Семинар-практикум для педагогов "Играя, изучаем природу родного края"
материал по окружающему миру
Конкурсы, игры, задания про родной край
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_igraya_my_uznayom_prirodu_rodnogo_kraya.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан»
Семинар-практикум для педагогов
«Играя, мы узнаём природу родного края»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Тимофеева Снежана Владимировна
Агрыз, 2017
Цель:
Повысить профессиональное мастерство педагогов.
Задачи:
- выявить имеющие знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения и животные);
- развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
- формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;
- развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.
Девиз: «Всё интересно то, что неизвестно».
Плакаты: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней »;
«Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли»;
«Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя».
Ход семинара практикума:
- Добрый день, уважаемые педагоги. Мы рады встрече с вами. Сегодня мы будем говорить о нашем прекрасном городе Агрыз, о нашем удивительном крае под названием Татарстан. О крае загадочных легенд и сказок.
Природа – это самая лучшая из книг,
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н. Гарин-Михайловский
Человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяют состояние природы.
Природа даёт человеку пищу, одежду, энергию, строительный материал.
Но в настоящее время учёные мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасывают в атмосферу, реки, озёра, моря. В окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
Ежедневно можно слышать тревожные сообщения об экологической опасности, гибели, катастрофах, наводнениях. Раз идёт процесс загрязнения атмосферы, земельных ресурсов, значит, растительность накапливает в себя вредные химические вещества, химические элементы; животные, употребляя некачественный корм, отравляются. Отсюда производимые некачественные продукты питания.
Также мебель, игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. Всё это влияет на здоровье наших детей. Согласно конвенции о правах ребёнка, принятой ООН в 1989 году, общество в том числе, должно организовывать развитие ребёнка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться её богатствами.
Для этого у детей необходимо формировать элементарные и вполне научные представления:
- о животных, о птицах, растениях;
- о единстве организма и среды;
- о сущности взаимодействия человека и природы, важности охраны природы, окружающей среды;
- гуманно-деятельном отношении к природе;
- осознанном выполнении определённых норм грамотного и безопасного поведения в природе его права.
Ребёнок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы всё это было, нужно сделать окружающую природу экологически чистой.
Привлекая к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Мы должны владеть определёнными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свой город в котором мы живём.
И сегодня мы предлагаем вам, принять активное участие в семинаре-практикуме на тему: «Играя, мы узнаём природу родного края».
Мы предлагаем разделиться на две команды.
1 задание.
«Придумай интересное название команде».
Мы предлагаем придумать такое название, чтобы в ней отражалось то, что связано с природой нашего края, нарисовать эмблему и девиз. На столе у вас бумага и фломастеры.
Звучит музыка.
Итак, дорогие земляки! Да-да, вы не ошиблись, дорогие земляки – так называют людей, живущих на одной земле. И даже уезжая ненадолго в другие города и страны, у нас начинает биться сердце при приближении к своему родному, красивому, радушно встречающему нас городу. Одни родились и выросли в этом городе, другие нашли здесь свою судьбу, и наш Агрыз стал для них родным.
2 задание.
Итак, следующий конкурс, назовём его «Агрыз – город наш родной».
- В каком году был основан Агрыз как поселение? (В 1646 году).
- В каком году он получил статус города? (В 1938 году).
- Кто был основателем этого поселения? (Князья Яушевы).
- Почему он так называется?
Агрыз – наша малая родина. У каждого из нас есть малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. Наш город по-своему красивый, чистый, хотя и небольшой. Здесь есть парк, где отдыхают дети с родителями. Рядом с городом – лес, там растёт много грибов, ягод, водятся дикие животные. Город стоит на берегу реки Иж. Татарстан земледельческий край. Здесь выращивают рожь, пшеницу. Наш край всегда славился своими традициями, самобытностью.
3 задание.
Какие татарские национальные праздники вы знаете? С чем они связаны?
1. Нардуган – встреча нового рождения солнца, день зимнего солнцестояния, т.е. 22 декабря.
2. Навруз – встреча нового года по мусульманскому календарю, празднуется в день весеннего равноденствия, т.е. 21-22 марта и означает «новый день».
3. Карга боткасы – дети едят гречневую кашу, часть которой оставляют птицам. Означает гречневая каша.
4. Сабантуй – праздник после посева урожая, т.е. окончание весенних полевых работ и празднуется в первом месяце лета.
5. Сомбелэ – праздник урожая, отмечается осенью после окончания полевых работ.
6. Каз омэсе «Аулак ой» - посиделки.
А какой праздник без угощенья.
Пальчиковая игра.
Приезжайте в Татарстан наш!
Приходите в гости к нам!
Здесь бэлеш, лапша, чак-чак, (показывают большой круг – «бэлеш»; по три пальца на каждой руке – лапша; большим и указательным пальцем – колечки – чак-чак).
Аппетитный очпочмак (указательными и большими пальцами обеих рук образуют треугольник – очпочмак).
Кыстыбый и баурсак (складывают ладони вместе – кыстыбый указательными пальцами; указательными пальцами обеих рук делают колечки – баурсак).
Беккэн и коймак (лепят пирожки беккэн, коймак едят из воображаемой ложки);
Пэрэмэч, гобэдия (показывают круги – маленький – пэрэмэч, большой – гобэдия).
Ждут вас всех мои друзья!
4 задание.
Предлагаем вам конкурс «Цветик-семицветик».
Вы должны подумать и решить, что произойдёт если:
- Будет больше белочек (будет больше семян, прорастёт больше растений);
- Увеличится количество грибов, будут (сытыми и здоровыми животные, люди смогут приготовить блюда из грибов);
- Больше птиц, меньше (вредителей: гусениц, личинок);
- Сохранится больше трав, деревьев (будет красиво, больше кислорода, гнёзд для птиц, лекарств для животных и людей);
- Чистое озеро – это (много рыбы, щедрый стол, отдых людей);
- Знать и любить природу, помогать ей (красивая здоровая жизнь на планете Земля).
5 задание.
1 команда. Какие звери живут в нашем лесу?
- Лось, заяц, лиса, медведь, ёж, кабан, волк, рысь.
2 команда. Какие птицы обитают в лесах?
- Синицы, вороны, воробьи, снегири, ласточки, сороки, голуби, трясогузки, тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, стриж.
1 команда. Какие дикие животные Татарстана занесены в Красную книгу.
- Бурый медведь (Высокогорский район, Арский, Сабинский, Кукморский, Шаршада);
- Куница, пеструшка, норка, горностай.
2 команда. Какую птицу называют лесным доктором?
- Дятел – лечит деревья.
! Есть и редкие виды птиц – фламинго, сова ушастая, белая цапля, филин, дрофа, сыч.
Звучит музыка.
Вспомните, как красив лес в любое время года, чистый и свежий воздух. Слышите, как поют птицы. Авы знаете правила поведения в лесу?
Не разжигать костров; не рвать паутину; не сбивать грибы, а срезать ножом; не разорять птичьих гнёзд; не убивать насекомых; не рвать цветы; не ломать ветки; не оставлять за собой мусор.
Часто дети задают много вопросов: Что это? Почему?
От наших знаний зависит, правильно ли мы сможем ответить на все детские вопросы. Вот и наш следующий конкурс «Кто есть кто, что есть что?».
6 задание. Конкурс эрудитов. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Итак, будьте внимательны!
Вопросы:
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая);
- Почему сосну называют пионером леса? (сосна первой появляется на открытых местностях);
- Какая птица лает? (самец куропатки);
- Какая рыба вьёт гнездо? (корюшка);
- Есть ли у комара зубы? (и не мало – 22);
- Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд);
- Зачем кашляют рыбы? (они очищают жабры от растений);
- Почему красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет – сигнал опасности).
7 задание.
- Назовите цветы, занесённые в красную книгу. (Ландыш, колокольчик, безвременник, белоязычковый одуванчик);
- Назовите лекарственные растения (одуванчик, зверобой, крапива, мать и мачеха, подорожник).
Глаза распахните, смотрите:
Растущая дико, цветёт земляника.
Не рвите! И любку не рвите – ночную фиалку,
Не делайте палку на случай
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите, а лучше скажите!
Купальница, ландыш, лесная гвоздика
Не исчезайте, растущие дико! Цветите.
Людмила Николаенко
8 задание.
Назовите произведения татарских писателей и поэтов, где чувствуется связь с природой.
- «Шурале», «Коварная лиса», «Лиса и журавль», «Три совета отца», «Киска озорница», «Баран и козёл», «Водяная».
9 задание. Угадайте название сказок и автора.
Абдулла Алиш «Глупый зайчонок». Зайчиха разыскала валенки и надела на зайчонка. Он опять снял. И так несколько раз. Мать наденет, зайчонок снимет, бегает разутый по снегу. День бегал, другой, а на третий день захромал и говорит матери: «Мама, мама, а у меня ноги болят».
Абдулла Алиш «Скворцы и старый воробей». Старый воробей понял, что произошло. Он затрясся от страха, слова вымолвить не может. Потом немного пришёл в себя и говорит: «Легко отделался кот. Вовремя сбежал. Показал бы я ему, где раки зимуют».
10 задание. «Музыкальная пауза».
Итог. Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы многое узнали о своём любимом городе, о природе своего края, закрепили всё то, что знали. И мы очень рады, что наша встреча прошла с пользой для нас всех, и надеемся, что сможем донести до своих воспитанников, всё то, что мы узнали на нашем семинаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Берегите и изучайте природу родного края.
Первоцветы цветут, мы их рвём не щадяА цветочек моля, говорит весь дрожа:- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,Только жизнь я обрёл этой ранней весной…Только свет я увидел, и будто во сне,Вдруг людская р...
Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....
Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...
Семинар-практикум "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
....
Мы изучаем природу родного края
Знакомство детей с природой Коми края и воспитание любви к природе. а так же к окружающему миру....
Проект«Мы изучаем природу Родного края»
Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочныйПродолжительность проекта: 1годУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудник...
Проект «Мы изучаем природу Родного края»
Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочныйПродолжительность проекта: 1годУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудник...