Совместный творческо-исследовательский образовательный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект посвящён Международному дню хлеба (16 октября) и приурочен к традиционному празднику ДОУ («Праздник осени»).
История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, дорогих гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребенку с первых дней его жизни. «Хлеб — всему голова!» - гласит старая пословица. Она проверена временем: действительно, без хлеба невозможно насытиться даже самым питательным, богатым обедом с обилием различных блюд. И наоборот, если на столе присутствует это изделие из муки — считай, голодным не останешься. Хлеб испокон веков уважали и любили практически все народы, проживающие на планете Земля. Да и сегодня мало, что изменилось. По этой причине чуть больше десятка лет тому назад был учрежден специфический праздник, посвященный Его Величеству Хлебу – Всемирный день хлеба. Множество профессий и отраслей деятельности связано с хлебом. Данный проект позволит детям, на основе удовлетворения самостоятельно осознанных познавательных интересов, узнать много нового и уточнить известную информацию о хлебе, о том, что булки не растут на дереве, о том, как и чем отличается хлеб в разных странах и какие современные профессии связаны с этим продуктом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matveeva_d.v._pasport_proekta.docx | 36.81 КБ |
matveeva_dv.pdf | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Матвеева Д.В.
Паспорт проекта.
Наименование проекта | Совместный творческо-исследовательский образовательный проект «Хлеб — всему голова!» |
Актуальность проекта | Проект посвящён Международному дню хлеба (16 октября) и приурочен к традиционному празднику ДОУ («Праздник осени»). История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, дорогих гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребенку с первых дней его жизни. «Хлеб — всему голова!» - гласит старая пословица. Она проверена временем: действительно, без хлеба невозможно насытиться даже самым питательным, богатым обедом с обилием различных блюд. И наоборот, если на столе присутствует это изделие из муки — считай, голодным не останешься. Хлеб испокон веков уважали и любили практически все народы, проживающие на планете Земля. Да и сегодня мало, что изменилось. По этой причине чуть больше десятка лет тому назад был учрежден специфический праздник, посвященный Его Величеству Хлебу – Всемирный день хлеба. Множество профессий и отраслей деятельности связано с хлебом. Данный проект позволит детям, на основе удовлетворения самостоятельно осознанных познавательных интересов, узнать много нового и уточнить известную информацию о хлебе, о том, что булки не растут на дереве, о том, как и чем отличается хлеб в разных странах и какие современные профессии связаны с этим продуктом. |
Проблема проекта | Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Недостаточная осведомленность детей об исторических и современных условиях хлебопекарного дела в разных странах, личностных качествах человека в профессии «пекарь» и иных смежных профессиях. Недостаточное внимание в семьях воспитанников группы к ознакомлению детей с тематикой хлебопекарного процесса. Представления о любимом всеми детьми продукте – хлебе у современных детей, зачастую, практически не сформированы |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, родители, педагоги (воспитатели), музыкальный руководитель. |
Цель проекта | Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий; изучить с детьми, как и кто выращивает и выпекает хлеб. |
Задачи проекта | Задачи для детей:
|
Задачи для родителей:
| |
Задачи для педагогов:
| |
Сроки реализации | Краткосрочный, 2 недели (3-4 недели октября). |
Вид проекта | Информационный, исследовательский, творческий, игровой. |
Ресурсы проекта | Информационные – книги, фотоальбомы, музыка, видеофильмы, презентация, плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил». Материальные – видеопроектор и экран, музыкальная колонка, ноутбук. |
Продукт проекта | «Каравай» на рушнике (помощь родителей), выставка разных хлебных изделий, испеченных родителями. Самодельная книга-альбом «Его величество хлеб», сделанная детьми. Хлеб и хлебобулочные изделия из солёного теста, сделанные детьми. |
Особенности проекта | Свобода выбора детьми участия в работе любого из секторов (микротем) проекта. Сотрудничество всех участников проекта и повторяемость информации, отобранной в ходе поисковой деятельности разных микрогрупп. Совместное с детьми и родителями определение последовательности выполнения работы и планирование видов работ по проекту. Мобильность в определении времени работы над микротемами проекта. |
Практическая значимость | Для детей: расширение круга представлений и знаний по теме «ХЛЕБ». Для всех участников проекта:
Для воспитателей дошкольных образовательных организаций:
Для родителей:
|
Итоги проекта | Благодаря совместной работе в микрогруппах, обеспечивших сотрудничество детей с родителями и друг с другом, участниками проекта получена информация о хлебе, как интернациональном продукте. Реализация данного проекта предоставила участникам проекта возможности, на основе удовлетворения самостоятельно осознанных познавательных интересов, узнать много нового и уточнить известную информацию о хлебе, о том, что булки не растут на хлебном дереве, о том, как и чем отличается хлеб в разных странах и какие современные профессии связаны с этим продуктом. В результате участия в проекте дети смогут ответить на такие вопросы:
|
Предварительный этап.
- Мотивация детей к выбору темы. В процессе «первого подхода» к теме и поиску связанной с ней для детей внутренней проблемы можно использовать «Модель трех вопросов»:
- Что мы знаем о хлебе?
- Что мы хотим узнать?
- Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
- Составление «Карты хлебных ожиданий» детей.
- Создание плана по теме проекта с разбивкой по секторам (микрогруппам): творческий, познавательный, социально-коммуникативный, физической культуры (двигательный), музыкальный, игровой.
- Подбор оборудования для работы в секторах.
- Составление детьми карты путешествия «СЛЕДУЙ ЗА ХЛЕБНЫМИ КРОШКАМИ»
Основной этап.
