Индивидуальный план развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».
материал

Браун (Климова) Екатерина Витальевна

 

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции

по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».

На 2017- 2020 уч. г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_prof._razvitiya_kompet.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции

по теме:

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Климовой Екатерины Витальевны

На 2017- 2020 учебный годы.

Г. Югорск

Пояснительная записка.

Форма: Индивидуальный план работы по самообразованию.

 Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: изучение проблемы развития познавательно- исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.

 Задачи:

-Повышение профессиональной компетенции через изучение необходимой литературы, посещения МО, самообразования;

-Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме на каждый 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 учебные года;

-Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

-Оформление центра ТРИЗ технологии.

-Провести консультации для педагогов

-Обогащение предметно-развивающей среды в группе;

Актуальность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности. Возможности ТРИЗ позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающих нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

п/п

Форма работы

Сроки

Содержание работы

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический этап

1.

Изучение научно-методической литературы, передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме

2017-2020 гг.

Изучение психолого-педагогической, методической литературы, материалов на интернет ресурсах, онлайн семинарах.

Посещение семинаров, конференций по теме самообразования.

Обучение на внебюджетной основе по теме самообразования.

Расширение знаний по изучаемой теме.

2.

Разработка и составление документации, методических рекомендаций, планирования

2017-2020гг.

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Разработка перечня необходимого материала.

Разработка консультаций для родителей воспитанников.

Оформление папки «Наши эксперименты»

Создание банка технологий

3

Прохождение курсов повышения квалификации

2017-2020гг.

 1. Курсы по направлению деятельности.

2. Участие в вебинарах.

Повышение профессиональной компетенции

Внедрение в практику

4

Проект

2017-2020гг.

1.Начало исследовательской деятельности. Инновационные подходы в  познавательно – исследовательской работе с детьми.

2.Завершение исследовательской деятельности. Положительная динамика.

5.

Представление методического пособия

2018 - 2020

Банк дидактических и методических материалов по теме.

Распространение опыта работы

7.

Открытый показ занятий.

2018-2020гг.

Распространение опыта работы, технологии, методики

8.

Мастер класс для педагогов ДОО

2018-2020гг

Презентация

Консультация

Обобщение опыта работы с целью систематизации работы по познавательно – исследовательской деятельности

9.

Выступление на семинарах

2019-2020гг.

Распространение опыта работы

11.

Участие в конкурсах педагогического мастерства

2019-2020гг.

Презентация проекта

Аттестация

12.

Участие в творческих группах

2018-2020гг.

Создание презентаций

Разработка дидактического материала

13.

Создание сайта

2018-2020гг.

Личный блок воспитателя

Переход на новый уровень взаимодействия с родителями, социумом.

14.

Работа с родителями

2018-2020гг.

Выступление на родительских собраниях, консультации, в рамках консультационного пункта с родителями. Ведение блогов на интернет порталах, онлайн консультирование по теме.

Создание банка консультативной и методической поддержки по вопросам.

15.

Отчёт по теме самообразования

2018-2022гг.

Выступление на педсовете о работе за год

Анализ собственной деятельности в рамках реализации темы самообразования, анализ успехов и затруднений

Перспективный план на 2017-2018 учебный год.

Месяц

Работа с детьми.

Работа с родителями

Цель:

Содержание работы

Сентябрь

Выявить уровень развития познавательного развития.

Знакомство с именем признака «влажность».

Знакомство с признаком «температура».

Знакомство с признаком «рельеф».

Мониторинг.

Работа с детьми по технологической карте .

Проведение родительского собрание и ознакомление родителей с основными положениями программы.

Опрос родителей.

Анкетирование:

 Выявление знаний родителей по теме.

Презентация «ТРИЗ– это интересно!».

октябрь

 Знакомство с возможностями тактильного анализатора «Руки – помощники умной головы».

Работа с детьми по технологической карте.

О.Д. Путешествие по стране ладошек и пальчиков.

Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома».

Учить детей описывать объект, используя признаки.

Д.и волшебный мешочек.

Знакомство с возможностями зрительного анализатора «Глаза – помощники умной головы».

Работа по технологической карте.

Консультация «Что такое «помощники умной головы»»?

ноябрь

Знакомство с именем признака «Цвет».

Работа по технологической карте.

НОД «Истории кисточки Маляки».

декабрь

Знакомство с именем признака «Форма».

Работа по технологической карте.

НОД «В мире форм».

Консультация «Что такое «признаки»»?

Знакомство с именем признака «Размер».

Работа по технологической карте.

ООД «Приключения Гулливера».

Д.И. «Угадай предмет и определи по величине»

Д.И. «Угадай предмет и определи по высоте»

Знакомство с именем признака «Часть».

Работа по технологической карте.

ООД «Когда всё в мире разделилось».

Январь

Консультация «Во что бы дома поиграть дома?».

Знакомство с именем признака «Действие».

Д.И «Угадай по описанию».

февраль

Знакомство с возможностями слухового анализатора «Уши – помощники умной головы».

Работа по технологической карте.

ООД «Мой друг Чебурашка».

Консультация «Звуки в нашей жизни».

Знакомство с именем признака «Звук».

Работа по технологической карте.

ООД «В мире звуков»

Консультация «Что такое морфотаблица?».

март

Развивать умение детей классифицировать объекты по какому - либо признаку.

 

Д.и. «Четвертый лишний»

Знакомство с возможностями вкусового анализатора «Язык – помощники умной головы».

Работа по технологической карте.

«Домашнее задание».

Знакомство с именем признака «Вкус».

Работа по технологической карте.

способствовать умению детей самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения его признаков 

Д.и. «Черный ящик»

Знакомство с возможностями обонятельного анализатора «Нос– помощники умной головы».

Работа по технологической карте.

Знакомство с именем признака «Запах».

Работа по технологической карте.

Ознакомление с миром эмоций.

Работа по технологической карте.

ООД «Сердце дарит нам настроение».

Совместное занятие «Весёлый праздник настроения».

Знакомство с именем признака «Действие».

Работа по технологической карте.

Д.и «Кто и что умеет».

Знакомство с именем признака «Место».

Работа по технологической карте.

Консультация «Ищем клад дома».

Самостоятельный поиск имен признаков «форма», «цвет» и место».

Д.и. Найди плоскую геометрическую фигуру определенного цвета».

Май

«

 развивать умение детей составлять множество предметов на основе заданного признака.

 «Что взять с собой»

Мониторинг.

Подведём итоги: фотоотчёт.

Практические выход:

  1. Сбор копилки: имена признаков и их значение.
  2. Центр «Хочу всё знать!».
  3. Фотоотчёт.

Перспективный план на 2018-2019 учебный год.

Месяц

Цель

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Выявить уровень познавательного развития.

Мониторинг на начало нового учебного года.

Проведение родительского собрание и ознакомление родителей с основными положениями программы.

Дополнение предметно-развивающей среды.

Сентябрь

Осознание ребенком возможностей зрительного анализатора по признаку цвета.

НОД «Что могут глаза?»

 д/и «Собери оттенки (друзей) одного цвета».

Консультация «Кольца Луллия: зачем и как?»

Осознание ребенком возможностей зрительного анализатора по признакам формы, размера.

 

Осознание ребенком возможностей зрительного анализатора по признакам: пространственное положение (направление), расстояние, количество, части.

ООД «Что могут глаза?»  (продолжение)

д/и «Раз, два, три, ко мне беги», «Смени цвет, форму, размер».

Консультация «Как правильно задавать вопросы ребёнку?».

«Природный мир бывает разный»

Учить различать предметы живой и неживой природы.

Октябрь

«Отвечай быстро»

совершенствовать умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

Консультация «10 познавательных игр с детьми дома».  

Осознание ребенком возможностей тактильного анализатора по признакам формы, размера, направления, расстояния, количества и по признаку «части».

НОД Что могут руки?

Осознание ребенком возможностей тактильного анализатора по признакам качества, температуры, веса. Учить детей делать выводы по результатам обследования.

ООД Что могут руки (окончание).

ООД «Путешествие в страну Рельефия».

ноябрь

Создание Медиатеки познавательного содержания «Звуки природы».

Консультация «Наблюдение или как заинтересовать ребёнка?».

Осознание ребенком возможностей слухового анализатора. Учить различать звуки разной длины, высоты, громкости; различать звуки музыкальные

НОД «Что могут уши?»

обучать выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.

«Кому что нужно?»

Октябрь - Декабрь

развивать умение детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления. 

«Природный и рукотворный мир»

развивать умение детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления. 

«Мир живой и неживой природы»

 

Способствовать формированию умений задавать различные вопросные типы вопросов к объектам или процессам.

«Задаём вопросы»

Консультация «Возьмите на заметку!».

Осознание ребенком возможностей слухового анализатора по признакам: место, направление, расстояние, материал, время.

ООД «Что могут уши (окончание)»

 

развивать умение детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.

Совместная деятельность «В гостях у Королевы Изобретений».

Осознание ребенком возможностей обоняния по признакам запаха, места, расстояния, количества и направления. Дать представление о классификации запахов.

НОД «Что может нос?»

Детский исследовательский проект «Зачем коту хвост?».

систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам; систематизировать знания о свойствах предметов 

 Д/И Противоречия в предметах

Осознание ребенком возможностей вкусового анализатора по признаку вкуса.

НОД «Что может язык»

Фотоотчёт «Готовим дома».

Систематизация знаний детей о возможностях анализаторов в исследовании свойств объектов.

Досуговое мероприятие Путешествие в страну чувств.

Знакомство с человечками твердого вещества

Дать представление о строении твердого вещества. Познакомить с маленькими твердыми человечками.

Консультация «Что такое «маленькие человечки?»»

 

Открытое НОД

«Лёд и его свойства».

Январь - апрель

НОД «Закаляем Чудика» .

Фотоотчёт.

Май

Познакомить со свойствами дерева, как вещества и материала из которого изготавливают разные предметы.

ООД «Дерево и его свойства».

Закрепить знания детей о свойствах дерева. Дать представление о том, как человек использует эти свойства в своих целях.

ООД «Как человек использует свойства дерева».

Консультация «Маленькие изобретатели».

Цель: Провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги: прочность, отношение к воде, свету.

НОД «Сравнение свойств бумаги и дерева».

систематизировать знания детей о свойствах бумаги. Учить применять полученные знания на практике.

Совместное мероприятие: «Деревья из бумаги»?

Дать представление о процессе изготовления бумаги. Показать связь природного и рукотворного миров. Воспитывать бережное отношение к природе. Решение противоречия: бумага нужна, но лес уничтожать нельзя.

Из чего делают бумагу. Делаем бумагу сами

Пополнение коллекции «Бумага».

Показать, что свойства веществ зависят от их внутреннего строения. Учить обследовать вещество, делать выводы по результатам обследования.

Сравнение свойств бумаги и ткани

Показать, что ткань может быть разного качества. Продолжать учить обследовать объект.

Сравнение разных видов тканей

Пополнение коллекции «Ткани».

Сформировать понятие о том, как изготавливают ткань. Дать представление о тканях растительного происхождения (лен, хлопок) и животного (шерсть). Показать связь природного и рукотворного миров.

«Как рубашка в поле выросла»

Систематизировать знания детей о свойствах ткани. Учить подбирать ткань в соответствии с функциональным назначением одежды.

Развивать и поощрять творческую активность детей, побуждать к импровизациям. Воспитывать интерес к театрализованной, песенно-творческой деятельности, вызывать

положительный эмоциональный настрой.

Лесное ателье

Консультация «10 познавательных игр с детьми дома».  

учить различать предметы живой и неживой природы.

«Природный мир бывает разный»

Учить ставить эксперимент, исходя из цели исследования: определить объекты по признаку материала. Учить анализировать результаты исследования и делать выводы.

НОД «Исследуй сам, где – дерево, а где – металл».

На примере резины продолжать знакомить со свойством твердых тел – упругостью.

Упругая резина

Познакомить со свойством твердых тел – хрупкостью. Использование этого свойства человеком.

Хрупкое стекло

Создание коллекции «Изделия из стекла».

        Познакомить детей с пластичными материалами: глиной, воском, пластилином. Дать понятие «пластичность».

Пластичная глина

Консультация «Познавательные интерактивные игры дома».

Проведя сравнительный анализ некоторых свойств, показать преимущества пластмассы для изготовления некоторых объектов домашнего обихода и других нужных человеку вещей

Удивительная пластмасса

Консультация «Эксперименты дома».  

Мониторинг.

Презентация педагогического проекта «Хочу всё знать».

Результаты работы за год.

Практические выходы:

  1. Создание куклы- модуля «Чудик».
  2. Детский исследовательский проект «Зачем коту хвост?
  3. Педагогический проект «Хочу всё знать!».

Перспективный план на 2019-2020 учебный год.

Сентябрь

Выявить уровень познавательного развития.

 Мониторинг

Проведение родительского собрание и ознакомление родителей с основными положениями программы.

Дополнение предметно-развивающей среды.

Познакомить детей с тепловыми явлениями.

НОД «Как снеговику пожить в Африке?»: опыт «Какое мороженое растает быстрее?»

Систематизировать знания детей о свойствах фольги. Учить применять полученные знания на практике, продолжать знакомить с тепловыми явлениями.

ООД «Зачем нужна фольга?».

Консультация «10 полезных и познавательных игр».

Систематизировать знания детей о свойствах бумаги. Учить применять полученные знания на практике.

         Дать представление о процессе изготовления бумаги. Показать связь природного и рукотворного миров. Воспитывать бережное отношение к природе. Решение противоречия: бумага нужна, но лес уничтожать нельзя.

ООД «Что можно сделать из бумаги?».

ООД «100 и 1 способ использования бумаги». 

Рекомендации: «Как сделать бумагу дома».

Октябрь

Показать, что ткань может быть разного качества и происхождения». Продолжать учить обследовать объект. Продолжать знакомить с тепловыми явлениями.

ООД «Ткань и её свойства».

Дать понятие, что при нагревании твердые тела расширяются, а при охлаждении сжимаются.

НОД «Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении».

Консультация «Сбор информации для исследований дошкольников».

Учить ставить эксперимент, исходя из цели исследования: определить объекты по признаку материала. Учить анализировать результаты исследования и делать выводы

ООД «В гостях у кузнеца: исследование «металла».

Систематизировать знания детей о резине; выявить положительные и отрицательные качества материала».

ООД «Резина: хорошо или плохо?»

Консультация «Опыты с детьми дома».

Сформировать понятие о трении как физическом явлении, о значении этого явления в природе и жизни человека.

НОД «Что такое трение?»

Ноябрь

Знакомство детей со свойствами стекла.

ООД  «Путешествие стёклышка».

Практикум «Что такое волшебный экран?».

Дать представление о том, что в результате трения выделяется теплота

НОД «Трение и теплота».

Закрепить знания о трении как физическом явлении. Формировать познавательную функцию речи. Учить объяснять природные явления, используя сказочную а реальную ситуации. Побуждать детей к сочинению сказок.

Развивать выразительность, культуру речи, диалогический строй речи. Развивать монологическую речь, давая полную характеристику героям. Активизировать словарь детей (трение, физическое явление). Обучать решению противоречий. Развивать интерес к театральной деятельности.

