ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ивонтьева Надежда Александровна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗКА»

Г.О.Г.ЧКАЛОВСК

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Выполнила

воспитатель: Ивонтьева Н.А.

2020г

 «Пусть гением будет ребёнок,

 лишенный всяческих стереотипов

в своём познании мира»

Л.С. Выготский

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Направление проекта: Развитие познавательно-исследовательских умений старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность с использованием ТРИЗ»

 Предлагаемый педагогический проект предполагает содержание практических материалов по организации опытно-экспериментальной с использованием ТРИЗ деятельности детей старших дошкольников при ознакомлении со свойствами воды.

Предложенные методические разработки адресуются как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

Условия возникновения и становления проекта.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Исследовать, открывать, изучать - значит получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Именно исследовательская, поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи и отечественные педагоги, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.

Актуальность проекта:

ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. 

Основная образовательная программа дошкольного образования детского сада так определяет

Задачи образовательной деятельности в познавательном направлении:

  • Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  • Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
  • Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
  • Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности

Детское экспериментирование позволяет решать поставленные задачи в интеграции с различными видами деятельности.

Однако в процессе образовательной деятельности было выявлено проблемное поле: дети, имея достаточно обширные представления об объектах и явлениях окружающего мира , затрудняются понять и объяснить их причинно-следственные связи, ожидают готового решения проблемы.  

Таким образом, возникшее противоречие: с одной стороны важность и необходимость развития познавательно-исследовательских умений старших дошкольников, и с другой –отсутствие целенаправленной, систематической образовательной деятельности привели к выбору темы проекта.

Гипотеза

Использование в познавательно-исследовательской деятельности  по ознакомлению со свойствами воды методов ТРИЗ повысит эффективность  образовательных усилий, будет способствовать инициативному и самостоятельном стремлению воспитанников выявлению  причинно-следственных связей явлений окружающего мира

Объект проекта: Детская  опытно-экспериментальная деятельность при ознакомлении со свойствами воды с использованием ТРИЗ»

Предмет проекта:  Совокупность методов, приемов и средств,

направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы с использованием ТРИЗ»

Ведущая педагогическая идея Обучать  ребенка так, чтобы он не догадывался о том, что его обучают.

Цель проекта: Формирование у старших дошкольников целостных системных представлений о воде, как объекте окружающего мира.

Задачи проекта:

  • -Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях, взаимосвязях ;
  • -Сформировать у детей представления о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
  • Способствовать развитию системного мышления, познавательно-исследовательских умений: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, выдвигать гипотезы, использовать разные способы проверки предположений, анализировать результаты, делать умозаключения и выводы, произведения при этом разнообразных мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, систематизации и др.
  • Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявление индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
  • Развивать умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
  • Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
  • Повышать компетентность родителей в познавательном развитии детей и заинтересованность в участии в образовательном процессе.

Сроки реализации: среднесрочный- 2 недели

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы: 

Литературный ряд: сказки, рассказы, загадки, малый народный фольклор (потешки).

Музыкальный ряд: аудиозаписи «Звуки воды в природе».

Оборудование и  материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, воздушные шары и др); игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.

Дидактический ряд: иллюстрации, ТРИЗ-пособия (системный оператор-девятиэкранка, морфологическая таблица,  круги Луллия, круги Эйлера, ) аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов.

Содержание детской исследовательской деятельности:

Гипотеза.

Основополагающий вопрос:

Вопросы, на которые мы будем искать ответы:

Что нового и интересного узнают дети:

Жизнь на земле без воды  невозможна.

Сможем ли мы прожить без воды?

- Вода, какая она?-Кому нужна вода?

-Где в природе есть вода?

-В каком состоянии бывает вода?

Как можно почистить воду?

Как можно беречь воду?

Вода: Прозрачная, безвкусная, безцветная, не имеет запаха.

Жидкая-твердая (лед, снег)- газообразная (пар)

Состоит из водяных «маленьких человечков»(жидких, твердых, газообразных)

Совершает круговорот в природе

Предполагаемый продукт проекта:

  • Продукты детской исследовательской деятельности: плакаты, рисунки, рассказы, стихи, детско-родительские презентации, «Детская энциклопедия (самиздат);

Форма презентации- Групповой сбор: «Что мы знаем о воде»

  • Разработанные рекомендации для родителей;
  • Разработанные рекомендации для педагогов;
  • Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме

Планируемый результат реализации проекта.

  • Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах.
  • Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
  • Понимают значение символов моделей, умеют их применять в образовательной деятельности.
  • Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
  • Сформировано бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
  • Активизировано участие родителей в образовательной деятельности.

Список литературы:

  • 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  • 2. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/сост. О. А. Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  • 3.Образовательная область «Познавательное развитие»Учебно-методическое пособие З.А.Михайлова, М.Н.Полякова /ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС,» 2014
  • 4.« 5.Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 – 160 с.
  • 5.Познавательно-Исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» Н.В.Нищева/ (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015)-найти
  • 6. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. М. ТЦ Сфера, 2005.
  • 6. Экспериментирование как основной вид  поисковой деятельности Римашевская Л. //Дошкольное воспитание, 2007 - №6.с.13.
  •  7. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста Тугушева Г.П., Чистякова А.В. // Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  • 8. Интернет ресурсы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Практический этап

Заключительный этап

Изучение уровня знаний детей о воде и её свойствах.

  Определение актуальности и значимости проекта,

постановка целей,

– подбор методического и  наглядно-

дидактического материала

Пополнение центра экспериментирования материалами и оборудованием

Разработка символики ТРИЗ,

 Разработка картотеки опытов с использованием ТРИЗ;

Разработка итогового мероприятия

Создание информационного  материала для родителей: памятки и консультации

  • Групповой сбор 1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
  • НОД
  • Образовательная деятельность в режимных моментах
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Оснащение предметно – развивающей среды
  • Работа с родителями

Групповой сбор 2. Презентация результатов работы.

Анализ результатов проекта.

Систематизация методической деятельности по разработке и реализации проекта и трансляция полученного опыта

Технология реализации практического этапа

Принципы организации образовательного процесса:

  • Принцип системности знаний, который прослеживается в двух направлениях: - знания дошкольников последовательно расширяются в пределах одной возрастной группы и от младшего дошкольного возраста к старшему, знания формируются от обобщенных понятий к конкретным представлениям.
  • Принцип доступности предполагает решение образовательных задач в «зоне ближайшего развития», определяющейся как область потенциальных возможностей ребенка.
  •         -Принцип сочетания в процессе познания окружающей действительности разных типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и чувственного опыта ребенка, который вооружает детей арсеналом средств разностороннего познания мира.
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе обучения. Учет сензитивных периодов развития детей в обучении обеспечивает одновременно становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку.
  • Принцип наглядности, который заложен в самой природе человеческого мышления и в способах освоения мира объективной реальности человеком: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
  •  Принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
  • Принцип сотрудничества, т.е. сочетания руководства познавательной деятельностью детей с развитием их самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип связи всей образовательной деятельности  работы с жизнью, который позволяет формировать людей мыслящих, умеющих видеть и преодолевать противоречия.

Условия образовательной деятельности :

  • Построение образовательного процесса на адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми.
  •  Интегрирование содержательно-целевого компонентов образовательного содержания при решении задач познавательно-исследовательской деятельности во  все направления развития дошкольников: Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое. Физическое.
  • Организация развивающей, в т.ч. предметно-пространственной среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • Соблюдение гигиенических требований (должный уровень освещенности рабочего места, правильное определение длительности непрерывной нагрузки на глаза и т.д.) с целью профилактики нарушений здоровья, физического состояния, зрения у детей.
  • -Установление тесного взаимодействия детского сада и семьи.
  • Реализация   трех взаимосвязанных линий развития ребенка, заложенных в девизе программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить».

Методическое сопровождение практического этапа проекта

Мероприятия(с указанием метода ТРИЗ)

Познавательное развитие

  • Групповой сбор 1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
  • Наблюдения за водой, за растениями, за снегом, за таянием льда, снега.

НОД «Путешествие  Капельки» (круговорот воды в природе)-системный оператор-девятиэкранка

Опыты:

1.Вода: свойства и состояния

----«Вода - жидкость, может течь»- метод маленьких человечков

«Вода прозрачная, бесцветная» -морфологический анализ

«У воды нет вкуса»- морфологический анализ

«У воды нет запаха»- морфологический анализ

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»- метод маленьких человечков

«Лед - твердая вода»- метод маленьких человечков

Снег-это узорный лед- метод маленьких человечков

 -«Иней»- метод маленьких человечков

«Лед легче воды»- мозговой штурм

«Пар - это тоже вода»- метод маленьких человечков

--«Вода не имеет формы»- метод маленьких человечков

--«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»-метод маленьких человечков

2. Вода хорошо-плохо-решение противоречий

«Растения «пьют» воду»- метод маленьких человечков

 «Вода защищает от низких температур»- мозговой штурм

«Вода способна смачивать и очищать предметы»- метод маленьких человечков

«Замерзшая вода двигает камни» -мозговой штурм

Вода чистая-грязная -метод маленьких человечков

Фильтры для очистки воды -мозговой штурм

Создание условий для самостоятельной деятельности (варьирование предметной среды, моделирование, использование схем, «Побудителя» поисковой деятельности», секретная коробка)

«Встреча с ручейком»

«Капельки»

«Иней»

«Двухцветный цветок»

«Животворное свойство воды»

Изготовим фонтан 

Групповой сбор 2. Презентация результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.

