Перспективный план работы по формированию первичных представлений о традициях русского народа на 2021/2022 учебный год
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Перспективный план работы
по формированию первичных представлений о традициях русского народа
на 2021/2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_planu_samoobrazovaniya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2»
Перспективный план работы
по формированию первичных представлений о традициях русского народа
на 2021/2022 учебный год
Составитель:
Воспитатель
Антипова Алена Сергеевна
Миасс, 2021 г.
Месяц | Тема/ Литература | Задачи | Содержание | Материал |
Сентябрь | Занятие 1 Знакомство с русской избой В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» стр. 23-25 | -знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа; - расширять активный словарный запас; - развивать интерес к посещению «избы» | Знакомство с русской избой, предметами русской избы. | Предметы быта мини-музея, картинки с изображением предметов быта, игрушки. |
Занятие 2 «До чего ж хорош наш душистый чай! Веселей смотри да гостей встречай!» Н.Н. Леонова «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» стр. 70-74 | - обобщать и систематизировать знания детей о чае, странах, где выращивают чай, традициях употребления чая в России, об истории самовара; - активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение; - дать знания о полезных для организма человека свойствах чая; - развивать речевую культуру , умение грамматически правильно выразительно и связно ; - воспитывать уважение к традициям русского народа. | Беседа об истории чая, полезных свойствах. Эксперементальная деятельность с различными видами чая. | Карта мира, кукла в национальном китайском костюме, 2 железные баночки с чаем, декоративные листики на липучках ( для прикрепления на карту), материалы для дидактического упражнения: «Собери самовар» | |
Октябрь | Занятие 1 И.И. Машков «Натюрморт с самоваром». Знакомство с картиной Н.Н. Леонова «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» стр. 74-76 | - закрепить знания о натюрморте как о жанре изобразительного искусства; - обобщить и систематизировать знания детей о самоваре как о главном атрибуте чаепития на Руси; - активизировать познавательные интерес , внимание, память, развивать мышление, воображение; - развивать речевую культуру, умение грамматически правильно и связно передавать в речи свои мысли; - воспитывать уважения к традициям русского народа. | Работа по речевому развитию. Составление описания картины по образцу. | Картина художника И.И. Машкова «Натюрморт с самоваром»; Книга: знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким: учебно-наглядное пособие/ авт.-сост. Н.А.Курочкина. – 3-е изд. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. |
Занятие 2 Жостовские букеты на подносах и самоварах Н.Н. Леонова «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» стр. 77-80- | - продолжать знакомить детей с народным искусством на примере изделий Жостова; Приобщать к русской народной культуре: продолжать знакомить с атрибутами чаепития на Руси; - закреплять знания о самоварах, их разновидностях и истории; - знакомить с жостовской росписью, её содержанием, элементами, композицией, цветосочетанием; - учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа; - формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок; - формировать умение пользоваться палитрой. | Знакомство детей с элементами жостовской росписи, с общей картиной. Показать готовые работы «умельцов». | Колонка, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, салфетки, самовар и разнос с Жостовской росписью, картинки с изображениями расписных спмоваров и подносов; Книга: Дорожин Ю. Жостовский букет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. (Искусство детям); П. Чайковский «Вальс Синявского «Жостово», Н. Мартишинова «Расписные самовары». | |
Занятие 3 Жостовские букеты на подносах и самоварах Н.Н. Леонова «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» стр. 77-80- | - продолжать знакомить детей с народным искусством на примере изделий Жостова; Приобщать к русской народной культуре: продолжать знакомить с атрибутами чаепития на Руси; - закреплять знания о самоварах, их разновидностях и истории; - знакомить с жостовской росписью, её содержанием, элементами, композицией, цветосочетанием; - учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа; - формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок; - формировать умение пользоваться палитрой. | Рисование элементов жостовской росписи. | Колонка, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, салфетки, самовар и разнос с Жостовской росписью, картинки с изображениями расписных спмоваров и подносов; Книга: Дорожин Ю. Жостовский букет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. (Искусство детям); П. Чайковский «Вальс Синявского «Жостово», Н. Мартишинова «Расписные самовары». | |
Занятие 4 Развлечение «Русский самовар» (мероприятие по ознакомлению с русскими народными традициями) Н.Н. Леонова «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями» стр. 95-105 | - закреплять знания детей о самоваре, истории его возникновения; - учить слушать и понимать народную музыку; - расширять знания о русском быте, традициях; - развивать связную речь, звуковую и интонационную культуру речи; - Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям русского народа. | Обобщение и систематизация полученных знаний в форме развлечения. | Стол со старинной домашней утварью и самоваром; Музыкальные инструменты: ложки, металлофон, дудочки, гармошки, бубны; Самовап для рассматривания и обыгрывания; Чашки и блюдца для каждого ребёнка. Русская народная плясовая «Камаринская» (М.И. Глинка, симфоническая фантазия), Русская народная песня «Во поле берёзка стояла» | |
