Открытое занятие. "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дать представление детям об электричестве, электроэнергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_elektrichestvo.otkrytyy_urok_2018.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
"Волшебное электричество"
Цели:
- дать представление детям об электричестве, электроэнергии,
- знакомить с причиной появления статического электричества;
- учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
- расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
- закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
- развивать мыслительную активность, наблюдательность;
- воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Интеграция: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Материал: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага в форме бабочек, кусочки шерстяной ткани, мультимедийное оборудование,
Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка.
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами.
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Настрой на урок. « Доброе утро»
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- К нам в гости придет сказочная героиня. Отгадайте, кто она?
Она не боится работы,
Красива и очень мила.
Всё время в трудах и заботах
У мачехи злобной была.
Но крестная фея однажды
На бал ей попасть помогла.
Там принца она повстречала
Но туфельку там потеряла. (Золушка).
Читали мы с вами эту сказку? Шарль Перо ( Портрет)
- Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.
Не справиться золушке с тяжкой работой,
А на балу во дворце оказаться охота.
Никто не оценит стараний бедняжки!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Золушка хочет на бал.
- Поможем Золушке? Как помочь ей? Например: собрать пыль? помыть посуду?
Сварить?
-Что поможет золушке быстрее справиться с тяжелой работой?
Дети: наши помощники – электроприборы.
- Да, действительно, электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.
-Вот и тебе, Золушка, помогут электроприборы.
Мы сегодня отправимся в страну волшебных предметов. Согласны?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте отгадаем загадки про электроприборы?
В полотняной стране,
по реке-простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьёт,
Зато всё собьёт. (Миксер )
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)
Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон)
Шипит, как паровоз,
А красоту волосам дает всерьез. (Фен)
ПОКАЗ КАРТИНОК ДРУГИХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ,
Электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно. Их очень много, и служат нам они для разных дел.
2.Игра с мячом «Для чего это нужно?».
Давайте вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Утюгом – гладят бельё,
Миксером – взбивают крем
Феном – сушат волосы,
Лампой – освещают книгу,
Пылесосом – пылесосят ковры,
Вентилятором – охлаждают воздух,
В холодильнике – хранят продукты,
В микроволновке – разогревают еду,
В чайнике – кипятят воду,
На электроплите – готовят еду,
По телефону – звонят,
На магнитофоне – слушают музыку.
ИГРА про электроприборы. Человек не может жить без еды. Нам приходится готовить пищу.
«В чём изготовлено» - выбери правильную картинку
- В чём пекут хлеб? (Хлебопечка)
- В чём разогревают бутерброды? ( микроволновка)
- В чём кипятят чай? (чайник)
- В чём готовят кофе? (кофеварка)
- В чём готовят разную еду? ( мультиварка)
3. Рассказ воспитателя об электричестве.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Телевизоры, холодильники, чайники, магнитофоны, компьютеры, утюги, кондиционеры и др.
-Как же все эти приборы работают?
- Что нужно сделать чтоб они заработали? ( вставить вилку в разетку)
– А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться? без чего всё это не может работать?
– Что общего между всеми этими предметами?
(Они работают от электричества)
Сейчас я загадаю загадки. Отгадаем и вы надеюсь поймёте
и узнаем.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это …(электричество)
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается.
(Электричество)
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
(Электрический ток)
Итак, назовём тему урока. ( Вешаю на доску название ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)
Добавив слово ВОЛШЕБНОЕ.
Сегодня наша цель: познакомимся с электричеством, узнаем, как оно попадает к нам в дом, и какие правила нежно соблюдать при обращении с электроприборами.
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он поселился
И в розетке появился? (ТОК) (КАРТИНКА)
Электрический ток. - А откуда берется электричество? Как электрический ток приходит к нам в дом? (по проводам)
Электричество проделывает очень сложный и долгий путь от электростанций к нашим домам, поступая по линиям электропередачи. ( КАРТИНКА)
Приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу.
Электричество есть повсюду. Наша жизнь немыслима без него.
