Семинар-практикум "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Выполнила:воспитатель
Тростянская Ю.С.
Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам экологического воспитания у детей дошкольного возраста.
Обобщить знания педагогов об этапах экологического воспитания у дошкольников, формах и методах работы
2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Введение
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный
вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение
состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате невысокого
уровня экологической культуры у большей части населения, угрожают
здоровью и жизни людей, особенно детей.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до
того, как человек становится взрослым. Поэтому перед педагогами стоит
задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту,
уникальность, универсальность природы.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда
закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.
Воспитание экологической культуры является богатым источником
познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок
развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные
качества.
Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство,
прежде всего, эстетически, т.к. природа является основой красоты,
источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему
почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и
охранять ее как источник радости и счастья.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
. Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
• выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
1.Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.
В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, красок и звуков… Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.
Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
2.Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края.
Удивительный мир природы…
Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Важно обратить внимание ребёнка на эту красоту и многообразие.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.
Знакомство с природой будит любознательность дошкольника. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет достойного внимания
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за домами, т.е. всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки и паучки, птицы, кошки, собаки – всё это близко им.
И один из путей воспитания доброго отношения к растениям и животным – пробуждать симпатии к ним, раскрывая их свойства, суть. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к своему посёлку, городу, селу, где человек родился и живёт. В своей работе я стараюсь углубить это чувство у детей, помочь растущему человеку открыть то, что ему близко, знакомо.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребенку осознать это.
Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.
экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности детей: в процессе наблюдений, ежедневных прогулок, экскурсий, походов, чтения художественной и познавательной литературы и т.д.Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покоряли ее, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое мы испытывали, когда подкармливали зимующих птиц, когда попадали в сказочный зимний лес!
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.
Есть своя особая красота и у поля, и у тихой лужицы, оставшейся на глинистой дороге после сильного дождя, и у обычных растений, которые растут под нашими ногами. Я учу детей видеть не только этот мир окружающей природы, но и участвовать в её созидании.
3.Формы экологического воспитания дошкольников
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии - это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда появляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Игра «Найди такой же листок» проводится на прогулке. Основная цель игры – научить детей находить в природе листья растений, которые показывает взрослый. Воспитатель рассматривает с детьми листья с деревьев, которые растут на участке детского сада. Затем поднимает один листок и предлагает детям найти лист с этого же дерева.
Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д Работа на земельном участке.
Ежегодно на территории детского сада разбиваем цветники, сажаем деревья и кустарники, ухаживаем за разными растениями. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зелёных насаждении, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и растениями сада, огорода состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приёмам труда, объясняю, для чего это нужно делать, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний день и осенний период дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями.
4.Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы
В течение всего года с детьми веду постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории нашего дошкольного учреждения. Работу я начала с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью, есть место для отдыха и занятий спортом.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведении И. И. Шишкин «Рожь»;
И. И. Левитан «Золотая осень»;
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
5.Организация предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.
Решая эту задачу, в группе организовала образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую и эстетическую зоны.
Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.
Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.
Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.
Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать.
В группе оформлен живой уголок, который содержит растения.
В уголке книги знакомлю детей с художественной литературой о природе, России, и родном городе.
В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.
Быстрый рост городов и соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Приобщая детей к природе, провожу с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. Дети любят наблюдать за восходом солнца. Мы вспоминаем народную примету: «Красный закат — к хорошей погоде». В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Направляя внимание детей на рост и развитие растений, ухаживая за ними, формирую у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.
Экологические знания и навыки дети получают не только в ООД по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, кинофильмов, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях мы поем песни о разных временах года. В рисунках отражаем неповторимую красоту природы, лепим животных, птиц, овощи, фрукты. Очень интересны детям народные приметы. Объясняю, что народ издавна замечал, как растения и животные ведут себя перед сменой погоды. Рассказываю о некоторых из них. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам). Ворона кричит зимой – (к метели). Сколько же радости бывает у ребят, кода приметы эти подтверждаются собственными наблюдениями!
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много.
Любимые игры детей:» Кто где живет» «Летает, не летает», «Узнай по описанию», «Что в природе бывает круглым...», «Что в природе бывает зеленым...», «Назови одним словом». Как способ решения познавательной задачи, с детьми провожу разнообразные опыты: сравнение глины и песка, выявление свойств воды, воздуха и т.д. Во время опыта дети ведут наблюдения, сравнивают объекты, делают зарисовки. Особенно дети любят наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т.к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому я рекомендую родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок. Каждый год в ДОУ проводится конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей [радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…] способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....
План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Перспективное планирование на 2016-17 уч. год в подготовительной группе....