Ноябрь | Занятие 1 Печь – матушка И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 179-182 | - вызывать у детей интерес к истории и культуре русского народа; - познакомить с русской печкой, назначением её отдельных частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье); - воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, эмоциональному их восприятию. | Отгадывание загадок, рассматривание элементов русскрой печи, чтение стихотворений. | Картинки с изображением печи и её отдельных частей, карточки с загадками по теме, макет избы с печкой. |
Занятие 2 Глиняный человек В. Н. Косарева «Народная культура и т радиции» стр. 42-46 | - формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке; - познакомить с природным материалом – глиной и её отличиями от песка; | Глина влажная, глина сухая. Песок влажный, песок сухой. Картинки с изображениями изделий из глины. | ||
Занятие 3 Глиняные расписные И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 182- 184 | - познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; - развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведнния; - познакомить с глиной и её свойствами. - вызвать интерес к дымковским и грушкам: желание лепить и использовать приёмы дымковской росписи для украшения игрушек; - воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству. | Лепка изделий из глины, знакомство с Дымковскими узорами. | Картинки с изображениями дымковской игрушки; готовая для лепки глина. | |
Занятие 4 Создание выставки работ по пройденной теме.
| ||||
Декабрь | Занятие 1 Здравствуй, зимушка-зима Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр. | Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека. Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать активный словарь детей. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года. | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». | Загадки на зимнюю тематику; Иллюстрации по теме занятия. |
Занятие 2 Зимовье зверей Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр. | -продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев; - формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу; -активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить; - развивать речь и коммуникативные навыки; - развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы; - передавать интонацией голоса персонажей. - воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок». | Текст сказки «Зимовье зверей», иллюстрации к сказке. | |
Занятие 3 Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр. | - формировать познавательный интерес детей к русской культуре, устному народному творчеству. -познакомить детей с русским народным обрядом – колядование. - вызвать интерес к традициям и устному народному творчеству русского народа. - развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, координацию движений. | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». | Иллюстрации по теме | |
Занятие 4 Сундучок Деда Мороза Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр. | - развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок; - вызывать интерес к русской народной сказке «Два мороза»; - развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением; - вызывать радостное ожидание Нового Года, исполнения желаний. | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». Сравнение узоров на стекле с росписью Гжель. | Картинки с изображениями подарков от Деда Мороза. | |
Январь | ||||
Занятие 2 «Богородская игрушка» Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт – Петербугр, «Детство – Арии», 2001 г. «Детям о народном искусстве» А. А. Грибовская, «Просвещение» | - знакомить детей с богородской игрушкой из дерева, с ее ха-рактерными персонажами, наиболее часто встречающимися в скульптурах – сценах (мужик, медведь, кони). Порадовать детей движущимися игруш-ками (кузнецы). | Рассказ педагога о богородской деревянной игрушке. Рассматривание иллюстраций, подлинной игрушки из дерева. | Богородская игрушка. | |
Занятие 3 В гости к нам пришли матрёшки И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 234-235 | - продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; - Учить видеть красоту, самобытность, характер; - Развивать эмоционально- эстетические чувства, вкусы, суждения; | Роспись сарафана матрешки с элементами декора (пальчико-вое рисование) | Деревянные матрёшки с разной росписью, картинки с описанием матрёшек, раскраски. | |
Занятие 4 Русская свистулька Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр.61 | - знакомство с используемыми образами и материалами при изготовлении свистулек; - воспитывать любознательность и интерес к традициям. - познакомить детей с историей появления свистулек. | Рассказ о глиняной свистульке, просмотр изделий вблизи | Глиняная свистулька | |
Февраль | Занятие 1 Сошью Маше сарафан Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр.48 | - знакомить с женским народным костюмом; - формировать понятия «праздничная» и «будничная» одежда; - развивать творчество, интерес к прошлому. - расширять словарный запас словами: штаны, рубаха, сарафан, сорочка; | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари». | Куклы в русской народной одежде. Изображения с русской народной одеждой. |
