План работы кружка по экспериментальной деятельности (старшая, подготовительная к школе группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Предлагаю Вашему вниманию план работы кружка экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_volshebstva.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Мир волшебства» (экспериментальная деятельность).
Направление: «Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
1.Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);
3.Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Время проведения: 1 раз в неделю, по средам.
Методическое обеспечение:
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»/под редакцией Прохоровой Л.Н.-М.:АРКТИ; 2010
- «Ребёнок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.» Дыбина О.В.-М.ТЦ Сфера, 2005;
- «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольников»: под редакцией Л. А. Венгера. -М :ИНТОР, 1996
- «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» -М.,2005
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
План работы кружка в старшей группе «Звёздочки»
(2012-2013 учебный год)
Месяц, неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Сентябрь | «Опыты и эксперименты» | Познакомить детей с содержанием уголка экспериментирования, с тем, чем будем заниматься-ставить опыты. | Материалы в уголке экспериментирования |
3 неделя | |||
4 неделя | «Приборы и инструменты для опытов» | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для экспериментирования; познакомить с правилами безопасного поведения при проведении экспериментов. | Материалы в уголке экспериментирования |
Октябрь | «Песочная страна» | Познакомить детей со свойствами песка(сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно строить); развивать умение сравнивать, наблюдать, обобщать. | Сухой, чистый песок, маленькие лотки, сито, вода, лупа, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости. |
1 неделя | |||
2неделя | «Песочные часы» | Познакомить детей с песочными часами, показать детям, что песок может двигаться; развивать кругозор, память. | Песочные часы, песок, прозрачные стаканчики. |
3 неделя | «Глина. Какая она?» | Расширить знания детей о глине, выявить свойства глины(вязкая, влажная). | Глина, вода, плоские тарелочки. |
4 неделя | «Глина и песок –наши помощники» | Закрепить представления о свойствах песка и глины, выявить свойства и отличия, развивать умение рассуждать, делать выводы. | Песок, глина, вода, картинки с изображениями применения песка и глины в жизни человека. |
Ноябрь | «Поиск воздуха» | Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; выявить свойства воздуха, развивать наблюдательность, речь. | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы. |
1 неделя | |||
2 неделя | « Удивительный воздух» | Выявить, что ветер – это движение воздуха, что воздух может быть тёплым и холодным, воздух может двигать предметы, учить устанавливать причинно – следственные связи. | Трубочки, краски, листы бумаги, ленточки, вертушки, свеча, емкость с водой. |
3 неделя | «Магнит» | Познакомить детей с физическим явлением магнетизм; активизировать знания детей об использовании свойств магнита в жизни человека, развивать познавательную активность детей. | Магниты разной формы и размеров, компас, металлические предметы. Деревянные и пластмассовые предметы, ёмкость с водой. |
4 неделя | «Что умеет делать магнит?» | Изучить влияние магнетизма на разные предметы; определить, какими свойствами обладает магнит в воде и в воздухе; познакомить с практическим применением магнита в творчестве. | Магниты, ёмкость с водой, краски, листы бумаги, магнит на палочке,пуговицы. |
Декабрь | «Вода» | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, животных, растений; познакомить со свойствами воды, развивать навыки проведения опытов. | Прозрачные стаканы с водой,фильтровальная бумага, соль, сахар, мука, мелкие игрушки. |
1 неделя | |||
2 неделя | « Пар- это тоже вода» | Дать детям понятие, что пар – это тоже вода; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать умения выслушивать ответы сверстников. | Ёмкость с водой, термос, прозрачные стёклышки. |
3 неделя | « С водой и без воды» | Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло», развивать любознательность, интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к ним. | Растения, ёмкости с водой, энциклопедия растений разных климатических зон. |
4 неделя | Каникулы | ||
Январь | «Лёд – тоже вода» | Закрепить знания о свойствах льда (твердый, холодный, хрупкий, не льется, плавает); выяснить, что лёд требует большего пространства, чем вода. | Емкости с водой, лед, пластиковые бутылочки, стаканчики. |
3 неделя | |||
4 неделя | «Фартук для Почемучки» (ткань) | Закрепить представления детей о разных видах ткани и её свойствах ( болоньи, капрон, ситец); развивать умение сравнивать, договариваться друг с другом для решения общей задачи. | Альбом «Ткани», емкость с водой, бумажные салфетки, мерная ложка, карточки с изображением эмоций. |
5 неделя | «Дружба красок» | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета; развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений. | Гуашь разного цвета, палитра, баночки с водой, бумажные куклы, тряпочки для промакивания кисточек. |
Февраль | «Человек» | Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Линзы разных размеров, фонендоскоп, фонарик, музыкальные инструменты, вата, духи, веер. |
1 неделя | |||
2 неделя | «Почему поет пластинка?» | Развивать у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность при изготовлении соломинки-флейты. | Рупор, карандаши, соломинки, увеличительные стёкла, ножницы. |
