Конспект непосредственной деятельности на тему "Дикие животные" для детей среднего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД для детей среднего возраста, на котром используются как рассматривание сюжетных, предметных картинок, так и дидактические игры "Четвертый лишний", "Собери картинку", "Следы" , "Кто чем питается", динамические игры. Его цель: формирование интереса к диким животным, бережное отношение. На занятии развивается познавательный интерес, речь детей, коммуникативные навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Дикие животные»
для детей среднего дошкольного возраста.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Составила воспитатель
ГБДОУ детского сада №4
Приморского района
Павлова Екатерина Владимировна
Санкт - Петербург
2019
Цель: Формирование интереса к диким животным, бережного к ним отношеия.
Задачи:
1. Обучающие:
- Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
- Продолжать формировать навыки связной речи.
- Активизировать и расширять словарь детей по теме дикие животные.
- Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным в числе, роде.
2. Развивающие:
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику.
- Развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывающие:
- Воспитывать внимание к собственной речи, умение слушать.
- Воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детенышей; чтение художественной литературы про животных; беседы на тему «дикие животные»; разучивание стихов, потешек; игры-имитации со звукоподражанием; рисование диких животных. Подбор иллюстраций, дидактических игр по теме «Дикие животные»
Методы и приемы: наглядный (рассматривание предметных и сюжетных картинок, раздаточного материала), словесный (беседа, вопрос, объяснение), игровой (дидактические «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Следы» и словесные игры «Какой? Какая?», «На водопой»), практический (действия с дидактическим, раздаточным материалом).
Материалы и оборудование:
Фланелеграф, картинки с изображением диких животных, прищепки с изображением пищи, которую употребляют животные, разрезные картинки диких животных.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом перед фланелеграфом, воспитатель читает стихотворение.
Раз, два, три, четыре, пять.
Как животных нам назвать?
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются!
Вы догадались, о каких животных говорится в стихотворении?
Дети: Дикие, лесные.
Почему их называют дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе пищу, сами защищают себя и своих детенышей.
Воспитатель: Попробуйте, отгадайте о каких диких животных, мы будем сегодня разговаривать?
«Собери картинку»
Кто отгадает загадку, соберет из частей картинку с изображением этого животного на фланелеграфе.
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед.
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Это медведь!
Воспитатель: Давайте его соберем. Какие части нужно взять, чтобы его собрать? Какого цвета шерсть у медведя? Какой формы голова? Какого размера уши, туловище? Какие лапы? Есть ли у медведь хвост?
Дети: Большая голова, маленькие уши, мощное, массивное туловище, высокие сильные лапы и маленький хвост.
Воспитатель: А что вы о нем знаете?
Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.
Медведь – самый крупный хищник, который живет в лесу. Хоть его и называют косолапым, но он очень ловко лазает по деревьям, быстро бегает, ныряет в воду. Медведь всеядный. Любит и мясо, и ягоды, корешки растений. У него острые зубы, когти. Он настоящий охотник. А на зиму устраивает себе берлогу в потаенном месте: под корнем упавшего дерева или в буреломе и ложится спать до самой весны.
Говорят она хитра,
Кур уносит со двора,
Но зато красавица
Детям очень нравится.
Дети: Это лиса!
Воспитатель: Давайте соберем ее . Какого цвета лиса? Какая у нее голова? На что похожи уши? Какое туловище, лапы, хвост?
Дети: Небольшая голова, с вытянутой мордочкой, треугольные уши, длинное, стройное туловище, небольшие лапы и длинный, пушистый хвост.
Воспитатель: А что вы о ней знаете?
Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.
У лисы рыжая шерстка, пушистый хвост, который в холода служит защитой от морозов, великолепный слух, помогает ей даже под снегом услышать, где шуршит мышь. Она терпеливо выслеживает добычу: зайцы, птицы, мыши. Любит таскать курочек, да петушков. Живет лисица в норе.
В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу,
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый …
Дети: Это волк!
Воспитатель: Давайте его соберем. Если возникают у детей трудности, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Дети: Голова, острые уши, длинное туловище, высокие лапы и длинный хвост.
Дети: А что вы о нем знаете?
Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.
Волк похож на собаку. У него густая шерсть, острые зубы. Волки охотятся ночью. Их добыча – зайцы, птицы, олени, грызуны и даже домашние животные. Волки умные и легко уходят от опасности. Дом волка называется логово.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар не видно ножек,
Звать его, конечно,..
Дети: Это ежик!
Воспитатель: Давайте его соберем.
Дети: Маленькая голова, с двумя, словно бусины глазками, туловище, покрытое иголками, короткие лапки.
Воспитатель: А что вы о нем знаете?
Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.
Ежи ночные, лесные жители. У них плохое зрение, но зато отличный слух и обоняние. Они всеядны. Еж питается насекомыми, змеями, лягушками, мышами, а также ягодами, грибами. Всю зиму еж спит в своем гнезде, которое делает на земле в ямке из сухих листьев, травы, мха.
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: Это заяц!
Воспитатель: Из каких частей состоит заяц?
Дети: Овальной формы голова, длинные уши, небольшое туловище, маленький хвост, сильные лапы.
Воспитатель: А что вы о нем знаете?
Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.
Заяц – травоядное животное. Питается травой, ветками, корой деревьев, грибами, ягодами. Летом заяц белый, а зимой серый. У него хороший слух и быстрые ноги, которые помогают убегать от хищников (волк, лиса, совы).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети: Это лось!
Если возникают у детей трудности, воспитатель помогает наводящими вопросами собирать изображение лося.
