КОНСПЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мезенцева Зульфия Зябифулловна

Тема: «Подземные обитатели земли»

Цель: Продолжать формирование представлений о окружающем мире ребенка.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы.
  2. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
  3. Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей, показать их приспособленность к жизни под землей.
  4. Развивать познавательную активность: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  5. Воспитывать бережное отношение и соблюдение правил поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «Подземные обитатели земли»

Цель: Продолжать формирование представлений о окружающем мире ребенка.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы.
  2. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
  3. Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей, показать их приспособленность к жизни под землей.
  4. Развивать познавательную активность: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  5. Воспитывать бережное отношение и соблюдение правил поведения в природе.

Оборудование: ИКТ- музыкальная запись грустная песня Дюймовочки; презентация: «Поземные жители», музыкальная видео физкультминутка «Ветер веет над полями и колышется трава»

Материал: Д\и «Обитатели стихии»; Схема поведение в мини лаборатории; Карточки заданием проведения опытов: «Если в почве воздух» и «Если в почве влага»; Для опыта: емкость с почвой, ложки одноразовые по количеству детей, емкость с водой, плошка с влажной салфеткой, плотная бумага, фартуки; Цветные карточки; Д/ и «Подземные жители»; Карточки: крот, слепыш, землеройка, Дюймовочка; Схема составление рассказа «Подземные жители».

Предварительная работа: Беседа «Если жизнь под землей?», «Какую роль играет почва в жизни людей?», «Как человек может заботится о почве»; Составление рассказа «Крот», рассматривание иллюстрации «Подземные жители»,

ЧХЛ: Сказка Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», С.Н. Николаев экологические сказки «Слепые землекопы» Отгадывание загадок «подземные жители»

Д\и: «Обитатели стихии», «Подземные жители»

Хот занятия

Организационный момент: Ребята, играют настольную игру «Обитатели стихии» (Воспитатель включает грустную песню Дюймовочки)

- Ребята, вы слышите, кто так грустно поет. Как вы думаете кто это? (ОР Это Дюймовочка)

- Интересно, почему она грустит. Что у нее могло случится? (ОД Ее кто-то обидел. Она могла упасть, Может Дюймовочка заблудилась и т.д.)

- Как вы думаете, о чем Дюймовочка мечтала в сказке? (ОД)

- Ребята, предлагаю найти Дюймовочку и спросить почему она грустит, может ей нужна наша помощь. Ребята, вы её видите, и я не вижу почему? (ОР Потому что она очень маленького роста.)

- Ну где же мы будем её искать. Давайте вспомним в сказке осенью, где жила девочка? (ОР В сказке осенью Дюймовочка жила в норке у мышки под землей)

-А где мы найдем мышку (ОР. Нужно спустится подземное царство)

-Молодец Костя. Интересно есть ли жизнь под землей. Кто там живет? Чем они дышат? Что они едят? А хотите узнать есть ли в почве воздух? (ОД) 

- На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить, а я знаю кто нам поможет найти ответы на наши вопросы, отгадайте загадку.

Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.

Она частенько умывается. Четыре раза в году переодевается.

Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут

- Догадались, что это? (ОР Земля)

- Матушка Земля предлагает вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (ОД Ученые исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

- Где они проводят опыты? (ОР В лаборатории)

- Матушка земля, приглашает Вас в подземную лабораторию, а чтоб туда попасть нужно ответить на её вопросы, но вопросов мало, а вас много. Что будем делать? (ОР Кто ответит на вопрос, тот забирает собой друга)

- Подумайте и скажите почему люди говорят: «Земля – матушка, кормилица наша», как вы это понимаете? (ОР Люди весной сажают семена в землю, а осенью собирают урожай)

- Кирилл, зачем нам нужна земля? (ОР Земля- наш общий дом)

- София, как бы на этот вопрос ответила лопата? (ОР Лопата ответила бы, для того чтобы копать)

- Василиса, как бы ответили ботинки? (ОР ботинки ответили. чтобы ходить или бегать)

- Эсмира, как бы ответили люди? (ОР Земля заботится о нас, дает на щедрые подарки -  урожай)

- Миша, а кто ещё живет на планете Земля? (ОР На планете живут животные, птицы, насекомые, растения)

- Ну что у всех есть пара?  Тогда пойдемте за мной, как темно здесь, сыро, прохладно и никого не видно. Включим свет вот и подземная лаборатория.

