ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
проект по окружающему миру (старшая группа)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗКА»
Г.О.Г.ЧКАЛОВСК
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Выполнила
воспитатель: Ивонтьева Н.А.
2020г
«Пусть гением будет ребёнок,
лишенный всяческих стереотипов
в своём познании мира»
Л.С. Выготский
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Направление проекта: Развитие познавательно-исследовательских умений старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность с использованием ТРИЗ»
Предлагаемый педагогический проект предполагает содержание практических материалов по организации опытно-экспериментальной с использованием ТРИЗ деятельности детей старших дошкольников при ознакомлении со свойствами воды.
Предложенные методические разработки адресуются как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.
Условия возникновения и становления проекта.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.
Исследовать, открывать, изучать - значит получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Именно исследовательская, поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи и отечественные педагоги, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.
Актуальность проекта:
ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Основная образовательная программа дошкольного образования детского сада так определяет
Задачи образовательной деятельности в познавательном направлении:
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
- Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности
Детское экспериментирование позволяет решать поставленные задачи в интеграции с различными видами деятельности.
Однако в процессе образовательной деятельности было выявлено проблемное поле: дети, имея достаточно обширные представления об объектах и явлениях окружающего мира , затрудняются понять и объяснить их причинно-следственные связи, ожидают готового решения проблемы.
Таким образом, возникшее противоречие: с одной стороны важность и необходимость развития познавательно-исследовательских умений старших дошкольников, и с другой –отсутствие целенаправленной, систематической образовательной деятельности привели к выбору темы проекта.
Гипотеза
Использование в познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами воды методов ТРИЗ повысит эффективность образовательных усилий, будет способствовать инициативному и самостоятельном стремлению воспитанников выявлению причинно-следственных связей явлений окружающего мира
Объект проекта: Детская опытно-экспериментальная деятельность при ознакомлении со свойствами воды с использованием ТРИЗ»
Предмет проекта: Совокупность методов, приемов и средств,
направленных на развитие творческой инициативности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы с использованием ТРИЗ»
Ведущая педагогическая идея Обучать ребенка так, чтобы он не догадывался о том, что его обучают.
Цель проекта: Формирование у старших дошкольников целостных системных представлений о воде, как объекте окружающего мира.
Задачи проекта:
- -Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях, взаимосвязях ;
- -Сформировать у детей представления о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
- Способствовать развитию системного мышления, познавательно-исследовательских умений: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, выдвигать гипотезы, использовать разные способы проверки предположений, анализировать результаты, делать умозаключения и выводы, произведения при этом разнообразных мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, систематизации и др.
- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявление индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
- Развивать умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
- Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
- Повышать компетентность родителей в познавательном развитии детей и заинтересованность в участии в образовательном процессе.
Сроки реализации: среднесрочный- 2 недели
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Необходимые материалы:
Литературный ряд: сказки, рассказы, загадки, малый народный фольклор (потешки).
Музыкальный ряд: аудиозаписи «Звуки воды в природе».
Оборудование и материал для проведения экспериментов с водой (стаканчики, краски, тазик, воздушные шары и др); игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Дидактический ряд: иллюстрации, ТРИЗ-пособия (системный оператор-девятиэкранка, морфологическая таблица, круги Луллия, круги Эйлера, ) аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов.
Содержание детской исследовательской деятельности:
Гипотеза. | Основополагающий вопрос: | Вопросы, на которые мы будем искать ответы: | Что нового и интересного узнают дети: |
Жизнь на земле без воды невозможна. | Сможем ли мы прожить без воды? | - Вода, какая она?-Кому нужна вода? -Где в природе есть вода? -В каком состоянии бывает вода? Как можно почистить воду? Как можно беречь воду? | Вода: Прозрачная, безвкусная, безцветная, не имеет запаха. Жидкая-твердая (лед, снег)- газообразная (пар) Состоит из водяных «маленьких человечков»(жидких, твердых, газообразных) Совершает круговорот в природе |
Предполагаемый продукт проекта:
- Продукты детской исследовательской деятельности: плакаты, рисунки, рассказы, стихи, детско-родительские презентации, «Детская энциклопедия (самиздат);
Форма презентации- Групповой сбор: «Что мы знаем о воде»
- Разработанные рекомендации для родителей;
- Разработанные рекомендации для педагогов;
- Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме
Планируемый результат реализации проекта.
- Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах.
- Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
- Понимают значение символов моделей, умеют их применять в образовательной деятельности.
- Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
- Сформировано бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
- Активизировано участие родителей в образовательной деятельности.
Список литературы:
- 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- 2. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/сост. О. А. Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
- 3.Образовательная область «Познавательное развитие»Учебно-методическое пособие З.А.Михайлова, М.Н.Полякова /ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС,» 2014
- 4.« 5.Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, – СПБ: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012 – 160 с.
- 5.Познавательно-Исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» Н.В.Нищева/ (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015)-найти
- 6. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. М. ТЦ Сфера, 2005.
- 6. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности Римашевская Л. //Дошкольное воспитание, 2007 - №6.с.13.
- 7. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста Тугушева Г.П., Чистякова А.В. // Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
- 8. Интернет ресурсы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап | Практический этап | Заключительный этап | |
Изучение уровня знаний детей о воде и её свойствах. Определение актуальности и значимости проекта, постановка целей, – подбор методического и наглядно- дидактического материала Пополнение центра экспериментирования материалами и оборудованием Разработка символики ТРИЗ, Разработка картотеки опытов с использованием ТРИЗ; Разработка итогового мероприятия Создание информационного материала для родителей: памятки и консультации |
Групповой сбор 2. Презентация результатов работы. | Анализ результатов проекта. Систематизация методической деятельности по разработке и реализации проекта и трансляция полученного опыта |
Технология реализации практического этапа
Принципы организации образовательного процесса:
- Принцип системности знаний, который прослеживается в двух направлениях: - знания дошкольников последовательно расширяются в пределах одной возрастной группы и от младшего дошкольного возраста к старшему, знания формируются от обобщенных понятий к конкретным представлениям.
- Принцип доступности предполагает решение образовательных задач в «зоне ближайшего развития», определяющейся как область потенциальных возможностей ребенка.
- -Принцип сочетания в процессе познания окружающей действительности разных типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и чувственного опыта ребенка, который вооружает детей арсеналом средств разностороннего познания мира.
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе обучения. Учет сензитивных периодов развития детей в обучении обеспечивает одновременно становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку.
- Принцип наглядности, который заложен в самой природе человеческого мышления и в способах освоения мира объективной реальности человеком: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
- Принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
- Принцип сотрудничества, т.е. сочетания руководства познавательной деятельностью детей с развитием их самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип связи всей образовательной деятельности работы с жизнью, который позволяет формировать людей мыслящих, умеющих видеть и преодолевать противоречия.
Условия образовательной деятельности :
- Построение образовательного процесса на адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми.
- Интегрирование содержательно-целевого компонентов образовательного содержания при решении задач познавательно-исследовательской деятельности во все направления развития дошкольников: Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое. Физическое.
- Организация развивающей, в т.ч. предметно-пространственной среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей;
- Соблюдение гигиенических требований (должный уровень освещенности рабочего места, правильное определение длительности непрерывной нагрузки на глаза и т.д.) с целью профилактики нарушений здоровья, физического состояния, зрения у детей.
- -Установление тесного взаимодействия детского сада и семьи.
- Реализация трех взаимосвязанных линий развития ребенка, заложенных в девизе программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить».
Методическое сопровождение практического этапа проекта
Мероприятия(с указанием метода ТРИЗ) | |
Познавательное развитие | |
