Проект «Мы изучаем природу Родного края»
проект (подготовительная группа)

Тимушева Екатерина Алексеевна

Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочный

Продолжительность проекта: 1год

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудники центральной городской детской библиотеки,

Актуальность проекта:

                                                                                                                  Пояснительная записка

                                                                                         «Всё хорошее в людях – из детства!

                                                                                         Как истоки добра пробудить?

                                                                                         Прикоснуться к природе всем сердцем

                                                                                        Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                                        Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                                        И росли, как цветы, малыши,

                                                                                       Чтоб для них экология стала,

                                                                                       Не наукой, а частью души! »

                                                                                                                                    Н. Луконин

     Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

    Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются создание условий для социализации, развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед нами стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема нашего самообразования «Мы изучаем природу родного края» является актуальной.

Актуальность нашей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и помочь детям понять зависимости и связи в этом мире.

     Цель проекта: Привлечение родителей к формированию у детей интереса к природе родного края, через знакомство с представителями растительного и животного мира различных экосистем.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о  представителях растительного и животного мира различных экосистем (луг, водоем, озеро, лес, тайга);

2. Привлечь родителей к реализации данного проекта через различные виды деятельности и формы работы.

3. Пополнение развивающей среды группы по данной теме.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_izuchaem_prirodu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

«Мы изучаем природу Родного края»

 

Исполнители воспитатели

Подготовительной группы №7

Тимушева Е.А., Смородинова Е.С.

                                                                                                                         

Сыктывкар 2023

Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочный

Продолжительность проекта: 1год

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудники центральной городской детской библиотеки,

Актуальность проекта:

                                                                                                                  Пояснительная записка

                                                                                         «Всё хорошее в людях – из детства!

                                                                                         Как истоки добра пробудить?

                                                                                         Прикоснуться к природе всем сердцем

                                                                                        Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                                        Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                                        И росли, как цветы, малыши,

                                                                                       Чтоб для них экология стала,

                                                                                       Не наукой, а частью души! »

                                                                                                                                    Н. Луконин

     Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

    Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются создание условий для социализации, развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед нами стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема нашего самообразования «Мы изучаем природу родного края» является актуальной.

Актуальность нашей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и помочь детям понять зависимости и связи в этом мире.

     Цель проекта: Привлечение родителей к формированию у детей интереса к природе родного края, через знакомство с представителями растительного и животного мира различных экосистем.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о  представителях растительного и животного мира различных экосистем (луг, водоем, озеро, лес, тайга);

2. Привлечь родителей к реализации данного проекта через различные виды деятельности и формы работы.

3. Пополнение развивающей среды группы по данной теме.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Ожидаемые результаты:

1.Знания детьми отдельных представителей животного и растительного мира (прил.1)

Возрастет интерес к познанию окружающей природы.

2.  Привлечение 65% родителей к участию в реализации проекта.

3.Пополнится развивающая среда группы по данному направлению.

1 этап Подготовительный:

1. Подбор и изучение методической, научно-популярной художественной литературы по данной теме.

2. Разработка индивидуальной программы выездных экскурсий национального музея.

3. Разработка индивидуальной программы выездных экскурсий с юношеской библиотекой.

4. Разработка индивидуальной программы выездных экскурсий с Национальной детской библиотекой Республики Коми им. С. Я. Маршака

5. Выбор представителей растительного и животного мира для изучения.

6. Подборка дидактических и подвижных игр по данной теме.

7. Составление плана мероприятий.

8. Знакомство родителей с темой проекта на родительском собрании.

2 этап - Основной:

месяц

Формы работы

ответственные

сентябрь

Составление плана мероприятий

Составление программы мероприятий со сторонними организациями

Специалисты музея

Воспитатели, родители

октябрь

Музей «Осенний лес родного края»

Экскурсия в Маршаковку «ЭКОагенты»: интерактивный познавательный час. Знакомство с профессией эколога и наукой экологией в игровой форме.

Доклад детей про обитателей водоема

Создание альбома «Обитатели водоема»

Специалисты музея

Воспитатели, родители

ноябрь

Музей «Животные строят»

Совместное с родителями составление цепей питания и доклад по ним

Альбом «Цепи питания»

Специалисты музея

Воспитатели, родители

декабрь

Выход в музей «В лесу родилась Елочка» (музейный праздник)

Выход в Маршаковку «Легенды северных лесов»: интерактивный познавательный час. Виртуальное путешествие по заповедным местам Республики Коми, знакомство с мифологией Коми, интерактивные задания и игры.

Доклад детей про обитателей леса нашего края

Создание альбома «Обитатели леса»

Воспитатели

Воспитатели, родители

Специалисты музея

Специалисты библиотеки

январь

Выход в Маршаковку «Лесными тропами»: интерактивный познавательный час. Изучение растительного и животного мира лесов Республики Коми в игровой форме.

Доклад детей об особоохраняемых территориях РК

Создание альбома «Заповедники РК»

Специалисты музея

Воспитатели, родители

февраль

Музей «Птичий базар»

Создание Красной книги (сделать доклад о представителях животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу)

Специалисты музея

Воспитатели, родители

март

Музей «Цветочная радуга»

Доклад детей о луговых растениях с рисунками

Специалисты музея

Воспитатели, родители

апрель

Выход в Маршаковку «Прогулки по лесу»: литературный час
Беседа о флоре и фауне леса»

Доклад об обитателях тайги

Специалисты музея

Воспитатели, родители

май

Музей «Друзья природы»

Подготовить иллюстрации о правилах поведения в лесу

Сотрудники музея

Воспитатели, родители

3 этап Заключительный

Презентация итоговая. Размещение информации на сайте детского сада и в группе VK

Критерии оценки эффективности проекта

критерии

показатель

индикатор

план

результат

познание

Знание отдельных представителей различных экосистем

Наблюдение

Беседы

60%

Социально-коммуникативное развитие

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Наблюдение, беседа

40%

Работа по созданию условий сотрудничества с социумом

Привлечение родителей к реализации проекта

Привлечение социальных партнеров

Охват родителей (количество семей, участвовавших в мероприятиях)

Количество организаций, привлеченных к сотрудничеству

65%

3

Пополнение РППС

Ежемесячный отчет

Альбомы, стенгазеты, результаты экологической игры, плакаты

Приложение №1

Примерный список

1.Деревья: береза, ель – их отличия, рябина, сосна.

2.Кустарники: малина, красная и черная смородина.

3.Кустарнички: брусника, клюква.

4.Травянистые: ромашка, клевер, одуванчик, мятлик, зверобой.

5.Животные: волк, медведь, лиса, белка, лось, олень, кабан.

6.Насекомые: муравей, бабочка, кузнечик, пчела, божья коровка, комар, таракан

7.Моллюски: дождевой червь, улитка

8.Рыбы: щука, окунь, карась.

9.Птицы: утка, сова, дятел, синица, воробей, снегирь.

Список литературы

  1. Программа: «Радуга» М.: Просвещение, 2004г.
  2. Программа: «Парма» Сыктывкар, 2007г.
  3. Программа: С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М.: Просвещение, 2004г.
  4. М.В. Лучик «Детям о природе» М.: Просвещение, 1989г.
  5. В.Г. Денисов, Л.П. Крылова, Б.Н. Тюрнин «Биологические экскурсии в природу коми» Сыктывкар, 1994г.
  6. Дошкольное воспитание 1/2014 ст. «Зимующие птицы» с. 56-62
  7. Дошкольное воспитание 1/2010 «Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей» с.110-114
  8. Дошкольное воспитание 2/2016 ст. «Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников» с. 36-43
  9. Дошкольное воспитание 1/2017 ст. «Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании» с. 36-45
  10. Ребенок в детском саду 2/2011 ст. «Дидактические игры по экологии» с. 52-55
  11. Ребенок с детском саду 3/2009 ст. «Мы – педагоги, мы – экологи!» с.61-62
  12. Ребенок в детском саду 4/2008 ст. «Экология с элементами математики» с. 42-45
  13. Ребенок в детском саду 2/2008 ст. «Первоцвет» с. 54-56
  14. Ребенок в детском саду 6/2009 ст. «Лес – наше богатство» с. 59-62
  15. Ребенок в детском саду 8/2017 ст. «Северное лето» с. 62-65
  16. Ребенок в детском саду 4/2016 ст. Экскурсия «Птицы весной» с. 68-72
  17. Ребенок в детском саду 4/2012 ст. «Всякому дереву на Земле есть место» с. 64-66
  18. Детская энциклопедия «Махаон» «Мир леса» М. «Махаон», 2008г.
  19. Я познаю мир «Экология» М.:1999г.
  20. Я познаю мир «Растения» М.:1997г.
  21. Журнал «Школа семи гномов» «Я изучаю природу» «Мозаика – синтез», 2004г.
  22. Экологические проекты в детском саду Издание 2-е Волгоград изд-во «Учитель»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите и изучайте природу родного края.

Первоцветы цветут, мы их рвём не щадяА цветочек моля, говорит весь дрожа:- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,Только жизнь я обрёл этой ранней весной…Только свет я увидел, и будто во сне,Вдруг людская р...

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....

Мы изучаем природу родного края

Знакомство детей с природой Коми края и воспитание любви к природе. а так же к окружающему миру....

Проект«Мы изучаем природу Родного края»

Тип проекта: познавательно – игровой, долгосрочныйПродолжительность проекта: 1годУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники Национального музея, сотрудник...