Волшебная лаборатория
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста «Волшебная лаборатория».
Санкт-Петербург
2018 год
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего возраста
«Волшебная лаборатория».
Цель:
Расширять представление о свойствах окружающего мира путем опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Обобщать и закреплять знания детей о воздухе, воде их свойствах.
- Закреплять навыки конструирования из бумаги.
- Развивающие
- Совершенствовать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Развивать интерес и познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Продолжать развивать воображение, умение дополнять рисунок характерными деталями.
- Воспитательные
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу, чувство товарищества и взаимопомощи в процессе совместной деятельности.
Технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Игровые технологии.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Технологии исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
Беседы о значении воздуха и воды, наблюдения, чтение энциклопедий для любознательных, опытно-экспериментальная деятельность.
Материалы и оборудование:
Для каждого ребенка:
Фартук и шапочка,полиэтиленовый пакет, бутылочка с конфетти, трубочка для коктейля,2 баночки с воздухом, лист цветной бумаги, бутылка с водой, пластиковые стаканчики, баночка круглой формы, гуашь, кисточка, монетки, лист А4(с нарисованным на нем мыльным пузырем).
Фонарик, мыльные пузыри, мяч, музыкальный центр, мольберт, магнитная доска.
Ход СД:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель:
Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашем зале? (дети рассматривают обстановку в зале, дают ответы).
- Да, кто-то здесь организовал для нас волшебную лабораторию для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить.
Воспитатель:
Дети, а что такое лаборатория?
Дети:
Лаборатория -это помещение, где работают учёные.
Воспитатель:
А кто такие ученые?
Дети:
Люди, которые ставят опыты и эксперименты, исследуют что-то.
Воспитатель:
Но прежде чем мы начнем, нам нужно познакомиться с правилами поведения в лаборатории:
1. Соблюдать тишину
2. Руками без разрешения ничего не трогать
3. Грязными руками не трогать глаза
4. Быть аккуратными с материалом и приборами в лаборатории
5.Находиться мы должны в специальной одежде
Воспитатель:
Одеваем фартуки и шапочки.
Готовы?
Для того чтобы в волшебной лаборатории у нас все получилось, нам надо взяться за руки и сказать волшебные слова:
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Теперь мы готовы начать наши исследования, проходите на свои места.
Воспитатель:
Ребята, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Дети: Воздух!
Воспитатель:
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети:
Нет, не видим.
Воспитатель:
Раз мы его не видим, значит, воздух какой?
Дети:
Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель:
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1 «Поймай невидимку»
Воспитатель:
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети:
Он пуст.
Воспитатель:
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети:
Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель развязывает свой пакет, а детей просит пока не развязывать.
Воспитатель:
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?(ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это у меня в руке?(ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, это фонарик. Сейчас я посвечу Вам на пакеты . Что вы увидели?
Дети:
Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель:
А если я посвечу на лист бумаги, что-то изменится?
Дети:
Свет не проходит через лист.
Воспитатель:
Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это?
Опыт 2 «Воздух в человеке»
На столах у каждого ребенка бутылочка, на дне которой лежат конфетти, трубочки для коктейля.
Воспитатель:
Что вы видите в бутылочке? Правильно, это конфетти. Что делают конфетти? (лежат на дне бутылочки). Хотите оживить конфетти? Предложите мне, как можно это сделать? Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).
Что происходит? Что же делают наши конфетти? Они двигаются. Что же нам помогло оживить конфетти? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил конфетти двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит, сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!
Воспитатель:
Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.
Ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями.
Игра «Ловишки» (с использованием мыльных пузырей).
Воспитатель:
Отдохнули? Пора продолжать наши исследования.
Опыт 3 «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель:
Что это? Наверное, это волшебные баночки (1 баночка с запахом апельсина и баночка без запаха).
Посмотрите, а в них что- нибудь есть? (ответы детей).
Правильно, воздух.
Ребята, а давайте проверим,есть ли запах в наших баночках или нет.
Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).
Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы).
Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт 4 «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (ответы детей)
А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории?
Правильно с помощью, веера или ладошки.Я предлагаю Вам самим сделать веер из бумаги.
Дети делают веер из цветной бумаги.
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!
Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети:
В лицо дует ветерок.
Воспитатель:
Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, не машу веером и воздух не движется.
Воспитатель:
Ребята, вы отличные юные ученые!
Воспитатель:
Но на этом наши с вами опыты еще не закончились, я предлагаю вам немного отдохнуть, а заодно и узнать, о чем мы с вами еще поговорим.
Физкультминутка:
Дождик капнул на ладошку,(правой рукой касаемся левой)
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (круговое движение левой рукой).
Льётся, льётся – ой-ой-ой(покачивание головы)
Побежали все домой(бег на месте).