Социально-коммуникативное развитие

Игровая ситуация «Кукла испачкалась», «Кукле нужна чистая посуда»

Дидактические игры: «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы», «Кому нужна вода?», «Где спряталась вода?»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»;

Просмотр презентации Power Point «Вода-водичка».

Речевое развитие

Беседы: «Вода вокруг нас»; «Вода нужна всем», «Природные явления», «Почему нельзя есть снег зимой».

Чтение художественной литературы: «Алешка и снежок» Е. Андреева, «Сосулька» М. Дружинина, «Куда пропала река» Б. Заходер, «Речка зимой» В. Фетисов, сказки К.И.Чуковского: «Мойдодыр», «Федорино горе», РНС: «Заюшкина избушка», «Снегурочка»

Загадки, пословицы, поговорки, заклички о воде.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Снеговик-почтовик»

Аппликация «А у нас во дворе-зима»

Пластилинография «Сосульки»».

Прослушивание и разучивание песенок о воде, снеге. аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”

Физическое развитие

Закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой;

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Болото: с кочки на кочку», «Снежиночки-пушиночки», «Ручеек»

Пальчиковая игры: «Снежок», «Снеговик», «Зимой», «Снежный ком», «Дождик»

Физминутка «Дождик», «Весёлое болото», «Снеговик».

Взаимодействие с родителями

Обращение к родителям.

Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Организация опытов детей с водой дома с фотосессий по теме “Чудесные превращения воды”.

Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.

Папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой»

Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта.

Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта.

Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПРОЕКТА

План-конспект

группового сбора 1.

Форма организации: фронтальная 

Цель: Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Организационный момент. Объявление группового сбора (звукозапись льющейся воды)

Мотивационный момент: Вскрытие «Секретной коробки» (В коробке- 3 карточки с изображением воды, льда, пара, письмо от Незнайки)

Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Мне в школе задали вопросы: «На какой из этих рисунков есть вода. Кому нужна вода? Я затрудняюсь ответить. Помогите, пожалуйста, мне!»

Позиция 1 Что мы знаем о воде?(Рассматривание изображений, предложения ответов, обсуждение их правильности )

Позиция 2 Что мы хотим узнать? (Предположения : Какая бывает вода? Почему вода течет, а лед –нет? Откуда берется дождь? Кому нужна вода и зачем? и т.д.)

Обобщение педагога: «Непростое нам предстоит дело — разобраться, почему эти рисунки оказались вместе и на каком из них изображена вода. Для этого надо многое о ней узнать.

Позиция 3.Что можно сделать, чтобы узнать? » (Дети предлагают свои варианты: прочитать в книге, спросить у родителей, посмотреть в Интернете, энциклопедии и т. д.

Обобщение педагога: Предлагаю поближе познакомиться с водой. ( использовать варианты детей  + отслеживать наполнение «Секретной коробки», составить обращение к родителям.)

Деятельностный момент: Составление «Паутинки» (План действий по реализации проекта Приложение )

Обращение к родителям

Внимание! Проект!

Уважаемые родители!

В нашей группе реализуется совместный проект детей, педагогов и родителей «Волшебница-вода». Мы надеемся, что дети с большим интересом примут участие в небольших опытах и экспериментах с целью выявления свойств, состояний и значимости воды в жизни планеты Земля. Ребята выучат много стихов, пословиц, поговорок и загадок. Они будут придумывать описательные рассказы и загадки о воде, решать кроссворды. Это способствует развитию связной речи, системного мышления детей, развитию интереса к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования.

Мы очень рекомендуем провести аналогичные исследования дома или на даче. Предлагаем вам вместе с детьми собрать результаты вашей домашней деятельности в виде выученных стихов, придуманных рассказов, презентаций, рисунков, плакатов, книжек-самоделок и др. для демонстрации на итоговом групповом сборе. Это будет наше совместное творчество!

