Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Старший лаборант приглашает детей к себе в лабораторию. Вместе проводят опыты с водой, воздухом, магнитом. Выявляют их свойства, делают выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Конспект

непосредственно образовательной

поисково - экспериментальной

деятельности

 «Волшебная лаборатория»

(старший возраст)

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

2016 г.

Программное содержание: 

- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес;

- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;

- активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие;

- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- воспитывать отзывчивость;

- дать детям почувствовать радость открытий.

 Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций;

- чтение познавательной литературы;

- показ несложных опытов;

-беседа по технике безопасности при экспериментальной деятельности;

- подбор музыки «Сделать хотел грозу, а получил козу…».

Материал и оборудование:

- специальная одежда для работы в лаборатории;

- приборы: микроскопы, лупы;

- колбы, пробирки;

Ход образовательной деятельности:

(Выходит старший лаборант в халате, колпаке, очках и, напевая «Сделать хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках)

Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Сегодня у нас придут гости – дети младшей группы и мы покажем им увлекательные опыты.

Но прежде чем начать работать в лаборатории, вспомним правила:

  • Внимательно слушать старшего   лаборанта.
  • Точно выполнять указания
  • Аккуратно работать с оборудованием.
  • В конце опытов делать выводы

А вот и наши гости. Пора начинать!

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в реке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Опыт 1:  «Прозрачная и непрозрачная вода»

Посмотрите, у меня в банке вода. Давайте убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной.

Нам потребуются: баночка с водой,  маленький гвоздик на нитке,  кисточка, акварельные краски,  тонкая палочка.

Технологический процесс:

Намочите кисточку и окуните её в краску любого цвета. Добавляя краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте тот  момент, когда гвоздик станет невидим.

Вопросы: 

Какое свойство воды тебе удалось изменить?

Почему это произошло?

Вывод: Вода меняет цвет, теряет прозрачность!

Смотрим следующий опыт.

Опыт 2: «Воздух» 

Нам потребуются:  шарик,  мяч, резиновые игрушки, вода,  тазик.

Технологический процесс:

Надуваем шарик, как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Вопросы: 

Чем мы надуваем шарики? (воздухом).

Почему сильно надутый  воздушный шарик может лопнуть? (воздух не помещается в шарике и вырывается наружу, рвет шарик)

Почему игрушки с воздухом (мяч, резиновые игрушки) не тонут?  (Воздух легче воды)

Вывод: Воздух можно поймать, выпустить. Воздух легче воды.

Опыт 3: «Есть ли у воздуха звук, сила?»

Нам потребуются: шарик, леска, скотч, трубочка.

Технологический процесс:

Ребята, давайте выпустим из шарика воздух. И послушаем, есть ли при этом звук? (дети подставляют ладошку под струю воздуха).

Что чувствуете? Смотрите, как воздух из шарика выходит с силой и очень быстро, он толкает шарик, и тот двигается вперед. Если шарик отпустить, то он будет двигаться до тех пор, пока не выйдет весь воздух.

Вопросы:

Есть ли у воздуха звук?

Есть ли у воздуха сила?

Вывод: Воздух может выполнять работу. Поднимает волны на воде, затягивает пыль в пылесос, дует из фена, поднимает парашют, воздушный шар – летательный аппарат ввысь.

Опыт 4: «Притягивание одних предметов через другие»

Нам потребуются: магнит, стакан, вода, иголка, песок.

Технологический процесс:

Положим иголку внутрь стакана и заполним его песком. Поднесём магнит к стенке стакана. Теперь повторите предыдущие шаги, используя воду вместо песка. Вытаскиваем иголку из стакана, перемещая магнит вверх, вдоль стенки стакана.

Вопросы:

Магнитная сила действует в воде?

Притягивается ли иголка через песок?

Вывод: Когда стакан заполнен водой, иголка притягивается к магниту через стенку.

Но когда стакан заполнен песком, иголка не притягивается к магниту.

Опыт 5:  «Воздушный шар»

Нам потребуются: воздушный шар, черный или красный перец, белая салфетка.

Технологический процесс:

Поднесём шарик к головам детей и потрём его об волосы. Приложим к стене зала. Насыплем черный или красный перец на белую салфетку. Поднесём предварительно потёртый шарик об волосы детей к перцу.

Вопросы:

Почему шарик притягивает к себе перец?

Почему шарик притягивается к стене?

Вывод: шарик наэлектрилизовался.

Опыт 6: «Цветовая симфония»

Нам потребуются: немного молока, кусочек мыла,  ушные палочки,  столовая тарелка.

Технологический процесс:

Наливаем в тарелку немного молока. Добавляем по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Окунаем ушную палочку в середину молока. На другой конец ушной палочки капнем жидкого мыла. Поместим намыленный конец палочки в центр тарелки и совсем немного подержим. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

Вопросы:

Какое основное свойство мыла?

Почему краска начала смешиваться?

Вывод: Молоко содержит жиры. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Основное свойство мыла - ликвидировать жиры. Когда мыло помещаем в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, молекулы жиров стараются избежать «нападения».

Дети, продолжайте проводить опыты  вместе со своими родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте законы природы.  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."

Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект. Непосредственно- образовательной художественно0 творческой деятельности по втрой младшей группе детского сада.

Апликация "светафор".Знакомство детей с работай светофора, назначение его сигналов.Закрепление знания цветов: красного, желтого, зеленогоЗакрепления знания фигур: прямоугольние, круг....

Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебный камень - магнит"

Дети вместе с педагогом проводят научные опыты с магнитом, выявляя его свойства и возможности....