НОД «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе)-системный оператор-девятиэкранка Опыты: 1.Вода: свойства и состояния ----«Вода - жидкость, может течь»- метод маленьких человечков «Вода прозрачная, бесцветная» -морфологический анализ «У воды нет вкуса»- морфологический анализ «У воды нет запаха»- морфологический анализ «Вода бывает теплой, холодной, горячей»- метод маленьких человечков «Лед - твердая вода»- метод маленьких человечков Снег-это узорный лед- метод маленьких человечков -«Иней»- метод маленьких человечков «Лед легче воды»- мозговой штурм «Пар - это тоже вода»- метод маленьких человечков --«Вода не имеет формы»- метод маленьких человечков --«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»-метод маленьких человечков 2. Вода хорошо-плохо-решение противоречий «Растения «пьют» воду»- метод маленьких человечков «Вода защищает от низких температур»- мозговой штурм «Вода способна смачивать и очищать предметы»- метод маленьких человечков «Замерзшая вода двигает камни» -мозговой штурм Вода чистая-грязная -метод маленьких человечков Фильтры для очистки воды -мозговой штурм Создание условий для самостоятельной деятельности (варьирование предметной среды, моделирование, использование схем, «Побудителя» поисковой деятельности», секретная коробка) «Встреча с ручейком» «Капельки» «Иней» «Двухцветный цветок» «Животворное свойство воды» Изготовим фонтан Групповой сбор 2. Презентация результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний. | |
Социально-коммуникативное развитие | |
Игровая ситуация «Кукла испачкалась», «Кукле нужна чистая посуда» Дидактические игры: «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы», «Кому нужна вода?», «Где спряталась вода?» Просмотр мультфильма «Мойдодыр»; Просмотр презентации Power Point «Вода-водичка». | |
Речевое развитие | |
Беседы: «Вода вокруг нас»; «Вода нужна всем», «Природные явления», «Почему нельзя есть снег зимой». Чтение художественной литературы: «Алешка и снежок» Е. Андреева, «Сосулька» М. Дружинина, «Куда пропала река» Б. Заходер, «Речка зимой» В. Фетисов, сказки К.И.Чуковского: «Мойдодыр», «Федорино горе», РНС: «Заюшкина избушка», «Снегурочка» Загадки, пословицы, поговорки, заклички о воде. | |
Художественно-эстетическое развитие | |
Рисование «Снеговик-почтовик» Аппликация «А у нас во дворе-зима» Пластилинография «Сосульки»». Прослушивание и разучивание песенок о воде, снеге. аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы” | |
Физическое развитие | |
Закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой; Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Болото: с кочки на кочку», «Снежиночки-пушиночки», «Ручеек» Пальчиковая игры: «Снежок», «Снеговик», «Зимой», «Снежный ком», «Дождик» Физминутка «Дождик», «Весёлое болото», «Снеговик». | |
Взаимодействие с родителями | |
Обращение к родителям. Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе. Организация опытов детей с водой дома с фотосессий по теме “Чудесные превращения воды”. Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта. Папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой» Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта. Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта. |
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПРОЕКТА
План-конспект
группового сбора 1.
Форма организации: фронтальная
Цель: Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Организационный момент. Объявление группового сбора (звукозапись льющейся воды)
Мотивационный момент: Вскрытие «Секретной коробки» (В коробке- 3 карточки с изображением воды, льда, пара, письмо от Незнайки)
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Мне в школе задали вопросы: «На какой из этих рисунков есть вода. Кому нужна вода? Я затрудняюсь ответить. Помогите, пожалуйста, мне!»
Позиция 1 Что мы знаем о воде?(Рассматривание изображений, предложения ответов, обсуждение их правильности )
Позиция 2 Что мы хотим узнать? (Предположения : Какая бывает вода? Почему вода течет, а лед –нет? Откуда берется дождь? Кому нужна вода и зачем? и т.д.)
Обобщение педагога: «Непростое нам предстоит дело — разобраться, почему эти рисунки оказались вместе и на каком из них изображена вода. Для этого надо многое о ней узнать.
Позиция 3.Что можно сделать, чтобы узнать? » (Дети предлагают свои варианты: прочитать в книге, спросить у родителей, посмотреть в Интернете, энциклопедии и т. д.
Обобщение педагога: Предлагаю поближе познакомиться с водой. ( использовать варианты детей + отслеживать наполнение «Секретной коробки», составить обращение к родителям.)
Деятельностный момент: Составление «Паутинки» (План действий по реализации проекта Приложение )
Обращение к родителям
Внимание! Проект!
Уважаемые родители!
В нашей группе реализуется совместный проект детей, педагогов и родителей «Волшебница-вода». Мы надеемся, что дети с большим интересом примут участие в небольших опытах и экспериментах с целью выявления свойств, состояний и значимости воды в жизни планеты Земля. Ребята выучат много стихов, пословиц, поговорок и загадок. Они будут придумывать описательные рассказы и загадки о воде, решать кроссворды. Это способствует развитию связной речи, системного мышления детей, развитию интереса к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования.
Мы очень рекомендуем провести аналогичные исследования дома или на даче. Предлагаем вам вместе с детьми собрать результаты вашей домашней деятельности в виде выученных стихов, придуманных рассказов, презентаций, рисунков, плакатов, книжек-самоделок и др. для демонстрации на итоговом групповом сборе. Это будет наше совместное творчество!
План-конспект
группового сбора 2
Тема: «Что мы знаем о воде»
Цель – сохранение и развитие познавательно-исследовательских интересов воспитанников.
Задачи:
Обобщить и систематизировать представления детей о воде, её свойствах, состояниях, о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, о необходимости бережного отношения к воде и путях ее защиты.
Способствовать стимуляции дальнейших интеллектуальных усилий воспитанников, чувства инициативы и самостоятельности в ходе познавательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое», «Социально – коммуникативное».
Форма организации: фронтальная.
Средства: Продукты детской деятельности, полученные в ходе практического этапа.
Ход группового сбора.
1.Организационный момент. Объявление группового сбора (звукозапись «льющейся воды»)
Воспитатель -детям
В мире и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Воспитатель: Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
2.Мотивационный момент:
Воспитатель: Для чего мы сегодня будем рассказывать все, что знаем о воде? (Помочь Незнайке подготовиться к уроку. Чтобы он тоже знал о воде все. И получил в школе отличную оценку)
3.Презентация детьми накопленного в ходе проекта опыта. Строится на основе заранее собранных данных о том, какие виды деятельности дети выбрали для представления.
3.1.Вопросы детям от Кати Н (Эмпатия: Превращение в каплю воды,)
Я капитошка-частица воды. Что вы знаете о том, какая она? (Вода-жидкость, она течет. Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.)
А говорят, вода вкусная? (Когда очень хочется пить, пьешь воду с удовольствием. Поэтому говорят, что вода вкусная)
3.2 «Мозговой штурм» от Кирилла С А я принес вам фотографии (изображения воды, льда, пара) Догадайтесь, на какой фотографии изображена вода? Почему вы так думаете?
(Вода состоит из маленьких водяных жидких человечков. Они находятся рядом друг с другом, но не держатся друг за друга. Поэтому вода жидкая и может течь
Лед -это тоже вода, которая замерзла. Лед состоит из маленьких водяных твердых человечков, которые крепко держатся друг за друга, их трудно разъединить. Поэтому лед твердый.
Пар-это тоже вода , но сильно нагретая. Пар-это водяные газообразные человечки. Они не держатся друг за друга , а все время двигаются. Поэтому пар поднимается вверх, его трудно поймать.)
Вывод: На всех фотографиях изображена вода, но в разных состояниях.
3.3.Игра «Маленькие человечки» (используются карточки-схемы )ММЧ:
3.4.Рассказ по схеме «Круговорот воды в природе»
3.5.Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.
- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.
Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека), встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу).. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, капельки стали воздушными потянулись к солнышку – и вернулись к маме – Тучке.
3.6.Рассказы детей на тему «Как путешествует вода», «Где мы можем встретить воду», «Кому нужна вода» (Эмпатия: Превращение в каплю воды,)
3.7.Демонстрация изготовления фильтра.
3.8. Вопрос от воспитателя: Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).
- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).
- Как люди используют воду ? (пьют, варят еду, стирают и т.д.).
Вывод: Вода нужна всем. Если б не было воды-- не было бы жизни на Земле.
Значит, Воду надо беречь.
3.9 Презентация плакатов «Берегите воду»
Воспитатель: Как мы можем беречь воду?
3.10.Презнтация стихов, подобранных и подготовленных детьми совместно с родителями.
3.11. Воспитатель: Как мы можем сообщить Незнайке о том, что мы узнали о воде? Как сделать, чтобы ребята из других групп тоже узнали побольше о воде и научились ее беречь? (Создать книжку-самоделку «Волшебница-вода», показать ее в других группах, отправить книгу Незнайке, )
3.12. Вручение детям медали «Защитник окружающего мира»
4. Продуктивная деятельность Изготовление книжки-самоделки «Волшебница-вода» (за рамками сбора)
Примечание:
В ходе проекта дети по своему выбору совместно с родителями определяют способ участия в поисково-исследовательской деятельности и участия в групповом сборе: собирают сведения о воде, экспериментируют с водой и оформляют их в виде книжек-самоделок, придумывают небольшие рассказы о воде, учат стихи, создают плакаты, презентации.
Перспективное планирование взаимодействия с семьёй по теме:
«Развитие познавательной активности посредством опытно – экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста»
Наглядная информация в родительский уголок.
Памятка: «Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников».
Рекомендации: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Консультация: «Организация детского экспериментированияв домашних условиях».
Папка – передвижка: «Опыты и эксперименты дома»( картотека).
Анкетирование.
Родительские собрания:
Тема: «Экспериментирование – эффективный метод познанияокружающего мира».
Тема: «Неизведанное рядом».
Фотоотчёт по опытно – экспериментальной деятельности детей в детском саду – презентация.
Продуктивная деятельность:
Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Участие в проекте: «Кто из нас овощей, и полезней, и нужней?»
Детско – родительские проекты «Мои домашние опыты»
«Путешествие воды», «Земля – наш дом, пусть будет чисто в нём»
«Что такое вулкан?» «Волшебный шар».
Совместное изготовление буклетов, коллажей, книжек – малышек.
Поиск информации в СМИ: «Что такое айсберг?», «Круговорот воды в природе», «Откуда приехали овощи».
Анкета для родителей.
1.Знаете ли Вы, что в группе занимаются вопросами опытно – экспериментальной деятельности?
2.Интересует ли Вас лично данная проблема?
3.Ощущаете ли, Вы, что Ваш ребёнок проявляет интерес к экспериментированию?
4.В чём это проявляется?
-ребёнок много рассказывает о проведённых опытах?
- пытается экспериментировать самостоятельно?
- просит Вас принять участие в экспериментах?
5.Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
6. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
7.В чём это проявляется?
- беседовали с ребёнком об экспериментировании.
- создаёте ребёнку условия для проведения опытов дома.
- проводите наблюдения с детьми за природными объектами.
- сажаете деревья.
- охраняете природу.
8. Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
9.В чём Вам потребуется помощь детского сада по данной теме?
10.Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
(Рекомендации для родителей)
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
- Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Консультация для родителей:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного «почемучки»? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
- Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём «проб и ошибок» ребёнок найдёт верное решение.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Удачи Вам и Вашему ребенку!
Диагностический инструментарий
оценки развития познавательно-исследовательских умений воспитанников
(старший дошкольный возраст)
Задачи:
1. Выявить уровень развития познавательно-исследовательских умений воспитанников в начале и конце учебного года.
2. Определить уровень компетентности родителей в познавательном развитии детей и заинтересованность в участии в образовательном процессе.
В качестве диагностического инструмента используется система критериев оценки достижений воспитанников в освоении образовательной области «Познавательное развитие» ООП ДО (Комплексная программа «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г . Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.; Развитие интеллекта ребенка средствами ТРИЗ и РТВ при ознакомлении с окружающим миром.» (И.Г. Кудрякова, В.В. Кузнецова, Л.А. Пыстина Программа «Развитие» Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. г. Саров,1997г):
- Владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных —сходство.
- Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи;
- Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
- По собственной инициативе и в соответствии с собственными замыслами экспериментирует, рассуждает, выявляет проблемы, выдвигает предположения, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
- Активен в разных видах познавательной деятельности; имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.
Диагностические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей.
Полностью освоено | Частично освоено | Не освоено | |
НП/КП | НП/КП | НП/КП | |
Кому нужна вода? | |||
Где можно встретить воду? | |||
Какая вода? (что рассказывают о ней наши органы чувств?) | |||
Почему вода течет? | |||
Что такое лед? | |||
Почему лед не течет? | |||
Что такое пар? | |||
Почему пар легкий? | |||
Откуда появляется дождь? | |||
Как вода оказалась в воздухе? | |||
Почему исчезают лужи? | |||
Что такое круговорот воды в природе? | |||
Как фильтр чистит воду? |
Стихи для презентации детьми.
- Умываться надо не сильной струёй
Ты возьми воду в кране и немного прикрой,
Это умыться не помешает,
А воды будет больше
На земном шаре!
- Если ты ребёнок малый –
Фантик в речку не кидай.
Положи его в пакетик,
Или мамочке отдай!
Ты подрос, почти что школьник,
На субботник всех зови!
Ты возьми перчатки, грабли
Речку нашу сохрани!
Если ты совсем уж взрослый
И машина уже есть,
Мыть у озера не будешь-
Ведь его нужно беречь!
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница – наша вода!
Н.А.Рыжова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебница вода" в средней группе
Планирование по проекту "Волшебница вода" в средней группе детского сада...
Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе
Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...
Проект «Волшебница вода» в старше-подготовительной группе
Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, что вода нужна для всех живых существ; без нее не могут прожить растения, животные, человек. Все это...
Педагогический проект «Волшебница Вода» в старшей группе
Педагогический проект «Волшебница Вода» в старшей группе...
Проект "Волшебница вода" в старшей группе
Проект "Волшебница вода" в старшей группе...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Разработка детского проекта "Волшебница вода" в старшей группе.
Формирование представлений детей о воде, о свойствах воды, важности воды для всех.Расширить знания детей о воде её свойствах, и состоянии. Познакомить детей с круговоротом воды в природе; Ра...