План по самообразованию на тему "Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад «Солнышко» _______Т.А.Кащеева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» План по самообразованию на 2018-2019 г.г. Тема: «Влияние исследовательской деятельности на познавательную активность у детей подготовительной группы» Воспитатель: Е.Б.Фролова
«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Задачи: -изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; -создать условия для поддержания исследовательской активности детей; -поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру; -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год | |||
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы
| Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 5. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 6. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 7. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь
| Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой.
| Опыты с песком и глиной, почвой.
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. |
октябрь | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Опыт «свет и тень» Свет повсюду | |
Ноябрь
| Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
| Опыты с водой.
| |
декабрь |
Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. |
Опыта со снегом и льдом | |
Январь
| Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом.
| |
Февраль |
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. |
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Март |
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. |
Опыты с магнитом. | |
Апрель
| Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение»
| Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
| |
май | Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения. | ||
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы» | |||
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь-апрель | Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Буклеты | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Размещение на сайте ДОУ | |
Декабрь |
Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу». | Выступление на педсовете. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования . | фотовыставка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух помогает рыбам плавать»
С помощью экспериментальной деятельности стараюсь донести детям знания об окружающем мире. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культ...
План работы кружка по экспериментальной деятельности (старшая, подготовительная к школе группы)
Предлагаю Вашему вниманию план работы кружка экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах...
План-конспект НОД по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе "Белка прыгала с ветки на ветку..."
План-конспект НОД по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС ДО...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Кудашовой Светланы Владимировны , воспитателя подготовительной к школе группы № 3 «Почемучки» Тема: «Использование малых фольклорных форм для развития навыков построения диалога ( в формировании социальной компетенции)»
В статье представлен план по самообразованию воспитателя на год....
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...