Конспект непосредственной деятельности на тему "Дикие животные" для детей среднего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Екатерина Владимировна

Конспект НОД для детей среднего возраста, на котром используются как рассматривание сюжетных, предметных картинок, так и дидактические игры "Четвертый лишний", "Собери картинку", "Следы" , "Кто чем питается", динамические игры. Его цель: формирование интереса к диким животным, бережное отношение. На занятии развивается познавательный интерес, речь детей, коммуникативные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Дикие животные»

для детей среднего дошкольного возраста.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Составила воспитатель

ГБДОУ детского сада №4

Приморского района

Павлова Екатерина Владимировна

Санкт  - Петербург

2019

Цель:  Формирование интереса к диким животным, бережного к ним отношеия.

Задачи:

1. Обучающие:

- Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

- Продолжать формировать навыки связной речи.

- Активизировать и расширять словарь детей по теме дикие животные.

- Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным в числе, роде.

2. Развивающие:

- Развивать зрительное, слуховое восприятие, общую и  мелкую моторику.

- Развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать внимание к собственной речи, умение слушать.

- Воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детенышей; чтение художественной литературы про животных; беседы на тему «дикие животные»; разучивание стихов, потешек; игры-имитации со звукоподражанием; рисование диких животных. Подбор иллюстраций, дидактических игр  по теме «Дикие животные»

Методы и приемы: наглядный (рассматривание предметных и сюжетных картинок, раздаточного материала), словесный (беседа, вопрос, объяснение), игровой (дидактические «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Следы» и словесные игры «Какой? Какая?», «На  водопой»), практический (действия с дидактическим, раздаточным материалом).

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, картинки  с изображением диких животных, прищепки с изображением пищи, которую употребляют животные, разрезные картинки диких животных.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом перед фланелеграфом, воспитатель читает стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять.

Как животных нам назвать?

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются!

Вы догадались, о каких животных говорится в стихотворении?

 Дети: Дикие, лесные.

Почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе пищу, сами защищают себя и своих детенышей.

Воспитатель: Попробуйте, отгадайте о каких диких животных, мы будем сегодня разговаривать?

«Собери картинку»

Кто отгадает загадку,  соберет из частей картинку с изображением этого животного на фланелеграфе.

Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед.

Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Это медведь!

Воспитатель: Давайте его соберем. Какие части нужно взять, чтобы его собрать? Какого цвета шерсть у медведя? Какой формы голова?  Какого размера уши, туловище? Какие лапы? Есть ли у медведь хвост?

Дети: Большая голова, маленькие уши, мощное, массивное туловище, высокие сильные лапы и  маленький хвост.

 Воспитатель: А что вы о нем знаете?

Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.

Медведь – самый крупный хищник, который живет в лесу. Хоть его и называют косолапым, но он очень ловко лазает по деревьям, быстро бегает, ныряет в воду. Медведь всеядный. Любит и мясо, и ягоды, корешки растений. У него острые зубы, когти. Он настоящий охотник. А на зиму устраивает себе берлогу в потаенном месте: под корнем упавшего дерева или в буреломе и ложится  спать до самой весны.

Говорят она хитра,

Кур уносит со двора,

Но зато красавица

Детям очень нравится.

Дети: Это лиса!

Воспитатель: Давайте  соберем ее . Какого цвета лиса? Какая у нее голова? На что похожи уши? Какое туловище, лапы, хвост?  

Дети: Небольшая голова, с вытянутой мордочкой, треугольные уши, длинное, стройное туловище, небольшие лапы и  длинный, пушистый  хвост.  

Воспитатель: А что вы о ней знаете?

Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.

У лисы рыжая шерстка, пушистый хвост, который в холода служит защитой от морозов, великолепный слух, помогает ей даже под снегом услышать, где шуршит мышь. Она терпеливо выслеживает добычу: зайцы, птицы, мыши. Любит таскать курочек, да петушков. Живет лисица в норе.

В стае я живу в лесу,

Всем зверушкам страх несу,

Грозно вдруг зубами щелк!

Я свирепый серый …

Дети: Это волк!
Воспитатель: Давайте его  соберем. Если возникают у детей трудности, воспитатель помогает наводящими  вопросами.

Дети:  Голова, острые уши,  длинное туловище, высокие лапы и длинный хвост.

Дети: А что вы о нем знаете?

Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.

Волк похож на собаку.  У него густая шерсть, острые зубы. Волки охотятся ночью. Их добыча – зайцы, птицы, олени, грызуны и даже домашние животные. Волки умные и легко уходят от опасности. Дом волка называется логово.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар не видно ножек,

Звать его, конечно,..

Дети: Это ежик!

Воспитатель: Давайте его соберем.

Дети: Маленькая голова, с двумя, словно бусины глазками, туловище, покрытое иголками, короткие лапки.

Воспитатель: А что вы о нем знаете?

Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.

Ежи ночные, лесные жители. У них плохое зрение, но зато отличный слух и обоняние. Они всеядны. Еж питается насекомыми, змеями, лягушками, мышами, а также ягодами, грибами. Всю зиму еж спит в своем гнезде, которое делает на земле в ямке из сухих листьев, травы, мха.

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети: Это заяц!

Воспитатель: Из каких частей состоит заяц?

Дети: Овальной формы голова, длинные уши,  небольшое туловище, маленький хвост, сильные лапы.

Воспитатель: А что вы о нем знаете?

Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.

Заяц – травоядное животное. Питается травой, ветками, корой деревьев, грибами, ягодами. Летом заяц белый, а зимой серый. У него хороший слух и быстрые ноги, которые помогают убегать от хищников (волк, лиса, совы).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети: Это лось!

Если возникают у детей трудности, воспитатель помогает наводящими  вопросами собирать изображение лося.

