МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено подробное описание этапов работы, их методическое сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rek._tkan.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Методические рекомендации по организации
работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется организации продуктивных видов деятельности дошкольников. Основными материалами для этой деятельности являются бумага, природные, бросовые материалы, реже используются текстильные материалы. Однако Программы ДОО включают ткань и волокнистые материалы в продуктивную деятельность детей. Программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в разделе «Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие, прикладное творчество» (подготовительная к школе группа) содержатся следующие рекомендации:
При работе с тканью формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
К сожалению, в дошкольных учреждениях в рамках основной общеобразовательной программы мало работы проводится с использованием текстильных материалов, больше внимания уделяется традиционным материалам. Однако, процесс изготовления поделок из текстильных материалов, не только развивают эстетический вкус, пополняет навыки и умения необходимые детям, но и развивают мелкую моторику рук, концентрацию внимания, интеллектуальную и творческую активность. Кроме того, создание поделок из ткани дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя - что очень важно для интеллектуального развития детей. Несмотря на то, что эти работы не всегда совершенны, они несут для ребенка радость и творческое удовлетворение. Пусть в дальнейшем дети не выбирают профессии связанные с ручным трудом, но у них остаются хобби: плетение, шитьё, лоскутное шитьё, вышивание, вязание, аппликация. Каждая работа ребёнка всегда неповторима и своеобразна.
При анализе Программ ДОО видно, что основная часть работы по обучению дошкольников работе с текстильными материалами приходится на старший дошкольный возраст (подготовительная группа), и предполагает использование одного вида текстильных материалов - ткани, не раскрывая использование других видов материалов и других техник. В связи с этим, для использования текстильных материалов в работе с детьми дошкольного возраста необходимо изучение дополнительной литературы. В литературе достаточно широко раскрыты технологии использования текстильных материалов в работе с дошкольниками, которые сможет освоить любой взрослый, однако в методической литературе проблема их использования с детьми раскрыта крайне слабо. В перечень техник работы с тканью и волокнистыми материалами, которые могут освоить дети входят: аппликация из ткани, вышивание с использованием простейших швов, плетение, изонить, простейшая мягкая игрушка, вязание крючком (косички, шарфики для куклы)
Работу с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками, можно построить в рамках нескольких этапов.
Первый этап работы организуется в конце года в старшей группе или в начале года подготовительной группы.
Цель: Вызвать эмоциональный интерес у детей к предстоящей работе.
Для решения этой цели используются следующие приёмы: демонстрация изделий, выполненных из ткани, изделий с вышивкой, аппликацией, в технике плетения, вязания. Использование ИКТ, показ презентаций, где детей знакомят с изделиями народных промыслов по вышивке, ткачеству, плетению способствует познавательному развитию детей, развитию интереса к истокам народного творчества. На этом этапе воспитатель знакомит детей с материалами, инструментами и приспособлениями, используемыми в работе с тканью и волокнистыми материалами. Эта информация содержит сведения о тканях ( хлопчато - бумажные, шерстяные, шелковые), их происхождении, о процессах их производства ( прядение, ткачество), о применении разных видов тканей. При знакомстве со свойствами и качествами тканей организуется опытно – экспериментальная деятельность дошкольников.
На этом этапе знакомим детей с инструментами и приспособлениями для работы с тканью и волокнистыми материалами. Это ножницы для ткани, портновский метр, булавки, иглы, напёрсток, пяльцы для вышивки, подушечки для игл. Можно рассказать детям о происхождении иглы (иглы делали из рыбных косточек, камней), о строении иглы (рассмотреть строение иглы в виде макета из плотной бумаги или картона, назвать части иглы: острый кончик, ушко), продемонстрировать различные по назначению иглы (швейные, вышивальные, шорные), показать иглы пластмассовые с большим ушком ( специально для детского ручного творчества). Знакомим детей и с волокнистыми материалами – нитями разного происхождения ( хлопчато –бумажными, шерстяными, шелковыми), с различными приспособлениями намотки нитей ( катушка, челнок, клубок и др.) Содержание работы данного этапа позволяет осуществить интеграцию таких образовательных областей, как познавательная, развитие речи, художественно – эстетическая, социально – коммуникативная. На этом этапе используется фронтальная форма организации детей.
