Волшебница Вода
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Образовательные задачи:
Познание: Формировать знания у детей о значении воды в жизни человека: вода-источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
Уточнить знания детей о разных состояниях воды: жидкая, твердая, газообразная.
Объяснить этапы круговорота воды в природе.
Безопасность: Развивать навыки проведения лабораторных опытов, экспериментов, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Художественная литература: Прививать бережное отношение к природе во время чтения сказки: « О золотой рыбке» и чтение стихотворений Н.А.Рыжовой «Если ты пришел на речку», Е.Шкловского «Ты береги нас».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_volshebnitsa-voda.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Волшебница вода».
Образовательные задачи:
Познание: Формировать знания у детей о значении воды в жизни человека: вода-источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
Уточнить знания детей о разных состояниях воды: жидкая, твердая, газообразная.
Объяснить этапы круговорота воды в природе.
Безопасность: Развивать навыки проведения лабораторных опытов, экспериментов, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Художественная литература: Прививать бережное отношение к природе во время чтения сказки: « О золотой рыбке» и чтение стихотворений Н.А.Рыжовой «Если ты пришел на речку», Е.Шкловского «Ты береги нас».
Атрибуты: Маски: «Капельки», «Тучка», схема иллюстраций круговорот воды, иллюстрации на тему «Береги природу».
Алгоритм проведения:
(Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель заходит в роли воды).
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить.
Без воды вам не прожить.
Здравствуйте, ребята. Вы узнали кто же я?
Я волшебница Вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.
Отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба ,
Чтобы плыли корабли
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без…(воды).
Дети: Без воды.
Воспитатель: Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нужна вода человеку?».
Я вам дам волшебную капельку, вы будете отвечать на вопрос: Для чего нужна вода», и передавать ее друг другу.
(Дети передают капельку и отвечают: пить, умываться, мыть посуду, готовить и т.д.).
Воспитатель: А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?
Дети: Все живое погибнет.
Воспитатель: Все живое на земле погибнет. Планета останется без живых существ. Ученые установили: Человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет, ведь человек на 80% состоит из воды. Поэтому воду нужно беречь и экономить, ведь вода нужна людям, животным, растениям. Ребята, а вы знаете, откуда вода попадает в наши квартиры?
Дети: По трубам.
Воспитатель: Вода с водозаборных станций по трубам попадает в дом. Вода проходит фильтрацию и очистку. На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите мне их, ребята.
Дети: Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.
Воспитатель: Правильно, в морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В реках, озерах, прудах, вода пресная, после очистки ее используют для питья.
Наш поселок большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда в реках вода не кончается? Как река пополняет свои запасы?
На все эти вопросы мы найдем ответ в нашей лаборатории и там мы продолжим нашу беседу о воде.
При проведении экспериментов нужно соблюдать правила безопасности, не трогать без разрешения взрослого, и соблюдать правила поведения. (Дети с воспитателем проходят в «лабораторию»).
Воспитатель: Ребята, что произойдет с водой, если ее охладить? Вынести воду в мороз на улицу, или поместить в холодильник?
Дети: Вода превратится в лед, замерзнет.
Воспитатель: Правильно, превратится в лед. Посмотрите перед вами кусочки льда и снега. Возьмите снег в ладошку и посмотрите, что с ним произойдет. Снег, какой ребята?
Дети: Холодный, мягкий. (Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).
Воспитатель: Что произошло? Снег растаял, превратился в воду от тепла ваших рук. А весной снег тает от тепла солнца. Снег-это вода. Теперь возьмите кусочки льда. Лед, какой ребята?
Дети: Лед - твердый, холодный.
Воспитатель: Посмотрите, лед тоже тает, но очень медленно, потому что он твердый. Лед - твердая вода. Положите его обратно на тарелочку, мы попозже посмотрим, что с ним произойдет.