Дети: Большая голова, с мощными рогами, вытянутое туловище, длинные ноги, хвост.

Воспитатель: А что вы о нем знаете?

Воспитатель по очереди выслушивает ответы 2-3 детей. Рассказ воспитателя сопровождается показом сюжетных иллюстраций.

 Лось – травоядное животное. Питается ветками деревьев и кустарников, растениями. Рога у него тяжелые, крепкие, с их помощью он сражается с другими лосями. Чем старше лось, тем крупнее у него рога. Лось сбрасывает рога в ноябре-декабре и ходит без них.

Так как же называются все эти животные?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: Давайте представим, что мы дикие животные. Вставайте друг за другом  по кругу и повторяйте за мной.

Игра-разминка «На водопой»

Как-то днем лесной тропой, звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу)

За мамой лосихой топал …дети отвечают - лосенок,

(Дети идут, топая, руками изображая рога)

За мамой лисицей крался…дети отвечают - лисенок,

(дети идут на носках, руки согнуты перед собой)

За мамой медведицей шел…дети отвечают – медвежонок,

(дети идут на ладонях и стопах)

За мамой зайчихой бежали … дети отвечают – зайчата,

(дети прыгают на двух ногах)

Волчица вела за собою… дети отвечают - волчат.

(дети идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

Воспитатель: Хорошо поиграли, вспомнили, как зовут детенышей диких животных! Я предлагаю снова поиграть: «Кто, чем питается?»

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и обращает их внимание на разложенные картинки с изображением  диких животных и прищепки с изображением разной пищи: ягоды, грибы, ветки деревьев, овощи, мыши, змеи, птицы и другое. Дети по очереди  определяют, кому  подходит эта еда, и прикрепляют прищепку.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: А сейчас будьте внимательными. Посмотрите на эту карточку, как вы думаете, что нужно сделать? (волк, медведь, лиса, лось)

Дети: убрать лишнею картинку.

Воспитатель: И объяснить,  почему именно эту картинку вы убрали!

Дети: Лишняя картинка- лось, потому что лось травоядное животное, а остальные хищные.

Дети: Потому что у него на голове рога, а других животных нет.

Воспитатель: Может быть, еще есть вариант ответа?

Дети: Медведь. Потому что он всю зиму спит в берлоге.

Воспитатель  по очереди обращает внимание детей на картинки с изображением диких животных (волк, медведь, лиса, лось; медведь, еж, волк, лиса; волк, заяц, лиса, медведь; лось, волк, заяц, белка; волк, лиса, еж, лось). Дети определяют лишнею картинку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам встать в круг и приготовиться ловить мяч. Но задачу вам усложню. Я называю дикое животное, а вы расскажите какое оно.

Игра  «Какой? Какая?»

Воспитатель бросает мяч одному из детей и произносит: Медведь!

Дети: Большой!

Воспитатель бросает мяч другому ребенку: А еще какой?

Дети: Сильный

Дети: Коричневый, всеядный

Воспитатель: Лиса

Дети: рыжая, хитрая, пушистая, красивая.

Воспитатель: Волк

Дети: сердитый, серый,         злой, свирепый, хищный.

Воспитатель: Заяц

Дети: маленький, шустрый, ловкий, трусливый.

Воспитатель: Еж

Дети: маленький, колючий, всеядный

Воспитатель: Лось

Дети: большой, сильный, длинноногий.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая странная картина! Что бы это могло быть?

Дети: Следы

Воспитатель: Как вы думаете, чьи это следы?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Давайте проследим по следам, куда они нас приведут! И узнаем, чьи они.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы следов животных, а затем с помощью указки следуют  по следам.

Куда же привели следы? Чьи оказались это следы?

Дети: Пришли к норе. Это лиса.

Воспитатель: А это, чьи следы?

Дети: Зайца. Следы привели к кустам.

Воспитатель: А это, чьи следы? Большие, похожие на след собаки.

Дети: Волка. Следы привели к его дому - логово.

Воспитатель:  Как вы думаете, нужно ли беречь диких животных, помогать им в морозное, зимнее время? Приносят ли они пользу?

Дети: Да, нужно помогать, чтобы животное выжило, не погибло.

Воспитатель: Диких животных надо беречь, они не только приносят в нашу жизнь красоту, но и пользу. Дикие животные для человека – это источник пищи, их шерсть (заячья, лисья) – это теплая одежда  (варежки, шапки, шуба).  Хищные животные помогают избавлять лес от слабых, больных животных. Таким образом, помогают  поддерживать порядок в лесу.

Воспитатель:  Какие вы молодцы! Столько много  знаете о диких животных!

Спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по конструированию для детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Украшение платья"

В конспекте представлены методы и приемы работы по развитию конструктивных способностей у детей, с использованием различных материалов....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по плаванию для детей среднего возраста

Это занятие было показано родителям.Мамы и папы высоко оценили плавательные способности своит детей....

«Живая и неживая природа» (конспект образовательной деятельности по экологии для детей среднего дошкольного возраста)

Экологическое игровое занятие  способствует формированию у детей представлений  об объектах живой и неживой природы,даёт понимание о неразрывной связи человека с природой....

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» (для детей среднего возраста 4-5 лет)

Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Именно этот вид деятельности помокает в решении многих образовательных задач....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности «Рисование колобка» для детей среднего возраста

- Воспитывать у детей доброжелательные отношения к сказочным персонажам, вызвать желание помочь им. Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки. Форми...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего возраста. Тема: "Зимние забавы".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего возраста....

Конспект совместной деятельности по безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Уроки безопасности – причины пожаров»

Совместная деятельность позволяет в интересной, познавательной, игровой форме знакомить детей 4-5 лет с правилами пожарной безопасности....