Методическая разработка "Мир тканей"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Ирина Евгеньевна

Главный вопрос методической разработки – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами ткани. В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития через познавательно-исследовательскую деятельность. Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.

Я уверена, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx818.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для детей

подготовительной к школе группе

«МИР ТКАНЕЙ»

https://pp.userapi.com/c855220/v855220982/52d17/MsdzuuiaANY.jpg

Тип проекта - познавательно - исследовательский  

Сроки реализации – краткосрочный, 1 неделя

Участники - дети подготовительной группы, педагог, родители.

Актуальность: 

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный и предметный мир.  Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребёнок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Он овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой. Предметный мир в их работах рассматривается как средство таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, к тому, что каждая вещь имеет свое место, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Важно знакомить детей с предметным миром в процессе действий с объектами, позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п.  

Главный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами ткани. В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития через познавательно-исследовательскую деятельность. Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения людям труда.

Мы уверены, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.  

Постановка проблемы: 

Выбор темы проекта был не случаен.  Знакомясь с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.

Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о, но и подвести их к пониманию того, что ткань необходима и полезна для человека.

Цель проекта: дать представление детям о происхождении и производстве ткани, одежды, их свойствах и качествах.  

Задачи проектной деятельности: 

  • Помочь детям узнать о свойствах и качествах ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.
  • Развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь, а также развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
  • Познакомить с профессиями (ткач, портной, швея, модельер, раскройщик), воспитывать положительное отношение к труду взрослых. 
  • Способствовать         формированию         умения         устанавливать         причинно-

следственные связи, доказывать, делать выводы; создать условия для опытно-экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 Предполагаемые результаты: 

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

Продукты проектной деятельности:

  • Аппликация: «Переплетение нитей»
  • Рисование на ткани «Салфетка»
  • Пластилинография: «Одежда»
  • Экспериментирование «Окрашивание ткани пищевыми красителями»
  • Работа с родителями создание тактильного альбома «Одежда из разных тканей»
  • Совместно с родителями обогащение развивающей среды «Ателье»

 

Этапы проекта:

  1. Организационно – подготовительный.  Проведение работы по подбору материала для проекта «Мир тканей»,  

План реализации проекта:

- подобрать иллюстрации, слайды, презентации, мультфильмы по темам занятий;

- подобрать детскую литературу по тематике проекта;

- разработать конспект логопедического занятия

- подготовить материал для изобразительной деятельности;

- посещение занятий «Колпинской слободки» на базе музея «История Ижорской земли и города Колпино» на тему «Создание ткани»;

- пополнение уголка для экспериментирования пищевыми красителями,

- подбор материала для бесед, пословицы и поговорки, стихи по теме, загадки, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.

  • обогащение развивающей среды группы «Ателье»

Взаимодействие с родителями:

1. Памятка для родителей: «Как одевать ребенка на прогулку?»

2. Консультации: «Гигиена одежды вашего ребенка»

3. Папка-передвижка: «Как рубашка в поле выросла».

4. Семейное творчество, изготовление тактильного альбома «Одежда из разных тканей»

5. Обогащение развивающей среды группы «Ателье»

  1. Основной (реализация проекта); 

Методы, используемые в проекте:

- исследовательские: обсуждение проблемных ситуации, наблюдения; экспериментирование;

- словесные: беседы, чтение литературы, заучивание стихов, настольные игры, ролевые, дидактические игры, консультации для родителей, дидактические игры;

- наглядные: рассматривание иллюстраций, презентация оформленного родителями совместно с детьми, выставка результатов художественного творчества детей: рисунков, аппликаций, просмотр мультфильмов,

Обогащение словарного запаса: активизировать и расширить лексический запас по теме (льняная ткань, хлопчатобумажная, драповая и шёлковая ткань; заказчик, приёмщица, модельер, портниха, заведующая ателье). Расширить грамматическую сторону речи по теме.

3. Заключительный. 

Подведение итогов с целью закрепления полученных в ходе реализации проекта знаний.

 Результаты работы над проектом.

- Выставка детских работ по аппликации, рисованию и лепке на тему «Мир тканей»

https://pp.userapi.com/c850736/v850736982/12c97a/f71Y4hVQChs.jpg        https://pp.userapi.com/c850636/v850636982/12cf06/Nu_gN8C7-3k.jpg

  • Работа с родителями создание тактильного альбома «Одежда из разных тканей»

https://pp.userapi.com/c855136/v855136982/529a6/5XD8oZlMMOI.jpg

  • Совместно с родителями обогащение развивающей среды «Ателье»

https://pp.userapi.com/c855220/v855220982/52d17/MsdzuuiaANY.jpg

 Наши достижения:

  1. У детей сформировано представление о различных видах ткани, пополнен словарный запас по данной теме  
  2. Дети умеют устанавливать   причинно-следственные, временные и пространственные связи в период производства ткани.  
  3. Родители активно участвуют в образовательном процессе и создании развивающей предметно – пространственной среды в группе; 
  4. Дети проявляют бережное отношение к вещам, одежде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Организованная образовательная деятельность. на тему "Ткань на юбку для дымковской барышни"

Учим детей рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий. Знакомство с дымковской игрушкой....

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

Методическая разработка призентациядля старших дошкольников "Изготовление ткани".

для дошколят. обучающая призентация об изготовлении тканей:как раньше и  как сейчас....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Методическая разработка "Удивительный мир тканей"

Обобщение знаний о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении, расширение представлений детей об окружающем мире, развитие мотивации к познавательной деятельности, воспитание бережно...

Учебно-методическая разработка на тему: Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные по...

Методическая разработка ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» старшая группа (5 - 6лет) «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств окружающей действит...