Проект«Мы изучаем природу Родного края»
проект (подготовительная группа)
Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочный
Продолжительность проекта: 1год
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудники центральной городской детской библиотеки,
Актуальность проекта:
Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Н. Луконин
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются создание условий для социализации, развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед нами стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема нашего самообразования «Мы изучаем природу родного края» является актуальной.
Актуальность нашей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и помочь детям понять зависимости и связи в этом мире.
Цель проекта: Привлечение родителей к формированию у детей интереса к природе родного края, через знакомство с представителями растительного и животного мира различных экосистем.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о представителях растительного и животного мира различных экосистем (луг, водоем, озеро, лес, тайга);
2. Привлечь родителей к реализации данного проекта через различные виды деятельности и формы работы.
3. Пополнение развивающей среды группы по данной теме.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Ожидаемые результаты:
1.Знания детьми отдельных представителей животного и растительного мира (прил.1)
Возрастет интерес к познанию окружающей природы.
2. Привлечение 65% родителей к участию в реализации проекта.
3.Пополнится развивающая среда группы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_izuchaem_prirodu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
«Мы изучаем природу Родного края»
Исполнители воспитатели
Подготовительной группы №7
Тимушева Е.А., Смородинова Е.С.
Сыктывкар 2023
Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочный
Продолжительность проекта: 1год
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудники центральной городской детской библиотеки,
Актуальность проекта:
Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Н. Луконин
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются создание условий для социализации, развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед нами стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема нашего самообразования «Мы изучаем природу родного края» является актуальной.
Актуальность нашей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и помочь детям понять зависимости и связи в этом мире.
Цель проекта: Привлечение родителей к формированию у детей интереса к природе родного края, через знакомство с представителями растительного и животного мира различных экосистем.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о представителях растительного и животного мира различных экосистем (луг, водоем, озеро, лес, тайга);
2. Привлечь родителей к реализации данного проекта через различные виды деятельности и формы работы.
3. Пополнение развивающей среды группы по данной теме.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Ожидаемые результаты:
1.Знания детьми отдельных представителей животного и растительного мира (прил.1)
Возрастет интерес к познанию окружающей природы.
2. Привлечение 65% родителей к участию в реализации проекта.
3.Пополнится развивающая среда группы по данному направлению.
1 этап Подготовительный:
1. Подбор и изучение методической, научно-популярной художественной литературы по данной теме.
2. Разработка индивидуальной программы выездных экскурсий национального музея.
3. Разработка индивидуальной программы выездных экскурсий с юношеской библиотекой.
4. Разработка индивидуальной программы выездных экскурсий с Национальной детской библиотекой Республики Коми им. С. Я. Маршака
5. Выбор представителей растительного и животного мира для изучения.
6. Подборка дидактических и подвижных игр по данной теме.
7. Составление плана мероприятий.
8. Знакомство родителей с темой проекта на родительском собрании.
2 этап - Основной:
месяц | Формы работы | ответственные |
сентябрь | Составление плана мероприятий Составление программы мероприятий со сторонними организациями | Специалисты музея Воспитатели, родители |
октябрь | Музей «Осенний лес родного края» Экскурсия в Маршаковку «ЭКОагенты»: интерактивный познавательный час. Знакомство с профессией эколога и наукой экологией в игровой форме. Доклад детей про обитателей водоема Создание альбома «Обитатели водоема» | Специалисты музея Воспитатели, родители |
ноябрь | Музей «Животные строят» Совместное с родителями составление цепей питания и доклад по ним Альбом «Цепи питания» | Специалисты музея Воспитатели, родители |
декабрь | Выход в музей «В лесу родилась Елочка» (музейный праздник) Выход в Маршаковку «Легенды северных лесов»: интерактивный познавательный час. Виртуальное путешествие по заповедным местам Республики Коми, знакомство с мифологией Коми, интерактивные задания и игры. Доклад детей про обитателей леса нашего края Создание альбома «Обитатели леса» | Воспитатели Воспитатели, родители Специалисты музея Специалисты библиотеки |
январь | Выход в Маршаковку «Лесными тропами»: интерактивный познавательный час. Изучение растительного и животного мира лесов Республики Коми в игровой форме. Доклад детей об особоохраняемых территориях РК Создание альбома «Заповедники РК» | Специалисты музея Воспитатели, родители |
февраль | Музей «Птичий базар» Создание Красной книги (сделать доклад о представителях животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу) | Специалисты музея Воспитатели, родители |
март | Музей «Цветочная радуга» Доклад детей о луговых растениях с рисунками | Специалисты музея Воспитатели, родители |
апрель | Выход в Маршаковку «Прогулки по лесу»: литературный час Доклад об обитателях тайги | Специалисты музея Воспитатели, родители |
май | Музей «Друзья природы» Подготовить иллюстрации о правилах поведения в лесу | Сотрудники музея Воспитатели, родители |
3 этап Заключительный
Презентация итоговая. Размещение информации на сайте детского сада и в группе VK
Критерии оценки эффективности проекта
критерии | показатель | индикатор | план | результат |
познание | Знание отдельных представителей различных экосистем | Наблюдение Беседы | 60% | |
Социально-коммуникативное развитие | Взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Наблюдение, беседа | 40% | |
Работа по созданию условий сотрудничества с социумом | Привлечение родителей к реализации проекта Привлечение социальных партнеров | Охват родителей (количество семей, участвовавших в мероприятиях) Количество организаций, привлеченных к сотрудничеству | 65% 3 | |
Пополнение РППС | Ежемесячный отчет | Альбомы, стенгазеты, результаты экологической игры, плакаты |
Приложение №1
Примерный список
1.Деревья: береза, ель – их отличия, рябина, сосна.