Занятие 2 Сошью Маше сарафан Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр.48 | - знакомить с женским народным костюмом; - формировать понятия «праздничная» и «будничная» одежда; - развивать творчество, интерес к прошлому. - расширять словарный запас словами: штаны, рубаха, сарафан, сорочка; | Роспись узоров на фартуке для невесты. | Куклы в русской народной одежде. Изображения с русской народной одеждой. | |
Занятие 3 Золотое веретено Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр.61 | - знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном; - учить работать в парах; - расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха; - развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | Изображения с картинками прялки, веретеном; деревянное веретено; изображения изделий из шерсти. | |
Занятие 4 Золотое веретено Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истока русской народной культуры» стр.61 | - знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном; - учить работать в парах; - расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха; - развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. | Продолжать знакомство с предметами обихода. Беседа по пройденной теме. | Изображения с картинками прялки, веретеном; деревянное веретено; изображения изделий из шерсти. | |
Март | Занятие 1 Едет Масленица дорогая И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 254-258 | - познакомить детей с русским народным праздником Масленица; - развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи (по картинам В. Кустодиева «Масленица», И. Сурикова «Взятие снежного городка») - развивать самостоятельность и аккуратность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию. | Знакомство с праздником Масленица, разучивание песенки «Былины» | картины В. Кустодиева «Масленица», И. Сурикова «Взятие снежного городка») |
Занятие 2 Куклы из ниток | - овладение практическим навыком изготовления куклы из ниток; - расширение представлений о народных обычаях; - развивать мелкую моторику; - развитие творческих способностей и творческого мышления. | Изготовление куклы. | Набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков. Образец готового изделия. | |
Занятие 3 Куклы из ниток | - овладение практическим навыком изготовления куклы из ниток; - расширение представлений о народных обычаях; - развивать мелкую моторику; - развитие творческих способностей и творческого мышления. | Изготовление куклы. | Набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков. Образец готового изделия. | |
Занятие 4 Оформление выставки работ и обсуждение достигнутых результатов. | ||||
Апрель | Занятие 1 Повторение пройденного материала. Пополнение мини-музея «Русские народные промыслы». | |||
Занятие 2 Козонька роготая, козонька бодатая И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 290- 296 | - развивать интерес к устному народному творчеству, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев: «Два козлика», «Две козочки», «Лиса и козёл»; Воспитывать положительное отношение к нраходчивости, сообразительности, смекалке; - дать понятие о козулях. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного. | Текст сказок «Два козлика», «Две козочки», «Лиса и козёл», иллюстрации к сказкам. | |
Занятие 3 Светлая Пасха И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 297- 302 | - познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Руси; Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым. | Беседа о празднике Светлой Пасхи, обсуждение традиций ( в том числе, которые присутствуют дома). | Муляжи яиц, изображения куличей. | |
Занятие 4 Ходит конь по бережку И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 319- 324 | - расширять представления детей о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня; - показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора: народные игры про коня, изображения коня, изображения коня в городецких узорах | Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешке «Ходит конь по бережку», репродукции картины В.Васнецова «Богатыри» | иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Ходит конь по бережку», репродукция картины В.Васнецова «Богатыри» | |
Май | Занятие 2 День Победы И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 304-306 | - познакомить детей с подвигом русского народа в ВОВ на примере Заполярья Анатолия Бредова; - познакомить с музыкально- эстетическим творчеством на военную тематику: пословицы и поговорки, частушками, песнями «Катюша», «День Победы»; - воспитывать уважение и чувство | Прослушивание музыкальных произведений, рассказ педагога о празднике День Победы, о традициях народа. | Иллюстрации с различными видами войск, музыкальные произведения. |
Занятие 3 День Победы И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» стр. 304-306 | - познакомить детей с подвигом русского народа в ВОВ на примере Заполярья Анатолия Бредова; - познакомить с музыкально- эстетическим творчеством на военную тематику: пословицы и поговорки, частушками, песнями «Катюша», «День Победы»; - воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. | Коллективная работа ко дня 9 мая. | Ватман, краски, цветная бумага, ножницы, клей. | |
Занятие 4. Оформление мини-музя «Русские народные промыслы» |
Перспективный план по взаимодействию с родителями
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников первичных представлений о традициях русского народа.
№ | Тема | Формат организации | Цель | Дата |
1 | «Приобщение детей к народной культуре» | Анкетирование | Направленность в семейном воспитании на приобщение ребенка к национальной культуре | Сентябрь |
2 | «Благотворное влияние пестушек, потешек и колыбельных песен | Папка раскладушка | Знакомство с устным народным творчеством, его воспитательное воздействие на детей. | Октябрь |
3 | «Народное искусство» | Индивидуальные консультации | Помочь родителям использовать фольклор в повседневном общении с ребенком | Ноябрь |
4 |
| Проект «Фольклор для малышей». | Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приемы с родителями. | Ноябрь |
5 | «Русские народные приметы». | Папка – передвижка | Углубить знания о связи народных примет с традициями и обрядами на Руси.» | Декабрь |
6. | «Воспитание детей на традициях народной культуры». | Круглый стол. | Познакомить с программой воспитания детей на традициях народной культуры. Заинтересовать родителей и совместно формировать у детей интерес к национальной культуре. | Январь |
7. | «Народные сокровища». | Беседа. | Приобщение родителей к оснащению «Русской горницы» и сбору материала об истории русского народа. | Январь -сентябрь |
8. | «В гостях у петрушки». | Развлечение. | Знакомство с русскими народными играми. Приобщить родителей к игровой программе. | Февраль. |
9 | «Путешествуем по Древней Руси». | Папка – передвижка. | Развивать интерес к разным видам фольклора и детской художественной литературе.» | Март |
10. | «Пестуем малыша». | Групповая консультация. | Знакомство с пестушками и их роль в развитии и гармоничном воспитании детей. | Март |
11. | «Пасхальное яичко». | Выставка | Помочь родителям в общении с ребенком через предложенную тему. | Апрель |
12. | Никита – гусятник». | Кукольный спектакль. | Продолжить знакомство с народными праздниками, их связью с народным календарем. Привлечь родителей к участию в спектакле. | Июнь |
13. | Народный календарь. | Информационный буклет | Знакомство с народными приметами. | Ежемес. |
14. | «Ярмарка -игрушек». | Вечер - игр | Привлечь родителей к изготовлению игрушек из глины. | Август |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год.
Цель: установление позитивных продуктивных взаимоотношений ДОУ – Семья – Ребёнок.Задачи:1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников в вопросах воспитания, обучения и...
Перспективный план дидактических игр по ИЗО во 2 младшей группе на 2021-2022 учебный год
Материал поможет в организации образовательной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и ребенка...
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»
план по самообразованию «Роль обычаев и традиций русского народа как средство преемственности поколений в формировании чувства гордости и любви к Родине»...
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы №7 «Рябинка» на 2021 – 2022 учебный год.
Целью является объединение педагогв и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Повышение педагогической культуры родителей....
Перспективный план работы по ЗОЖ с родителями в подготовительной группе на 2021/2022 учебный год
МесяцРабота с родителямиЦелиСентябрьАнкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье»Беседа «Что такое ЗОЖ?Составление памятки: «Здоровье-главное богатство человека»....
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковподготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год...
Перспективный план по формированию первичных ценностных представлений
Перспективный план по формированию первичных ценностных представлений: образ Я...