План-конспект

группового сбора 2

Тема: «Что мы знаем о воде»

Цель – сохранение и развитие познавательно-исследовательских интересов воспитанников.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представления детей о воде, её свойствах, состояниях, о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, о необходимости бережного отношения к воде и путях ее защиты.

Способствовать стимуляции дальнейших интеллектуальных усилий воспитанников, чувства инициативы и самостоятельности в ходе познавательной деятельности.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое», «Социально – коммуникативное».

Форма организации: фронтальная.

Средства: Продукты детской деятельности, полученные в ходе практического этапа.  

Ход группового сбора.

1.Организационный момент. Объявление группового сбора (звукозапись «льющейся воды»)

Воспитатель -детям

В мире и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

2.Мотивационный момент:

Воспитатель: Для чего мы сегодня будем рассказывать все, что знаем о воде? (Помочь Незнайке подготовиться к уроку. Чтобы он тоже знал о воде все. И получил  в школе отличную оценку)  

3.Презентация детьми накопленного в ходе проекта опыта. Строится на основе заранее собранных данных о том, какие виды деятельности дети выбрали для представления.

3.1.Вопросы детям от Кати Н (Эмпатия: Превращение в каплю воды,)

Я капитошка-частица воды. Что вы знаете о том, какая она? (Вода-жидкость, она течет. Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.)

А говорят, вода вкусная? (Когда очень хочется пить, пьешь воду с удовольствием. Поэтому говорят, что вода вкусная)

3.2 «Мозговой штурм» от Кирилла С  А я принес вам фотографии (изображения воды, льда, пара) Догадайтесь, на какой фотографии изображена вода? Почему вы так думаете?

(Вода состоит из маленьких водяных жидких человечков. Они находятся рядом друг с другом, но не держатся друг за друга. Поэтому вода жидкая и может течь

Лед -это тоже вода, которая замерзла. Лед состоит из маленьких водяных твердых человечков, которые крепко держатся друг за друга, их трудно разъединить. Поэтому лед твердый.

Пар-это тоже вода , но сильно нагретая. Пар-это водяные газообразные человечки. Они не держатся друг за друга , а все время двигаются. Поэтому  пар поднимается вверх, его трудно поймать.)

Вывод: На всех фотографиях изображена вода, но в разных состояниях.

3.3.Игра «Маленькие человечки» (используются карточки-схемы )ММЧ:

3.4.Рассказ по схеме «Круговорот воды в природе»

 

3.5.Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.

- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.

Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека), встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу).. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, капельки стали воздушными потянулись к солнышку – и вернулись к маме – Тучке.

3.6.Рассказы детей на тему «Как путешествует вода», «Где мы можем встретить воду», «Кому нужна вода» (Эмпатия: Превращение в каплю воды,)

3.7.Демонстрация изготовления фильтра.

3.8. Вопрос от воспитателя: Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).

- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).

- Как люди используют воду ? (пьют, варят еду, стирают и т.д.).

Вывод: Вода нужна всем. Если б не было воды-- не было бы жизни на Земле.

Значит, Воду надо беречь.

3.9 Презентация плакатов «Берегите воду»

Воспитатель: Как мы можем беречь воду?

3.10.Презнтация  стихов, подобранных и подготовленных детьми совместно с родителями.

3.11. Воспитатель: Как мы можем сообщить Незнайке о том, что мы узнали о воде? Как сделать, чтобы ребята из других групп тоже узнали побольше о воде и научились ее беречь? (Создать книжку-самоделку «Волшебница-вода», показать ее в других группах, отправить книгу Незнайке, )

3.12. Вручение детям медали «Защитник окружающего мира»

4. Продуктивная деятельность Изготовление книжки-самоделки «Волшебница-вода» (за рамками сбора)

Примечание:

В  ходе проекта дети по своему выбору совместно с родителями определяют способ участия в поисково-исследовательской деятельности и участия в групповом сборе: собирают сведения о воде,  экспериментируют с водой и оформляют их в виде книжек-самоделок, придумывают небольшие рассказы о воде, учат стихи, создают плакаты, презентации.

Перспективное планирование взаимодействия с семьёй по теме:

 «Развитие познавательной активности посредством опытно – экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста»

Наглядная информация в родительский уголок.

Памятка: «Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников».

Рекомендации: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Консультация: «Организация детского экспериментированияв домашних условиях».

Папка – передвижка: «Опыты и эксперименты дома»( картотека).

Анкетирование.

Родительские собрания:

Тема: «Экспериментирование – эффективный метод познанияокружающего мира».