2.Кустарники: малина, красная и черная смородина.
3.Кустарнички: брусника, клюква.
4.Травянистые: ромашка, клевер, одуванчик, мятлик, зверобой.
5.Животные: волк, медведь, лиса, белка, лось, олень, кабан.
6.Насекомые: муравей, бабочка, кузнечик, пчела, божья коровка, комар, таракан
7.Моллюски: дождевой червь, улитка
8.Рыбы: щука, окунь, карась.
9.Птицы: утка, сова, дятел, синица, воробей, снегирь.
Список литературы
- Программа: «Радуга» М.: Просвещение, 2004г.
- Программа: «Парма» Сыктывкар, 2007г.
- Программа: С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М.: Просвещение, 2004г.
- М.В. Лучик «Детям о природе» М.: Просвещение, 1989г.
- В.Г. Денисов, Л.П. Крылова, Б.Н. Тюрнин «Биологические экскурсии в природу коми» Сыктывкар, 1994г.
- Дошкольное воспитание 1/2014 ст. «Зимующие птицы» с. 56-62
- Дошкольное воспитание 1/2010 «Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей» с.110-114
- Дошкольное воспитание 2/2016 ст. «Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников» с. 36-43
- Дошкольное воспитание 1/2017 ст. «Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании» с. 36-45
- Ребенок в детском саду 2/2011 ст. «Дидактические игры по экологии» с. 52-55
- Ребенок с детском саду 3/2009 ст. «Мы – педагоги, мы – экологи!» с.61-62
- Ребенок в детском саду 4/2008 ст. «Экология с элементами математики» с. 42-45
- Ребенок в детском саду 2/2008 ст. «Первоцвет» с. 54-56
- Ребенок в детском саду 6/2009 ст. «Лес – наше богатство» с. 59-62
- Ребенок в детском саду 8/2017 ст. «Северное лето» с. 62-65
- Ребенок в детском саду 4/2016 ст. Экскурсия «Птицы весной» с. 68-72
- Ребенок в детском саду 4/2012 ст. «Всякому дереву на Земле есть место» с. 64-66
- Детская энциклопедия «Махаон» «Мир леса» М. «Махаон», 2008г.
- Я познаю мир «Экология» М.:1999г.
- Я познаю мир «Растения» М.:1997г.
- Журнал «Школа семи гномов» «Я изучаю природу» «Мозаика – синтез», 2004г.
- Экологические проекты в детском саду Издание 2-е Волгоград изд-во «Учитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Берегите и изучайте природу родного края.
Первоцветы цветут, мы их рвём не щадяА цветочек моля, говорит весь дрожа:- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,Только жизнь я обрёл этой ранней весной…Только свет я увидел, и будто во сне,Вдруг людская р...
проект по экологии "Природа родного края"
Краткосрочный проект....
Творческий проект по экологии "Природа родного края" в средней группе детского сада.
Проект учит детей любить пироду, беречь ее красоту....
Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.
Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....
Семинар-практикум для педагогов "Играя, изучаем природу родного края"
Конкурсы, игры, задания про родной край...
Мы изучаем природу родного края
Знакомство детей с природой Коми края и воспитание любви к природе. а так же к окружающему миру....
Проект «Мы изучаем природу Родного края»
Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочныйПродолжительность проекта: 1годУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудник...