План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
рабочая программа (подготовительная группа)
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы» воспитатель:
Тетерина Валентина Григорьевна
Подготовительная группа «Б»№ 11
2020-2021 учебный год
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
ФИО педагога: Тетерина Валентина Григорьевна
Специальность: воспитатель 1 кат.
Дата начала работы над темой: 01.09.2020 год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021 год
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г.Остера, как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
РАЗДЕЛ ПЛАНА | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Подбор и изучение методической литературы | Сентябрь | 1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013 3. Н и щ е в а Н. В. Познавательно- Исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б , О О О "Издательство Детство-Пресс», 2013. 4. Нищева Н.В. Проектный метод в Организации познавательно- Исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013. 5. Бондаренко Т.М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002. 6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М.2 . | Изучение методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта |
Работа с детьми | Сентябрь | Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» | Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования |
Сентябрь | Овощи на грядке –здоровье в порядке | Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. | |
Октябрь | Земля –кормилица наша | Изучение почвы. Определение опытным путем ее состава и свойств | |
Ноябрь | Камни знакомство с камнями | Познакомить детей с многообразным миром камней ,создать условия для развития познавательно –исследовательских способностей | |
Декабрь | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. -Испытание магнита
- Компас. - Мир металлов. | Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве | |
январь | »знакомство со свойствами воды | Уточнить знания детей о назначение воды в нашей жизни | |
февраль | Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно- экспериментальной деятельности по проекту | |
Март | Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» | Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей | |
Апрель | Сила тяготения. Упрямые предметы. | Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
| |
Май | Познавательный проект «Чудо пуговка» | Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц | |
Работа с Родителями | Сентябрь | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию |
Сентябрь | Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование» | Дооформление Центра | |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне | |
Ноябрь | |||
Декабрь | Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» | Участие в конкурсе | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | |
Февраль | Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» | Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» | |
Март | Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия» | Оформление «Витаминного» уголка в группе | |
Апрель | Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома | Фотоальбом «Юные исследователи» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне | |
Ноябрь | Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу». | выступление на педсовете | |
Март | Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Консультация для педагогов | |
Ноябрь-май | Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности | Изготовление фотоальбома о проделанной работе | |
май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации | выступление на педсовете |
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
План – конспект совместной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы и их родителей по физическому развитию. Тема: «Физкультура вместе с мамой» (с использованием здоровьесберегающей технологии).
В плане - конспекте представлены формы организации совместной деятельность педагога, детей и родителей по формированию у детей правильной осанки....
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы
план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...
Перспективный план экспериментальной деятельности детей подготовительной к школе группы
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей,...
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...
План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...
план по самообразованию в подготовительной группа по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №95» Ленинского района города Саратов План...