Работа в лаборатории подгруппами (экспериментальная деятельность)

Давайте вспомним правила? (ОД На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Соблюдать тишину, не мешать работать другим)

- Хорошо, сейчас мы разделимся на две группы, девочки проведут опыт, выяснят и нам расскажут если в почве воздух. А мальчики проведут эксперимент выяснят и расскажут нам есть ли в почве влага. Вот вам схема опыта, пожалуйста приступаем к выполнению экспериментов. (Дети выполняют опыты по карточкам заданием: «Если в почве воздух» и «Если в почве влага»)

ОПЫТ 1: в контейнер с водой девочки опустят комочки почвы с помощью ложек. Алиса, что вы делали? (ОР Мы опускали аккуратно почву в воду)

- Лера, что вы увидели? (ОР. Когда мы опустили почву в воду, появились пузырьки) 

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (ОР Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух)

- Молодцы, девочки, а что на расскажут мальчики.

ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге.

- Что делали вы, Миша? (ОР Мы насыпали немного почвы на влажную салфетку, затем приложили сухую салфетку)

- Что вы увидели на бумаге, Леша? (ОР. Салфетка стала сырой)

- Костя, какой вывод можно сделать? (ОР Вывод: почве есть влага)

- Откуда же она берется в почве? (ОД)

Работа за столами

- Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. В хорошей почве в достаточном количестве содержатся воздух, соли, перегной, влага. Все эти компоненты нужны для всего живого, поэтому почву называют кормилицей. А еще ее называют «Поземным царством», как вы думаете почему? (ОР Потому что под землей живут разные животные)

- Под поверхности земли обитают множество животных и насекомых. Одних вы видите постоянно, про некоторых мы не слышали, а остальные настолько редкие в природе, о них знают только ученые. Я предлагаю вам разделится на три компании по цвету, цветовую карточку вы получите за правильный ответ получив карточку садитесь за стол нужного цвета. По цепочки вы будите называть жителей подземного царства, а поможет вам моя иллюстрация на экране телевизора. (ОР Крот, слепыш, медведица, дождевые черви, личинки майского жука, многоножка, мокрица, земляные клещи, сурки, полевая мышка и т.д.)

- Многообразный мир животных предлагаю вам поиграть. Желтая компания будет подбирать тех животных, которые роют туннели под землей? (ОР Роют туннели: крот, туки – туки, землеройка, гигантский крепыш, голый землекоп, дождевые черви, и т.д.)

Молодцы, Зеленая компания будет выбирать тех животных, которые роют себе норы? (ОР Норы роют: барсук, лесные мыши, дикие кролики, суслики, сурки, хомяк и т.д.)

- Правильно, хорошо. Красной компания выбирают карточки, только тех животных, которые селятся брошенных чужих норах и подстраивают их под себя (ОР: Занимают чужие норы: лисы, хорьки, горностаи, скунсы)

Физкультминутка: «Ветер веет над полями и колышется трава»

- Молодцы Выходите все на веселую физкультминутку.(Включается видео)
                  Ветер веет над полями  и  колышется трава
                  Облако плывет над нами словно белая гора.
                  Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья
                 Вправо-влево, взад-вперед а потом наоборот.
                 Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем.

- Молодцы, садитесь. По очереди отгадайте мои загадки.

- В одежде богатой, да сам слеповатый.
Живёт без оконца, не видывал солнца (
ОР Крот)

- К нам на дачу забрела, а потом в норе жила. 

И питалась червяками, безобидными жуками
С хоботком, как у слона,  только малая она! 
(ОР Землеройка)

- Кто земли насыпал кучи? Роет кто подземный ход?

Крот огромный, крот могучий? Не малышка чёрный крот

Трудится здесь, то крепыш серый и слепой (ОР Слепыши)

- Молодцы посмотрите внимательно на этих подземных животных что общего у этих зверьков. Давайте попробуем рассказать об этих удивительных животных. Желтая компания расскажет нам об строение подземных жителей? (ОР Эти грызуны отличается небольшими размерами,  у них вытянутая форма туловища,  тело покрывает густой шерстью,  ворс шубки всегда растет только прямо)
- Молодец. Основное отличие – это холоднокровность, повышенная стойкость к условиям подземельного мира.