Второй этап работы включает следующие задачи и содержание: формирование умений : правильно отмерить длину нити для работы, отрезание нити ножницами (не откусывание), вдевание нити в иголку, завязывание узелка на нити, знакомство с техникой безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Дети учатся выполнять элементарные стежки и швы («вперёд иголку»). На этом этапе организуется работа с небольшими подгруппами детей. Для организации безопасной работы предпочтительнее детям предложить специальные пластмассовые иглы. Знакомим с правилами безопасности труда:
Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы.
Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.
Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
Первые упражнения по выполнению стежков и швов предлагаем детям выполнить на небольших листочках плотной бумаги с заранее проколотыми отверстиями (например, на швейной машине). Это даёт возможность ребёнку выполнить стежки определённой длины и на определённом расстоянии друг от друга, что помогает формированию умения технически правильно выполнить шов, выполнить стежки одной длины и на одном расстоянии друг от друга. С этой же целью можно предложить и листочки бумаги в клетку. Затем детям предлагается выполнить шов «вперёд иголку» на плотно накрахмаленной ткани с разметкой (контурный простейший рисунок). На такой ткани ребёнку удобнее выполнять стежки и швы. Формируем словарь детей за счет таких понятий как «стежок» (след нити на ткани), «шов» (ряд последовательных стежков).
Задачи и содержание третьего этапа работы - продолжить формирование умений по выполнению шва «вперёд иголку» не только в виде упражнений, но и при выполнении таких изделий как закладка для книги, салфетка для кукольного стола, оформленные декоративным швом «вперёд иголку». Так же можно выполнить следующие изделия: мешочек для семян, платье для куклы по простейшей выкройке. Для выполнения этих изделий знакомим детей со швом «назад иголку». Дети так же осваивают такие операции, как разметка ткани по выкройке (шаблону), раскрой ткани (выполняется на плоскости стола). На этом этапе решаем задачу учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все выглядело аккуратно.
На этом этапе организация детей в связи с применением опасных колющих приспособлений (иглы) подгрупповая и индивидуальная. Обязательно, каждое занятие необходимо повторение с детьми правил техники безопасной работы.
На следующем, четвёртом этапе работы, приобретённые умения можно закрепить при изготовлении таких изделий как мягкая игрушка (по простым выкройкам). Так же организуется работа по выполнению аппликации на ткани. Для крепления деталей из ткани на ткань дети используют знакомые швы «вперёд иголку», «назад иголку» и осваивают новый шов «через край» (закрепляющий).
В рамках этого этапа можно организовать освоение детьми следующих техник: плетения из волокнистых материалов (сутажа, ниток) косичек, простейших изделий макраме, изонити, вязания крючком косичек и простейших изделий ( шарфики для кукол).
Изделия, выполненные детьми, обязательно должны быть значимы – это и подарки друзьям, родным на праздники, атрибуты для игр, элементы оформления предметно-пространственной развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"
Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяю...
Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»
В разработке представлены новые направления в работе по экологическому воспитанию дошкольников:метод моделирования, элементы сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии. Также описывается ...
Методическое сопровождение деятельности педагогов по организации работы по речевому развитию дошкольников 3-7 лет
Опыт работы представлен по двум направлениям: теоретические вопросы управления по организации речевого развития дошкольников; управление работой педагогов в рамках образовательного проекта по развитию...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....
Методическая разработка "Методическая разработка «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» (консультация для родителей)
В данной публикации родителям даются рекомендации как лучше развивать речь старших дошкольников....
Методическая разработка. Консультация для педагогов "Организация работы в учреждении по воспитанию валеологической культуры ребенка"
Консультация для педагогов ДОУ...