Методическая разработка ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» старшая группа (5 - 6лет) «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Клопот Ольга Владимировна
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств окружающей действительности.Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира.Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является
формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sravnenie_svoystv_i_kachestv_bumagi_i_tkani.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

старшая группа (5 - 6лет)

«Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Цель: совершенствование обобщённых способов обследования предметов, направленных на выявление однородных признаков.

Задачи: 

  1. развивать умение сравнивать, сопоставлять;
  2. закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования
  3. поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  4. развивать речевую активность детей, способность отвечать на вопросы полным ответом; обогащать качественный словарь детей; содействовать освоению диалоговой речи;
  5. обогащать чувственный опыт дошкольников в процессе практических действий с разными материалами и умение фиксировать его в речи.
  6. бережное аккуратное отношение к объектам рукотворного мира, изготовленным из бумаги и ткани.

Оборудование: кукла Маша (из м\ф «Маша и Медведь»), фрагменты из м/ф «Маша и Медведь», ноутбук; «чудесный мешочек» с предметами из ткани и бумаги, ширма, 2 подарочные упаковки, в одной из которых - альбом для рисования, в другой – скатерть, ёмкость, лейка с водой.

Демонстрационный материал: 

  • куклы тряпичная и бумажная и одежда для них;
  • разные виды бумаги и ткани;

Раздаточный материал:

  • для воспитателя и каждого ребёнка кусочек ткани и бумаги, такие же, как на силуэтах платья;
  • увеличительное стекло;
  • угощения или подарки для детей.
  • силуэты платьев из бумаги и ткани у куклы Маши;

Ход ООД

  1. Часть – организационная.

Воспитатель: Ребята, у меня есть знакомая девочка, её зовут Маша. Вот она

(фрагмент начала м/ф «Маша и Медведь»). Вы тоже её знаете? Сегодня Маша пришла к нам в гости (показать куклу Машу). Но что - то она грустная, задумчивая. Что случилось, Машенька?

Машенька: Мишка подарил мне новые красивые платья. А я не знаю, какое из них лучше, сшитое из ткани или бумажное платье? (воспитатель показывает силуэты платьев из ткани и из бумаги).

Воспитатель: Ребята, я, не знаю, как помочь Маше выбрать платье. Давайте мы вместе определим, какое платье лучше, прочнее, тканевое или бумажное. А чтобы обследовать их давайте превратимся в лаборантов:

«Раз, два, три наклонись. Раз, два, три повернись. Раз, два, три покружись, в лаборантов превратись». (Дети надевают нарукавники.)

  1. Часть – основная

Опыты с тканью и бумагой

Обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений: Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань, из которой сшито Машино платье, и бумага, точно такая же, как бумажное платье у Маши. Возьмите в руку ткань, потрите её пальчиками и «запомните» какая она на ощупь. А теперь возьмите бумагу и потрите её. Какая ткань/ бумага?

Дети: ткань - мягкая, гладкая, с ворсинками, немножко пушистая; а бумага- твёрдая, не очень гладкая, без ворсинок.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель: А сейчас мы поиграем и проверим, правильно ли вы определите на ощупь предметы, изготовленные из ткани и бумаги. (Каждый ребёнок, не глядя, достаёт из мешочка бумажный или тканевый предмет, называет его, определяет, из чего изготовлен и обосновывает свой ответ). Воспитатель: Молодцы! Вы правильно определили, из каких материалов изготовлены предметы. Бумага на ощупь какая/ ткань?

 Ответы детей.

Рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло. 

Воспитатель: У вас на столе есть волшебное стекло, оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Положите перед собой ткань и бумагу и рассмотрите их через увеличительное стекло. Скажите, из чего состоит ткань?

Дети: Ткань состоит из ниток.

Воспитатель: Есть ли ворсинки у ткани?

Дети: У ткани есть ворсинки.

Воспитатель: А какая бумага?

Дети: У бумаги нет ворсинок, она не состоит из ниток.

Воспитатель: Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели.

Дидактическая игра «Магазин».

Воспитатель: Давайте отправимся в магазин и выберем одежду для кукол, которые живут у нас в группе (показывает бумажную куклу и куклу тряпичную). Для бумажной куклы будем выбирать. какую одежду? (Бумажную.) Для тряпичной куклы? (Изготовленную из ткани.) 

Дети: выбирают одежду из бумаги - для бумажной куклы и из ткани - для тряпичной куклы.

Воспитатель: Вы правильно распределили одежду для кукол. А как вы догадались, что эта одежда сделана из бумаги?

Дети: Она твёрдая, без ворсинок, без ниток.

Воспитатель: а тканевая?

Дети: Мягкая, есть ворсинки, состоит из ниток.

Воспитатель: Всё правильно сделали и объяснили, молодцы! Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка (движения по тексту)

Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ- топ,

Мы руки опускаем:

Хлоп- хлоп -хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

Восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии

Как «разговаривают» ткань и бумага

Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Алик? А Маша?

Дети: Бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук.

Воспитатель: а теперь сомните ткань. Какой звук услышали?

Дети: Звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт.

Определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся - не мнётся, принимает первоначальную форму — расправляется.

Воспитатель: Теперь попробуйте смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань?

 Дети: Бумага помялась, а ткань - нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся.

Воспитатель: а теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага?

Дети: Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается.

Логическая игра «Отгадай по звуку и объясни»

Воспитатель: Теперь будьте очень внимательны, мы поиграем в игру «Отгадай по звуку». Я буду за ширмой сминать бумагу и ткань, а вы должны по звуку догадаться, когда мнётся бумага, а когда - ткань. Если услышите, что мнётся бумага - хлопайте в ладоши, а когда мнётся ткань - сидите тихонько. (Воспитатель за ширмой «мнёт» бумагу: альбомную, тетрадную, кальку, картон, фольгу и др. и ткань).

 Воспитатель: На что они похожи звуки, которые издаёт бумага, когда мнётся?

Дети: Шуршание, царапание, скрежет.

 Воспитатель: а ткань издаёт звук, когда мнётся?

Дети: Бумага, когда мнётся - шуршит, потому что она твёрдая; не расправляется, остаётся мятой, а ткань - не шуршит, она мягкая, она не мнётся, а сразу выпрямляется.

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны и рассказали, какие звуки услышали при смятии бумаги!

Определение прочности бумаги и ткани

Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите бумагу и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань?

Дети: Ткань прочная, крепкая.

Воспитатель: а бумага?

Дети: Бумага не прочная, легко рвётся.

Воспитатель: Бумага рвётся легко, а ткань - с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать. Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами.) А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (Клеем.) Чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (Иголку с ниткой.) Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!

Загадки о предметах, изготовленных из ткани и бумаги

«Отгадай по описанию»

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть две волшебные коробочки! (показывает их). Это Мишка из мультфильма «Маша и Медведь» прислал вам подарки! В одной - подарок, изготовленный из бумаги, а в другой - из ткани! Чтобы узнать, какие же подарки прислал Мишка, отгадайте загадки.

  1. Этот предмет твёрдый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, без ворсинок, громко шуршат, легко мнутся, при смятии издают звук, после смятия до конца не расправляются, остаются мятым, легко рвутся, если порвались, их можно склеить клеем. Этот предмет используют для рисования. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Что может быть в коробке? (Ответы детей) 

Дети: Альбом для рисования (воспитатель достаёт альбом из коробки, показывает детям).

Воспитатель:

  1. Этот предмет мягкий, гладкий на ощупь, состоит из ворсинок, не мнётся, при смятии не издаёт звуков, не шуршит, после смятия быстро расправляется, не рвётся, прочный, а если вдруг и порвался, его можно зашить иголкой с ниткой. Этот предмет расстилают на стол, когда приходят гости. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Догадались, что это?

Дети: Скатерть на кукольный стол (воспитатель достаёт скатерть из коробки, показывает детям).

 Воспитатель: Какие вы внимательные, правильно отгадали загадки!

Определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает).

Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода. В ёмкость воспитатель поливает из лейки силуэты тканевого и бумажного платья. Достаёт «мокрые платья» и спрашивает детей: Какие стали платья?

Дети: Они стали мокрые от воды. 

Воспитатель: Что произошло с бумажным платьем?

Дети: Бумажное платье размокло в воде и стало непригодным для того, чтобы его носить. А платье из ткани?

Дети: Платье из ткани намокло.

Воспитатель: Что нужно сделать с одеждой, если она намокла? А вот Маша придумала, как её спасти! (Отрывок из м/ф «Маша и Медведь. Я такая скорая на помощь»). А как вы думаете, что нужно сделать с тканевым платьем?

Дети: Надо платье из ткани посушить, а потом прогладить утюгом. (Воспитатель «вешает» платье сушить и говорит о том, что, когда оно высохнет, его нужно прогладить утюгом.)

  1. Часть - заключительная.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки.

Воспитатель: Давайте вспомним, что делают из бумаги?

Дети: Тетради, альбомы, книги, журналы.

Воспитатель: Что изготавливают из ткани?

Дети: Одежду, полотенца, постельное бельё, мягкие игрушки. Бумага и ткань нужны и полезны, у них разные свойства, поэтому назначение тоже разное.

Воспитатель: Ребята, наша гостья Маша, внимательно слушала нас.

Машенька: Спасибо, ребята, вы мне помогли узнать, чем отличаются ткань и бумага, почему одежду шьют из ткани, и я тоже выберу платье тканевое! Вот это! (Показывает силуэт платья из ткани.). Это угощение для вас! (Раздает угощение детям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани"

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности с детьми средней группы...

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Занятие, которое поможет  познакомить  дошкольников со свойствами бумаги и ткани....

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание»опытно-экспериментальной деятельности в младшей группеТема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по познавательному развитию старшей группы на тему: «Волшебные свойства снега»

Цель:Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через  опыты, эксперименты....

КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Задачи:закреплять представления о свойствах бумаги и ткани,формировать знания о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования; совершенствовать способы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет) Тема: «Песок-волшебник»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет)Тема: «Песок-волшебник»...

Конспект НОД в средней группе на тему: "Сравнение свойств и качества бумаги и ткани"

Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования....