План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
материал (старшая группа)
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, развития творческого воображения, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
- Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»
План по самообразованию на тему
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Воспитатель: Волкова Н.А.
2018-2019 уч. год
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, развития творческого воображения, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
- Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Перспективный план
Содержание работы | Срок | Практический выход |
Подбор и изучение литературы по теме | Сентябрь 2018-2019 уч.года Сентябрь 2018-2019 уч.года | |
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования | Октябрь 2018-2019 уч.года | Анкетирование родителей и воспитателей. |
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды | Ноябрь 2018-2019 уч.года | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности» |
Разработка конспектов НОД. | Декабрь 2018-2019 уч.года | |
«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами | В теч. 2018-2019 уч.года | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | В теч. 2018-2019 уч.года | Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии». |
Описание приемов и методов ТРИЗ-РТВ, их использование в НОД. | В теч. 2018-2019 уч. года | НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа |
Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?» | В теч. 2018-2019 уч. года | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка. Изготовление моделей, схем, их использование в процессе экспериментирования. | В теч. 2018-2019 уч. года | |
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации. | В теч. 2018-2019 уч. года | Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» |
Создание «копилки опытов и экспериментов»и картотеки дидактических игр ТРИЗ и РТВ | В теч. 2018-2019 уч.года | Картотека дидактических игр ТРИЗ и РТВ, опытов и экспериментов |
Поиск интересной информации | В теч. 2018-2019 уч. года | Папка-передвижка для родителей и детей. Консультация. |
Обмен опытом на сайтах. | В теч 2018-2019 уч. года | |
Разработка презентации, проекта по обобщению материалов работы | Апрель 2018-2019 уч.года | |
Самоанализ и оценка знаний по изучаемым темам | Май 2018-2019 уч. года | Прогноз на будущее |
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
5. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
6. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:
№ 8 (1988 г.) ;
№ 5, 6 (1989 г.) ;
№ 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;
№ 4 (1993г.) ;
№ 1 (1994 г.) ;
№ 5 (1996 г.) ;
№ 11 (1997 г.) ;
№ 5, 9 (1998 г.) .
7. Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.) .
8. Статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991.
Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...
План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...
План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)
laquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать».В. Сухомлинский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725840","attributes":{"alt":""...
Педагогический проект "Хочу всё знать!" в рамках индивидуального плана развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».2018- 2019 уч.г. и 2019-2020уч.год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Радуга» Педагогический проект "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"в рамкахиндивидуа...
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».
Индивидуальный план развития профессиональной компетенциипо теме:«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».На 2017- 2020 уч. г....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...