Закрепить исполнительские навыки (брать на себя роль, сочетать слова, жесты и действия).

НОД «Как девочка Женя с трением подружилась».

Помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте материалов в природе.

ООД «Круговорот вещей в природе».

Анкетирование «Что делать с мусором?».

Декабрь

Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

ООД «Удобная пластмасса: раны планеты Земля».

Рекомендации «Я горжусь своим делом: дружим с природой».

Исследование «Мир целлофановых пакетов».

 

Проект «Модные вещи из вторичных материалов».

Январь

Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Знакомство с человечками жидкости, сравнение свойств твердых и жидких веществ.

НОД «Знакомство с жидкими человечками».

Круглый стол в форме «Что, где, когда?» на тему «Познавательные игры ТРИЗ».  

январь

Дать понятие о Мировом океане. Сформировать представление о значении воды в жизни обитателей Земли.

НОД «Вода в жизни обитателей Земли».

февраль

Сформировать представление о водопроводе. Учить схематизировать информацию, продолжать учить читать схемы.

Откуда в кране вода?

Консультация «Опыты с водой».

Дать представление о подземных водах. Продолжать учить моделированию явлений неживой природы

Куда делась вода после дождика

март

Дать представление о смачивании, значении этого явления.

Смачивание, или почему вода мокрая.

Продолжать формировать понятие о смачивании. Сформировать представление о процессе смывания грязи и жира как о физическом явлении. Продолжать учить моделировать процесс.

Как сделать воду мокрой для всех

Дать представление о растворах. Применение растворов. Растворение и выпаривание

НОД «Растворы».

«День открытых дверей».

Детский исследовательский проект «Растворы в моей жизни».

Систематизировать знания детей о двух агрегатных состояниях вещества - твердом и жидком, о теплопроводности веществ.

НОД «Строим Лисе дом».

Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое)

апрель

Учить находить объяснения наблюдаемому явлению; выявлять причинно-следственные связи; проводить анализ события, правильно задавая вопросы о признаках исследуемых объектов.

НОД «Замерзание воды».

Учить находить объяснения наблюдаемому явлению; выявлять причинно-следственные связи; проводить анализ события, правильно задавая вопросы о признаках исследуемых объектов.

НОД «Другие жидкости».

май

Закрепить знания о том, что все твердые вещества могут быть жидкими. Использование этого свойства человеком.

НОД «Что рассказала сковорода».

Систематизировать знания о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот. Закрепить понятие о том, что все вещества могут быть и твердыми и жидкими.

НОД «Что рассказала сковорода»

(итоговое занятие)

Развивать умение детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

ООД «Что в круге».

Развивать умение детей объединять объекты окружающего мира в группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

ООД «Все в мире перепуталось»

Подведение итогов педагогического проекта.

Мониторинг

Презентация педагогического проекта «Хочу всё знать».

Результаты работы за год.

Предполагаемые практические результаты:

  1. Детские проекты.
  2. Фотоотчёты.
  3. Дидактические игры.

        

Используемая литература.

  1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.
  2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  3. Владимирова Т.В.  Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Т. В. Муницип. дошк. образов. учреждение "Центр развития ребенка" дет. сад № 178 "Облачко", Каф. пед. технологий Ульян. пед. колледжа № 1. - Ульяновск, 2001. – 106с.
  4. Гин А.А. «ТРИЗ-педагогика»: Авторское; 2015.
  5. Закон РФ «Об образовании».
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Радуга».
  7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Е. В. Соловьева)
  8. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
  9. Сидорчук Т.А., Конзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим…»
  10. Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.
  11. Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ» Мурашковска И. Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)

laquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, на­блюдать».В. Сухомлинский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725840","attributes":{"alt":""...

Педагогический проект "Хочу всё знать!" в рамках индивидуального плана развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».2018- 2019 уч.г. и 2019-2020уч.год.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Радуга»  Педагогический проект "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"в рамкахиндивидуа...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции педагога

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции педагога....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ    Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...