Воспитатель:
Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда, Ну, конечно, я …(вода)
Воспитатель:
Где можно встретить воду? (ответы детей)
Для чего вода нужна людям? (ответы детей)
Я хочу предложить вам несколько опытов, из которых мы узнаем о свойствах воды.
Опыт5 «Вода жидкая – не имеет формы»
Перед детьми стоит бутылка с водой, пластиковый стаканчик, баночка круглой формы. Дети переливают воду из бутылки в стакан и в баночку.
Воспитатель:
Что вы сейчас сделали?
Дети:
Перелили воду.
Воспитатель:
Что этим можно доказать?
Дети:
Вода жидкая, текучая.
Воспитатель:
Одинаковой ли формы сосуды, в которых вода? Имеет ли вода форму?
Дети:
Сосуды разной формы, вода не имеет формы, она принимает форму сосуда.
Опыт 6 «Вода прозрачная»
Перед детьми 2 стаканчика с водой, гуашь, кисточка, монетка.
Воспитатель:
Что вы видите в стаканах?(ответы детей)
Какого цвета вода?(ответы детей)
Ребята, намочите кисточку водой и окуните в баночку с гуашью, теперь опустите кисточку в один стакан и размешайте. Что вы видите?(ответы детей)
Правильно, вода стала красного, желтого, синего и зеленого цвета. О чем это говорит?(ответы детей)
Правильно, чистая вода прозрачная, но гуашь изменила цвет воды. А теперь опустите в каждый стакан монетку, что вы видите?(ответы детей)
Правильно, в чистой воде монетку видно, а в цветной нет.Это еще раз доказывает, что чистая вода – прозрачная.
Опыт 7 «Вода не имеет запаха и вкуса»
Воспитатель:
Ребята, а теперь возьмите стаканчик с чистой водой и понюхайте его. Вы что-то чувствуете?(ответы детей)
Правильно, чистая вода не имеет запаха, но если в воду добавить капельку шампуня или пены для ванны, то вода будет пахнуть.
Скажите, а есть ли у воды вкус?(ответы детей)
Правильно, чистая вода не имеет вкуса. А если мы опустим в воду кусочек сахара, что-то изменится? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Что мы пьем?».
Дети стоят в круге, воспитатель бросает детям мяч. Тот, кому бросили мяч, называет напитки.
Воспитатель:
Дети, помните, мы с вами сегодня играли с мыльными пузырями? Но не только вы их ловили, я тоже поймала немного пузырей. Вот они.(Воспитатель показывает детям листы с нарисованными на них мыльными пузырями.)
Воспитатель:
Дети, а вы любите рисовать?(ответы детей)
Воспитатель:
Я хочу предложить вам превратить наши мыльные пузыри во что-то интересное. Что можно дорисовать, чтобы получилась картинка?(ответы детей)
Дети рисуют красками.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Вы самые настоящие художники.
Воспитатель:
Ребята, вы отличные юные ученые! В результате наших исследований и опытов что мы обнаружили?
Дети:
Вывод 1:Воздух невидимый
Вывод 2:Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 3:Воздух не имеет запаха
Вывод 4:Ветер – это движение воздуха
Вывод 5:Вода жидкая – не имеет формы
Вывод 6:Вода прозрачная
Вывод 7:Вода не имеет запаха и вкуса
Воспитатель:
Вы молодцы, дружно работали в парах, поэтому с работой справились быстро и получили результаты.
На этом наши исследования закончены. Вам понравилось, что понравилось больше всего?(ответы детей)
Воспитатель:
За вашу хорошую работу я хочу наградить вас медалями.
Воспитатель:
Ребята, пришло время прощаться с нашими гостями и возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованный образовательной деятельности "Волшебная лаборатория".
· Развивать познавательную активность дошкольников посредством экспериментальной деятельности.·...
Конспект мероприятия «Волшебная лаборатория».
Конспект мероприятия «Волшебная лаборатория».Конспект творческого мероприятия для старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:ознакомить со свойствами глины;расширить и закреплять знания дете...
Конспект НОД "Волшебная лаборатория"
Формирование у детей представлений о свойствах магнита в ходе опытно- экспериментальной деятельности. В гости к ребятам попадает Волшебник, который приглашает их в свою лабораторию, где ребята познако...
Волшебная лаборатория
кружок по экспериментальной деятельности в старшей группе...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " В волшебной лаборатории воздуха" (ИКТ)
Путешествие на воздушном шаре в лабораторию воздуха для новых открытий....
Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебная лаборатория"
Старший лаборант приглашает детей к себе в лабораторию. Вместе проводят опыты с водой, воздухом, магнитом. Выявляют их свойства, делают выводы....
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе (опыты): «Волшебная лаборатория. Магниты»
Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная:1. Познакомить с понятиями «магнит», «ма...