Тема: «Неизведанное рядом».

 Фотоотчёт по опытно – экспериментальной деятельности детей в детском саду – презентация.

Продуктивная деятельность:

Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».

Участие в проекте: «Кто из нас овощей, и полезней, и нужней?»

Детско – родительские проекты «Мои домашние опыты»

«Путешествие воды», «Земля – наш дом, пусть будет чисто в нём»

«Что такое вулкан?» «Волшебный шар».

Совместное изготовление буклетов, коллажей, книжек – малышек.

Поиск информации в СМИ: «Что такое айсберг?», «Круговорот воды в природе», «Откуда приехали овощи».

Анкета для родителей.

1.Знаете ли Вы, что в группе занимаются вопросами опытно – экспериментальной деятельности?

2.Интересует ли Вас лично данная проблема?

3.Ощущаете ли, Вы, что Ваш ребёнок проявляет интерес к экспериментированию?

4.В чём это проявляется?

-ребёнок много рассказывает о проведённых опытах?

- пытается экспериментировать самостоятельно?

- просит Вас принять участие в экспериментах?

5.Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?

6. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?

7.В чём это проявляется?

- беседовали с ребёнком об экспериментировании.

- создаёте ребёнку условия для проведения опытов дома.

- проводите наблюдения с детьми за природными объектами.

- сажаете деревья.

- охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

9.В чём Вам потребуется помощь детского сада по данной теме?

10.Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

(Рекомендации для родителей)

 «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
  • Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Консультация для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного «почемучки»? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

- Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём «проб и ошибок» ребёнок найдёт верное решение.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

Диагностический инструментарий

оценки  развития познавательно-исследовательских умений воспитанников 

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

1. Выявить уровень развития познавательно-исследовательских умений воспитанников в начале и конце учебного года.  

2.  Определить уровень компетентности родителей в познавательном развитии детей и заинтересованность в участии в образовательном процессе.

В качестве диагностического инструмента используется система критериев оценки достижений воспитанников в освоении образовательной области «Познавательное развитие» ООП ДО (Комплексная программа «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г . Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.; Развитие интеллекта ребенка средствами ТРИЗ и РТВ при ознакомлении с окружающим миром.» (И.Г. Кудрякова, В.В. Кузнецова, Л.А. Пыстина Программа «Развитие» Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. г. Саров,1997г):

  1. Владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных —сходство.
  2. Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи;
  3. Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
  4. По собственной инициативе и в соответствии с собственными замыслами экспериментирует, рассуждает, выявляет проблемы, выдвигает предположения, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
  5. Активен в разных видах познавательной деятельности; имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.

Диагностические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей.

Полностью освоено

Частично освоено

Не освоено

НП/КП

НП/КП

НП/КП

Кому нужна вода?

Где можно встретить воду?

Какая вода? (что рассказывают о ней наши органы чувств?)

Почему вода течет?

Что такое лед?

Почему лед не течет?

Что такое пар?

Почему пар легкий?

Откуда появляется дождь?

Как вода оказалась в воздухе?

Почему исчезают лужи?

Что такое круговорот воды в природе?

Как фильтр чистит воду?

Стихи для презентации детьми.

  • Умываться надо не сильной струёй

Ты возьми воду в кране и  немного  прикрой,

Это умыться не помешает,

А воды будет больше

На земном шаре!

  • Если ты ребёнок малый –

Фантик в речку не кидай.

Положи его в пакетик,

Или мамочке отдай!

Ты подрос, почти что школьник,

На субботник всех зови!

Ты возьми перчатки, грабли

Речку нашу сохрани!

Если ты совсем уж взрослый

И машина уже есть,

Мыть у озера не будешь-

Ведь его нужно беречь!

  • Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

  • В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница – наша вода!

Н.А.Рыжова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебница вода" в средней группе

Планирование по проекту "Волшебница вода" в средней группе детского сада...

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...

Проект «Волшебница вода» в старше-подготовительной группе

Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, что вода нужна для всех живых существ; без нее не могут прожить растения, животные, человек. Все это...

Педагогический проект «Волшебница Вода» в старшей группе

Педагогический проект «Волшебница Вода» в старшей группе...

Проект "Волшебница вода" в старшей группе

Проект "Волшебница вода" в старшей группе...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Разработка детского проекта "Волшебница вода" в старшей группе.

Формирование представлений детей о воде, о свойствах воды, важности воды для всех.Расширить знания детей о воде её свойствах, и состоянии. Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Ра...