план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
2021-2022 учебный год
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,
то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г.Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
РАЗДЕЛ ПЛАНА | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Подбор и изучение методической литературы | Сентябрь | 1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013 3. Н и щ е в а Н . В . Познавательно- исследовательская д е я т е л ь н о с т ь к а к направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б , О О О "Издательство Детство-Пресс», 2013 4. Нищева Н.В.. Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013 5. Бондаренко Т.М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002 6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М.2004 7. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013 8. Детские учебно- развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г 9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г 10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006 | Изучение методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта |
Работа с детьми | Сентябрь | Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» | Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментировани я |
Сентябрь | Эксперименты с камнями | Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней | |
Октябрь | Путешествие за секретами Здоровья | Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. | |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. - Вода растворитель. Очищение воды - Водяная мельница | Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | |
Ноябрь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности -Воздух сжимается.
-Воздух расширяется.
- Почему дует ветер? | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый | |
Декабрь | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. -Испытание магнита
- Компас. - Мир металлов. | Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве | |
Декабрь | Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» | Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения | |
Январь | Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно- экспериментальной деятельности по проекту | |
Февраль | Игра-путешествие в страну «Витаминия» | Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе | |
Март | Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» | Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей | |
Апрель | Сила тяготения. Упрямые предметы. | Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
| |
Май | Познавательный проект «Чудо пуговка» | Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц | |
Работа с Родителями | Сентябрь | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию |
Сентябрь | Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование | Дооформление Центра | |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне | |
Ноябрь | Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом | Набор пособий для опытов с воздухом | |
Декабрь | Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» | Участие в конкурсе | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | |
Февраль | Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» | Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» | |
Март | Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия» | Оформление «Витаминного» уголка в группе | |
Апрель | Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома | Фотоальбом «Юные исследователи» | |
Самореализаци я | Сентябрь-май | Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне | |
Ноябрь | Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу». | выступление на педсовете | |
Март | Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов | |
Ноябрь-май | Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности | Публикации в социальных сетях для педагогов | |
май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации | выступление на педсовете |
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Самообразование. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...
План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....
Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...
План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...