- Алиса, что можно сказать об ушах этих животных? (ОР Уши у них не большие, закрытые)

- Миша, как ты думаешь, хорошее у них зрение?  (ОР Зрение очень слабое и им это не нужно)

- Правильно. Слышали такое выражение «Слепой, как крот» - как вы это понимаете? (ОР это говорят о людях, которые плохо видят)

- Давайте проверим, закройте глаза ладошками, вы что-то видите? (ОД Нет)

- Вы правы, все подземные жители плохо видят, можно сказать что они слепые, потому что под землёй нет света там темно. Все это условия необходимо для подземного образа жизни, ведь под землей зрение и слух не столь важный, главную роль играет обоняние. Благодаря своему носу вы можете определить, что приготовила ваша мама на обед? (ОР Да)

- Вот и подземные жители благодаря своему обонянию находят себе пропитание или находят дорогу домой.

- Молодцы. Зеленая компания расскажет, как передвигаются эти зверьки под землей? (ОР: животные способны успешно продвигаться под землей в любом направлении, занимаясь успешным прокладыванием ходов)

- Люба, а почему у подземных жителей такого неприметный цвет, невзрачной окраски? (ОР)

- Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.

- Молодцы. Красная компания расскажет нам чем питаются подземные жители? (ОР. Эти животные питаются насекомыми, дождевыми червями)

-Как вы думайте, а зачем эти животные роют себе норы? (ОД Норы нужны для защиты от хищников; Это место для хранения запасов продуктов; Оно нужно для выведения потомство; Оно служить для укрытия от непогоды)

- Лера, как ты считаешь, если опасности под землей? (ОР Да, за ними охотятся хищники)

- Леша, а зачем подземные жители делают много запасных выходов? (ОР Что бы можно обхитрить хищников)

- А еще есть опасность затопление норок водой. Поэтому барсуки роют вход свою норку с боку на пригорках, а кроты накидывают землю вокруг хода в туннель, что бы вода туда не попала.

- Посмотрите, на наших подземных жителей, что их объединяет? (ОД Они хорошо приспособлены условиям подземной жизни)

- А вы бы смогли жить под землей? Почему? (ОД)

- Да, мы бы не смогли прожить под землей, мы к этому не приспособлены. А Дюмовочка, смогла бы жить в норе у крота? (ОД Нет)

- Правильно, она больше похожа на людей, а не поземных жителей и поэтому она пела грустную песню. Но скажу вам по секрету за доброе отношение, за заботу, когда наступит следующая осень Ласточка заберет её в теплые края и наша Дюймовочка, будет счастлива жить среди таких же крохотных людей как она. 

Вывод нашего занятия:

- Сегодня вы познакомились с жизнью подземных жителей.  Узнали какие условия нужны для жизни под землёй. Вы бы хотели дружить с поземными жителями? Почему? (ОД они помогают)

- Что мы можем сделать, чтобы сберечь почву для этих существ? (ОД: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве)

- Что бы вы подумали о людях, которые загрязняют почву? (ОД)

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя

землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в весенний лес (конспект интегрированного занятия по ФЭМП, рисованию, экологии в подготовительной к школе группе)

Цель: закрепление у детей знаний, умений и навыков правильно и быстро выполнять действия с числами первого десятка. Продолжать обучение решению задач. Развивать логическое мышление, спосо...

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе "В гости к лекарственным растениям"

Отчуждение  от  природы, игнорирование  её  законов, потребительское  отношение  к  природным  ресурсам, привели  к  тяжёлым  экологическим ...

Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной к школе группе "Теремок "Смекалка"

Закрепляются и расширяются знания детей о растительном и животном мире леса....

Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".

Цель совместной деятельности  - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Квест-игра по экологии: Юный эколог", для подготовительной к школе группы.

В наше время квест-игры приобрели большую популярность. Мы тоже решили в нашей группе провести квест-игру. До этой игры мы провели подготовительную работу.Провели беседы, посмотрели презентации и виде...

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Конспект по экологии в подготовительной к школе группе

Данный конспект направлен на формирование у дошкольников осознанно - правильного отношения к природе и навыков экологической культуры....