А теперь посмотрите: Пар тоже вода. Откроем термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос, дети наблюдают). Поместим над паром зеркальце или стекло, над которым образуются капельки воды. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим, когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Вот так происходит в природе: «Круговорот воды в природе».
Мы сейчас с вами сядем и рассмотрим схему: «Круговорот воды в природе». Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, вода превращается в пар, как сейчас мы с вами видели, когда проводили опыт. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуется облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
А кто может рассказать, как образуются снежинки? Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли дождя превращаются в кристаллики льда-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег, стекаются в ручьи, моря и океаны. Так пополняют свои запасы наши реки. Они питают Землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. Дети, как называется этот процесс?
Дети: Круговорот воды в природе.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ходят капельки по кругу».
Девочки и мальчики вокруг себя обернитесь, в волшебные капельки превратитесь. (Дети исполняют роль капелек).
Воспитатель: Я - мама-тучка. Ребята окружают маму-тучку, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю; дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. (Дети собираются в стороны, собираются вместе, образуют ручейки. Затем по команде ручейки соединяются вместе, образуя реку. Реки впадают в океан - образуют широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что пора домой. Дети возвращаются к туче. Круг замкнулся). Волшебные капельки вокруг себя обернитесь в девочек и мальчиков превратитесь. Мы с вами поиграли, отдохнули. А сейчас я вам хочу рассказать сказку «О золотой рыбке».
На берегу реки жили старик со старухой. Решил старик поудить рыбу. Пошел он на реку, закинул невод в синюю реку.
А что такое невод (это сеть). Можно ли ловить рыбу сетью?
Нет, рыбу можно ловить рыбу сетью, только рыболовные суда могут ловить рыбу сетями.
Пришел невод обратно с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором. Закинул второй раз невод - выловил рваный башмак и изношенную автомобильную шину. Третий раз закинул дед невод, и попалась ему рыбка. Рыбка не простая, а золотая… заговорила она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала рыбка просить, чтобы ее отпустили в реку. А наоборот, стала молить: «Только не отпускай меня, старик в реку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой! А почему так, ребята?
Дети: Потому что, мусор в реке.
Воспитатель: Грустная сказка. Откуда же берется мусор в реке?
Дети: На берегу его оставляют люди.
Воспитатель: Какие правила поведения должны знать и соблюдать взрослые и дети, отдыхая на природе, в лесу, возле реки и других водоемов мы узнаем из стихотворения Н.А.Рыживой «Если ты пришел на речку».
Послушайте: Если ты пришел на речку
Отдохнуть, повеселиться,
Не шуми, играй спокойно,
Никого не обижай.
Не сори, не рви кувшинок,
Веток тонких не ломай.
Лучше выбери местечко
И замри, понаблюдай.
Как ползет улитка тихо
К деткам маленьким домой.
Как лягушка скачет лихо,
Жук летит над головой.
Как цветут кувшинки нежно,
Отражаются в воде,
Защищай, малыш, природу,
Береги по всей Земле!
Ребята, какие правила поведения мы должны знать и выполнять.
Дети: Не оставлять мусор.
Не ломать ветки и деревья, не рвать цветы.
Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
Разжигать костры.
Не шуметь, не пугать животных и птиц.
Воспитатель: Ребята, мы с вами и все люди должны все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на нашей Земле. Послушайте стихотворение Е.Шкловского: «Ты береги нас».
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул, он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!
Ребята я надеюсь, что вы всегда будете беречь нашу природу, экономить воду. Ну, а мне пора. До свидания, ребята.
Литература: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (старшая группа), авт.-сост. Н.В.Лободина - Волгоград: Учитель, 2011.
Природа вокруг нас. Старшая подготовительная группа. Разработка занятий. Составитель: М.А.Фисенко, Волгоград: ИТД «Корифей 2007».
Методика экологического воспитания в д/саду. С.Н.Николаева. Работа с детьми средней и старшей группы детского сада. Книга для воспитателей Москва «Просвящение» 2002 год.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс, 2010».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...