Методическая разработка "Мир тканей"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Главный вопрос методической разработки – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами ткани. В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития через познавательно-исследовательскую деятельность. Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда.
Я уверена, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka.docx | 818.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для детей
подготовительной к школе группе
«МИР ТКАНЕЙ»
Тип проекта - познавательно - исследовательский
Сроки реализации – краткосрочный, 1 неделя
Участники - дети подготовительной группы, педагог, родители.
Актуальность:
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный и предметный мир. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребёнок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Он овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой. Предметный мир в их работах рассматривается как средство таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, к тому, что каждая вещь имеет свое место, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.
Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.
По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Важно знакомить детей с предметным миром в процессе действий с объектами, позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п.
Главный вопрос проекта – создание условий для развития дошкольников через ознакомление со свойствами и качествами ткани. В проекте чётко прослеживается взаимосвязь познавательного развития через познавательно-исследовательскую деятельность. Проект способствует развитию кругозора воспитанников, формированию познавательной активности, уважительного отношения людям труда.
Мы уверены, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Постановка проблемы:
Выбор темы проекта был не случаен. Знакомясь с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что многие из детей не знают, что такое ткань.
Так возникла идея проекта и огромное желание передать каждому ребёнку не только знания о, но и подвести их к пониманию того, что ткань необходима и полезна для человека.
Цель проекта: дать представление детям о происхождении и производстве ткани, одежды, их свойствах и качествах.
Задачи проектной деятельности:
- Помочь детям узнать о свойствах и качествах ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.
- Развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь, а также развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
- Познакомить с профессиями (ткач, портной, швея, модельер, раскройщик), воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
- Способствовать формированию умения устанавливать причинно-
следственные связи, доказывать, делать выводы; создать условия для опытно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предполагаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах ткани поможет им выделить у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).
Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.
Продукты проектной деятельности:
- Аппликация: «Переплетение нитей»
- Рисование на ткани «Салфетка»
- Пластилинография: «Одежда»
- Экспериментирование «Окрашивание ткани пищевыми красителями»
- Работа с родителями создание тактильного альбома «Одежда из разных тканей»
- Совместно с родителями обогащение развивающей среды «Ателье»
Этапы проекта:
- Организационно – подготовительный. Проведение работы по подбору материала для проекта «Мир тканей»,
План реализации проекта:
- подобрать иллюстрации, слайды, презентации, мультфильмы по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- разработать конспект логопедического занятия
- подготовить материал для изобразительной деятельности;
- посещение занятий «Колпинской слободки» на базе музея «История Ижорской земли и города Колпино» на тему «Создание ткани»;
- пополнение уголка для экспериментирования пищевыми красителями,
- подбор материала для бесед, пословицы и поговорки, стихи по теме, загадки, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
- обогащение развивающей среды группы «Ателье»
Взаимодействие с родителями:
1. Памятка для родителей: «Как одевать ребенка на прогулку?»
2. Консультации: «Гигиена одежды вашего ребенка»
3. Папка-передвижка: «Как рубашка в поле выросла».
4. Семейное творчество, изготовление тактильного альбома «Одежда из разных тканей»
5. Обогащение развивающей среды группы «Ателье»
- Основной (реализация проекта);
Методы, используемые в проекте:
- исследовательские: обсуждение проблемных ситуации, наблюдения; экспериментирование;
- словесные: беседы, чтение литературы, заучивание стихов, настольные игры, ролевые, дидактические игры, консультации для родителей, дидактические игры;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, презентация оформленного родителями совместно с детьми, выставка результатов художественного творчества детей: рисунков, аппликаций, просмотр мультфильмов,
Обогащение словарного запаса: активизировать и расширить лексический запас по теме (льняная ткань, хлопчатобумажная, драповая и шёлковая ткань; заказчик, приёмщица, модельер, портниха, заведующая ателье). Расширить грамматическую сторону речи по теме.
3. Заключительный.
Подведение итогов с целью закрепления полученных в ходе реализации проекта знаний.
Результаты работы над проектом.
- Выставка детских работ по аппликации, рисованию и лепке на тему «Мир тканей»
- Работа с родителями создание тактильного альбома «Одежда из разных тканей»
- Совместно с родителями обогащение развивающей среды «Ателье»
Наши достижения:
- У детей сформировано представление о различных видах ткани, пополнен словарный запас по данной теме
- Дети умеют устанавливать причинно-следственные, временные и пространственные связи в период производства ткани.
- Родители активно участвуют в образовательном процессе и создании развивающей предметно – пространственной среды в группе;
- Дети проявляют бережное отношение к вещам, одежде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Организованная образовательная деятельность. на тему "Ткань на юбку для дымковской барышни"
Учим детей рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий. Знакомство с дымковской игрушкой....
Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.
Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств ткани в сравнении с бумагой....
Методическая разработка призентациядля старших дошкольников "Изготовление ткани".
для дошколят. обучающая призентация об изготовлении тканей:как раньше и как сейчас....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...
Методическая разработка "Удивительный мир тканей"
Обобщение знаний о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении, расширение представлений детей об окружающем мире, развитие мотивации к познавательной деятельности, воспитание бережно...
Учебно-методическая разработка на тему: Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные по...
Методическая разработка ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» старшая группа (5 - 6лет) «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств окружающей действит...