3 неделя | «Секретные записки» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления, развивать любознательность. | Лимон, вата, спички, настольная лампа, гуашевые краски, пищевые красители. |
4 неделя | «Всё обо всём» | Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, развивать аккуратность, взаимопомощь. | Стаканы, песок. Ложка мерная, песочные часы, кисточки, карандаши, ножницы, рабочие листы, схемы выполнения опытов. |
Март | «Тонет – не тонет» | Познакомить детей со свойствами дерева (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет); учить обследовать предметы, развивать наблюдательность. | Кора деревьев, емкость с водой, лупы. |
1 неделя | |||
2 неделя | « Посадим деревце» | Дать детям знания о том, что растения добывают воду через корневую систему, все части растения участвуют в процессе дыхания. | Вода, комнатные растения, целлофановые пакеты, земля. |
3 неделя | «Волшебная бумага» | Познакомить детей со свойствами копировальной бумаги – точное копирование рисунка, развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости. | Листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши. |
4 неделя Апрель | «Кораблик для путешествия» «Солнце» | Формировать у детей представления о свойстве бумаги размокать в воде; поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение выражать свои мысли, обогащать словарь. Дать детям представления о том, что солнце является источником света и тепла; расширять кругозор, развивать познавательный интерес к миру природы. | Тазик с водой, бумажный кораблик, тряпочки для вытирания воды, поролон, пластмасса. Картинки с изображением солнца, глобус. |
1 неделя | |||
2 неделя | «Источники света» | Показать, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костёр) и искусственными ( лампа, свеча, фонарик); развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. | Фонарик, лампа, картинки с изображением солнца, луны, костра. |
3 неделя | «Солнечные зайчики» | Выявить причину возникновения «солнечных зайчиков» (отражение света зеркалом), познакомить с понятием «отражение». | Зеркала, ёмкость с водой. |
4 неделя | «Как увидеть радугу» | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужной спектр, развивать представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, развивать внимание. | Листы белой бумаги, емкость с водой, зеркала. |
Май | «Домашняя засуха» | Познакомить детей со свойствами почвы; дать представление о том, что в почве есть вода, развивать умение наблюдать, делать выводы. | Почва, маленькие лотки, сито, вода, ящик для рассады. |
1 неделя | |||
2 неделя 3,4 неделя | «Где лучше расти» Познавательная игра «Счастливый случай» | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияния качества почвы на рост и развитие растений. Развивать умение действовать сообща, познавательную активность, речь, умение применять знания в новой обстановке. | Почва, песок, комнатные растения. Задания для команд, атрибуты для конкурсов, медальки для награждения победителей и участников игры. |
План работы кружка в подготовительной к школе группе «Звёздочки»
(2013-2014 учебный год)
Кружок «Мир волшебства» (экспериментальная деятельность).
Направление: « Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
1.Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);
3.Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Время проведения: 1 раз в неделю, по пятницам.
Методическое обеспечение:
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»/под редакцией Прохоровой Л.Н.-М.:АРКТИ; 2010
- «Ребёнок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.» Дыбина О.В.-М.ТЦ Сфера, 2005;
- «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольников»: под редакцией Л. А. Венгера. -М :ИНТОР, 1996
- «Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» -М.,2005
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
Месяц, неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Сентябрь 3 неделя | «Кто такие учёные?» | Уточнить представления детей о том, кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «эксперимент», о назначении детской лаборатории, воспитывать навыки поведения в лаборатории. | Банки с водой, бумажные полотенца, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. |
4 неделя | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении | Ширма с прорезями для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, свисток, чеснок, апельсин, лимон, сахар |
Октябрь 1 неделя | «Сила тяготения» | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы ( листы бумаги, шишки, детали конструктора, мячи). |
2 неделя | «Упрямые предметы» | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. | Игрушечные машины, небольшие резиновые игрушки, открытки, простые карандаши. |
3 неделя | «Волшебные стёклышки» | Продолжать знакомить детей с приборами для наблюдений – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку | Лупа, микроскоп, бинокль, мелкие семена овощей, листья деревьев, картинки с изображением клюва птицы, глаз животных. |
4 неделя | «Почему предметы движутся?» | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения, закрепить умение работать с микроскопом. | Пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, листы бумаги, микроскоп, простые карандаши |
Ноябрь 1 неделя | «Хитрости инерции» | Показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | Стаканы с водой, листы бумаги, вареное и сырое яйцо, клеенки, тарелки. |
2 неделя | «Что такое масса?» | Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – весами. | Два одинаковых предмета –в одном- вата. в другом – крупа, чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания. |