Деятельность родителей | Деятельность детей | Деятельность педагогов |
Организовать и провести экскурсию в хлебный отдел продовольственного магазина. Найти информацию и рассказать детям о самом первом хлебе на планете. Найти информацию и рассказать детям о том, почему булки не растут на хлебном дереве. Найти и выучить с детьми стихи, пословицы и поговорки о хлебе. Повторить выученные стихи по теме. Придумать кроссворды совместно с детьми. Придумать загадки совместно с детьми по данной тематике. Найти и прослушать с детьми музыку на данную тематику. Найти и посмотреть фильмы\мультфильмы на данную тематику. Прочитать детям рекомендуемую воспитателем художественную литературу. Обсудить с детьми художественные произведения по данной тематике (сектор социально-коммуникативный). Разучивание дома ролей для театральной постановки «Колобок». Помочь в дополнении ресурсов секторов по необходимости. Помочь в организации театрализации (подбор костюмов и реквизита по мере необходимости). Помочь в организации выставки. Подбор и выбор материалов для презентации продукта проекта. (Возможно) Помочь организовать и провести чаепитие с кондитерскими изделиями, которые испекли родители. | Поделиться впечатлениями от экскурсии в хлебный отдел продовольственного магазина (сектор социально-коммуникативный). Начать составлять карту путешествия «Следуй за хлебными крошками» (сектор творческий). Узнать у родителей информацию о самом первом хлебе на планете (сектор социально-коммуникативный). Разучить стихотворения по теме (сектор речевой). Придумать и разгадать загадки (сектор речевой). Решить кроссворды (сектор речевой). Подобрать и прослушать музыку на данную тематику (сектор музыкальный). Разучить танец и текст песни «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку» (сектор музыкальный). Познакомиться с литературными произведениями на данную тематику (сектор речевой). Сделать рисунки для самодельной книги-альбома «Его величество хлеб» (сектор творческий). Сделать аппликацию для самодельной книги-альбома «Его величество хлеб» (сектор творческий). Сделать хлебобулочные изделия из солёного теста для выставки (сектор творческий). Участие в игровой деятельности в подвижных играх «Собери урожай пшеницы», «Перевези мешки с зерном» (сектор двигательный, игровой). Игра с пазлами «Сложи хлебоуборочную технику» (сектор строительно-творческий). Разучивание ролей для театральной постановки «Колобок» (сектор речевой, двигательный, музыкальный). Закончить карту путешествия «Следуй за хлебными крошками» (сектор творческий). Провести наблюдение и поучаствовать вместе с родителями в процессе приготовления теста и выпечки кондитерских изделий для выставки (сектор творческий). Включение индивидуальных материалов для самодельной книги-альбома «Его величество хлеб» (сектор творческий). | Предложить детям вместе с родителями совершить экскурсию в хлебный отдел продовольственного магазина. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. Дать необходимые сведения о принципах составления карты путешествия «Следуй за хлебными крошками». Дать задание детям узнать у родителей о самом первом хлебе на планете и почему булки не растут на хлебном дереве. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. Предложить детям вместе с родителями придумать кроссворды. Придумать загадки совместно с детьми по данной тематике. Обсудить музыку по данной тематике и причину выбора именно этих мелодий и песен. Совместно с музыкальным руководителем разучить танец и текст песни «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку». Прочитать следующую художественную литературу: Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба».Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе. Рассматривание иллюстраций по данной тематике. Составление рассказов по данной тематике. Беседы по данной тематике. Показ презентаций: «Как крестьяне выращивали хлеб», «От зёрнышка до булочки». Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций. Опытно –экспериментальная деятельность: превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса); замешивание теста. Продуктивная деятельность - лепка из слоёного теста хлебобулочных изделий для выставки. Продуктивная деятельность – рисунки для самодельной книги-альбома «Его величество хлеб». Продуктивная деятельность –аппликация для самодельной книги-альбома «Его величество хлеб». Продуктивная деятельность –конструирование. Игра с пазлами «Сложи хлебоуборочную технику». Организация выставки хлебобулочных изделий (помощь родителей). Индивидуальная работа. Театрализация русской народной сказки «Колобок». (Возможно) Провести чаепитие с кондитерскими изделиями, которые испекли родители. |
Заключительный этап.
- Подведение итогов.
- Презентация продукта:
- самодельная книга-альбом «Его величество хлеб», сделанная детьми;
- театр детей старшего возраста «Колобок» для детей первой и второй младших групп;
- хлеб и хлебобулочные изделия на подносе из солёного теста, сделанные детьми;
- «Каравай» на рушнике;
- разные хлебобулочные изделия на подносе, испеченные родителями.
- Рефлексия с оцениванием каждого этапа деятельности взрослых и детей: что было интересным; что нового узнали, и какие открытия совершили; что получилось лучше, хуже; что осталось не решенным, не понятным; чтобы хотели дополнить, изменить (как усовершенствовали наш проект); самый интересный сектор в проекте; без действий в работе какого сектора не получился бы продукт проекта и т.п.?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Хлеб- всему голова" старшая группа
Пашут каждую весну,Поднимают целину,Сеют, жнут, ночей не спят,С детства знай, как хлеб растят.Хлеб ржаной, батоны, булки,Не добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.(Я. Ак...
Проект "Хлеб- всему голова" старшая группа 2020 год
Проект "Хлеб- всему голова" старшая группа 2020 год...
Проект "Хлеб всему голова" старшая группа
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии личности ребенка. В этом возрасте ребенок многому учится, у него развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются ...
Краткосрочный проект "Хлеб - всему голова" старшая группа
Актуальность проекта:У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить...
Проект "Хлеб-всему голова" старшая группа.
Краткосрочный проект....
Проект "Хлеб всему голова"(старшая группа)
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...