Дети: Большая голова, с мощными рогами, вытянутое туловище, длинные ноги, хвост.
Воспитатель: А что вы о нем знаете?
Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.
Лось – травоядное животное. Питается ветками деревьев и кустарников, растениями. Рога у него тяжелые, крепкие, с их помощью он сражается с другими лосями. Чем старше лось, тем крупнее у него рога. Лось сбрасывает рога в ноябре-декабре и ходит без них.
Так как же называются все эти животные?
Дети: дикие животные.
Воспитатель: Давайте представим, что мы дикие животные. Вставайте друг за другом по кругу и повторяйте за мной.
Игра-разминка «На водопой»
Как-то днем лесной тропой, звери шли на водопой.
(Дети идут по кругу)
За мамой лосихой топал …дети отвечают - лосенок,
(Дети идут, топая, руками изображая рога)
За мамой лисицей крался…дети отвечают - лисенок,
(дети идут на носках, руки согнуты перед собой)
За мамой медведицей шел…дети отвечают – медвежонок,
(дети идут на ладонях и стопах)
За мамой зайчихой бежали … дети отвечают – зайчата,
(дети прыгают на двух ногах)
Волчица вела за собою… дети отвечают - волчат.
(дети идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: Хорошо поиграли, вспомнили, как зовут детенышей диких животных! Я предлагаю снова поиграть: «Кто, чем питается?»
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и обращает их внимание на разложенные картинки с изображением диких животных и прищепки с изображением разной пищи: ягоды, грибы, ветки деревьев, овощи, мыши, змеи, птицы и другое. Дети по очереди определяют, кому подходит эта еда, и прикрепляют прищепку.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: А сейчас будьте внимательными. Посмотрите на эту карточку, как вы думаете, что нужно сделать? (волк, медведь, лиса, лось)
Дети: убрать лишнею картинку.
Воспитатель: И объяснить, почему именно эту картинку вы убрали!
Дети: Лишняя картинка- лось, потому что лось травоядное животное, а остальные хищные.
Дети: Потому что у него на голове рога, а других животных нет.
Воспитатель: Может быть, еще есть вариант ответа?
Дети: Медведь. Потому что он всю зиму спит в берлоге.
Воспитатель по очереди обращает внимание детей на картинки с изображением диких животных (волк, медведь, лиса, лось; медведь, еж, волк, лиса; волк, заяц, лиса, медведь; лось, волк, заяц, белка; волк, лиса, еж, лось). Дети определяют лишнею картинку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам встать в круг и приготовиться ловить мяч. Но задачу вам усложню. Я называю дикое животное, а вы расскажите какое оно.
Игра «Какой? Какая?»
Воспитатель бросает мяч одному из детей и произносит: Медведь!
Дети: Большой!
Воспитатель бросает мяч другому ребенку: А еще какой?
Дети: Сильный
Дети: Коричневый, всеядный
Воспитатель: Лиса
Дети: рыжая, хитрая, пушистая, красивая.
Воспитатель: Волк
Дети: сердитый, серый, злой, свирепый, хищный.
Воспитатель: Заяц
Дети: маленький, шустрый, ловкий, трусливый.
Воспитатель: Еж
Дети: маленький, колючий, всеядный
Воспитатель: Лось
Дети: большой, сильный, длинноногий.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая странная картина! Что бы это могло быть?
Дети: Следы
Воспитатель: Как вы думаете, чьи это следы?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Давайте проследим по следам, куда они нас приведут! И узнаем, чьи они.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы следов животных, а затем с помощью указки следуют по следам.
Куда же привели следы? Чьи оказались это следы?
Дети: Пришли к норе. Это лиса.
Воспитатель: А это, чьи следы?
Дети: Зайца. Следы привели к кустам.
Воспитатель: А это, чьи следы? Большие, похожие на след собаки.
Дети: Волка. Следы привели к его дому - логово.
Воспитатель: Как вы думаете, нужно ли беречь диких животных, помогать им в морозное, зимнее время? Приносят ли они пользу?
Дети: Да, нужно помогать, чтобы животное выжило, не погибло.
Воспитатель: Диких животных надо беречь, они не только приносят в нашу жизнь красоту, но и пользу. Дикие животные для человека – это источник пищи, их шерсть (заячья, лисья) – это теплая одежда (варежки, шапки, шуба). Хищные животные помогают избавлять лес от слабых, больных животных. Таким образом, помогают поддерживать порядок в лесу.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько много знаете о диких животных!
Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по конструированию для детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Украшение платья"
В конспекте представлены методы и приемы работы по развитию конструктивных способностей у детей, с использованием различных материалов....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по плаванию для детей среднего возраста
Это занятие было показано родителям.Мамы и папы высоко оценили плавательные способности своит детей....
«Живая и неживая природа» (конспект образовательной деятельности по экологии для детей среднего дошкольного возраста)
Экологическое игровое занятие способствует формированию у детей представлений об объектах живой и неживой природы,даёт понимание о неразрывной связи человека с природой....
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» (для детей среднего возраста 4-5 лет)
Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Именно этот вид деятельности помокает в решении многих образовательных задач....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Рисование колобка» для детей среднего возраста
- Воспитывать у детей доброжелательные отношения к сказочным персонажам, вызвать желание помочь им. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки. Форми...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего возраста. Тема: "Зимние забавы".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего возраста....
Конспект совместной деятельности по безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Уроки безопасности – причины пожаров»
Совместная деятельность позволяет в интересной, познавательной, игровой форме знакомить детей 4-5 лет с правилами пожарной безопасности....