3неделя | «Какая бывает вода?» | Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. | Таз с водой, стаканы, бутылки, песочные часы, пипетки, алгоритм выполнения опыта «Соломинка-пипетка». |
4 неделя | «Воздух» | Расширить представления детей о свойствах воздуха, закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами, познакомить детей с историей изобретения воздушного шара | Веер, литы бумаги, апельсин, воздушные шарики, весы, бутылочки |
Декабрь 1 неделя | «Почему не тонут айсберги?» | Уточнить представления детей о свойствах льда, дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда, разные по форме и размеру ёмкости, ванночка, картинки с изображением айсбергов. |
2 неделя | «Почему не тонут корабли?» | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | Таз с водой предметы из различных материалов, стеклянные шарики, бусинки |
3 неделя | «Всё обо всём» | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить формулировать выводы. | Стаканы, песок, ложки, кисточки, карандаши, узкий скотч, банка из-под кофе, схемы выполнения опытов. |
4 неделя | « Как образуется иней?» | Познакомить детей со способом образования инея, развивать интерес к окружающему миру. | Термос с горячей водой, веточка дерева. ( проводится на прогулке) |
Январь | «Откуда взялись острова?» | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его возникновения: движением земной коры, повышением уровня моря. | Модель «морское дно», поддоны глина, губки для сбора воды, физическая карта мира. |
«Как происходит извержение вулкана?» | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Картинки с изображением вулкана, картон, клей, сода, листы бумаги, чайные ложки, пипетка. | |
«Как появляются горы?» | Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, научить детей из готавливать солёное тесто. | Фото с изображением гор, алгоритм приготовления солёного теста, соль, мука, ложки, вода. | |
Февраль 1 неделя | «О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. | Линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки. |
2 неделя | «Как сделать звук громче?» | Обобщить представление о физическом явлении –звуке, звуки передаются с помощью звуковых волн, можно его усилить с помощью специальных предметов. | Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, механические часы, таз с водой, камешки, листы для фиксации опытов. |
3 неделя | «Почему поет пластинка?» | Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник, развивать познавательную активность. | Пластинка, рупор, лупы, соломинки для коктейля, картинки – алгоритмы действий. |
4 неделя | «Чем можно измерить длину?» | Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами (сантим. лента). Познакомить с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь) | Линейки, ленты, отрез ткани, тесьма шнуры, рабочие листы. |
Март 1 неделя | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами | Настольная лампа, предметы из различных материалов, бумага, нитки. |
2 неделя | «Как образуются метеоритные кратеры?» | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, уточнить представления детей о Солнечной системе, о планетах, звёздах. | Мука, большой поднос, линейка, карта «Солнечная система». |
3 неделя | «Почему в космос летают на ракете?» | Уточнить представления детей о значении воздуха для полета самолета и ракеты. | Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты. |
4 неделя | «Секретные записки» | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления. | Лимон, вата, краски, пищевые красители. |
Апрель 1 неделя | «Что такое молния?» | Познакомить детей с понятием «электрический ток», сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии. | Воздушные шары, шерстяная ткань, линейка, пластилин. |
2 неделя | «Почему горит фонарик?» | Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой- хранителем электричества. | Коллаж «Электричество среди нас», карманный фонарик, батарейка. |
3 неделя | «Электрический театр» | Выявить, что электричество имеет свойство притягивать предметы. Развивать любознательность | Две толстые книги. Скрепка, шаблоны с танцующими человечками, калька, альбомные листы. |
4 неделя | «Радуга в небе» | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять знания детей о смешении цветов, составляющих белый цвет. | Стеклянная призма, картинка «Радуга», емкость с водой |
Май 2 неделя | «Забавные фокусы» | Развивать любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность | Настольные зеркала, чайные ложки, яблоко, таз с водой. |
3, 4 неделя Мониторинг освоения детьми экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...
План-конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух помогает рыбам плавать»
С помощью экспериментальной деятельности стараюсь донести детям знания об окружающем мире. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СТАРШЕЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на 2015 – 2016 учебный год
№ п/пДатаТемаЦель1.Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделяОбсуждение текущих вопросов начала нового учебного год...
План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе
Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Перспективный план по работе в уголке экспериментирования и наблюдения....
Творческий отчет о работе кружка по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса своими руками»
Материал для воститателей....
Перспективный план работы кружка по ПДД для детей подготовительной к школе группе «Юный пешеход»
Методическая разработка воспитателя Кукулиевой М.В....