- Электричество вырабатывается на электростанциях (КАРТИНКА) электростанция. (можно повторить новое слово)
Электростанции - это большие сооружения, как небольшой городок. На электростанциях работает много двигателей, турбин и другой техники. Электростанции бывают разные: с помощью воды вырабатывается ток на гидроэлектростанции. (демонстрация слайда) Посмотрите какой огромный поток воды требуется, чтобы выработать электрический ток. Есть теплоэлектростанции. (слайд) А это атомная электростанция. (слайд) На солнечных электростанциях электрический ток получают с помощью больших солнечных батарей, похожих на зеркала. (слайд). При помощи ветра тоже получают электроэнергию. Подробно об этом вы узнаете в школе на уроках физики.
- Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество?
Молния – это такой мощный заряд электричества.
Молния - это электрический заряд, который образуется во время грозы, а также во время извержения вулканов, торнадо.
Для появления молнии необходимо, что бы в облаке образовалось электрическое поле, напряженность которого была 1 000 000 В/м - 0,1-0,2 МВ/м, для того чтоб в нем мог образоваться и поддерживаться электрический заряд. Пылинки, капли дождя, льдинки, гоняемые ветром в облаке, сталкиваются друг с другом. И благодаря трению частичек в облаке растет напряжение электрического поля. Когда напряжение доходит до критического значения, возникает электрический заряд, который стремится в облако или землю. Так и образуется молния.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь?
- А где еще есть электрический ток? (на железной дороге)
- С помощью чего движется поезд? (его приводит в движение электрический ток).
- В нашей школе тоже есть электричество.
-По каким предметам можно догадаться о наличии электричества?
Дети: розетки, выключатели, музыкальный центр, синтезатор, муз. детское пианино
- Сейчас электричество есть в каждом доме.
Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы.
А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку. Вот как нашей Золушке. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества и соответственно без электроприборов.
4. Игра "Что есть, что было"
«Найдите пары предметов»
Показываю картинку современного и прошу найти старинный предмет одного и того же назначения.
Дети на картинках видят современный электроприбор и называют, предмет, какой заменял его в прошлом.
Настольная лампа- свеча
Пылесос – веник
Электроплита – очаг (костер)
Стиральная машина- корыто
Музыкальный центр- шарманка.
Чайник-самовар
- Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества.
Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад.
5. Электрический свет.
ЗАГАДКА
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
-Из какого материала она сделана, где используется, для чего нужна?
-Чем освещалось человеческое жильё до появления электрического света?
ЗАЧИТАТЬ и показать КАРТИНКИ
-Давайте представим, что все лампочки исчезли, что тогда произойдёт? (Ответы детей.)
-Видите, какое огромное значение имеет простая лампочка в нашей жизни. Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным.
-А почему нужно выключать свет? (Надо экономить электроэнергию.)
Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы.
-Молодцы, все загадки разгадали.
6.Беседа о безопасном обращении с электричеством.
Воспитатель: Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.
- Золушка, электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята?
- А вы знаете правила, как обращаться, пользоваться с электроприборами?
-Надо знать, как вести себя при использовании бытовых приборов. Чтобы не потерять здоровье или жизнь, надо соблюдать определённые правила.
Их много. Почти 20 я насчитала самых главных. И мы на следующем уроке безопасности будем говорить про это. Вот только главные. (перечислить.)
Игра «Можно—нельзя».
Воспитатель читает предложения. Если дети согласны со сказанным, то говорят: «да-да-да». А если считают, что допущена ошибка — «нет-нет-нет».
-Нельзя прикасаться к электроприборам мокрыми руками.
-Можно вставлять в розетку различные предметы.
-Нельзя трогать оголённые провода.
-Можно пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.
-Можно оставлять включенные электроприборы без присмотра и т.д.
7.-Экспериментальная деятельность.
-А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.
1 опыт.
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену.
Дети пытаются это сделать.
- Почему это шарик висит, а остальные – нет?
Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать.
-Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.
Вывод: в волосах "живет" электричество.
2 опыт.
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы.
- Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам.
-Что вы видите?
-А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему?
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
3 опыт.
У меня в руках часы, но они не ходят, почему?
Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему?
Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.
- В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество? (в ноутбуке)
- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
-Посмотрите на Золушку. Какая она стала красивая, нарядная. Золушка благодарит нас за то, что при помощи электроприборов, она все успела сделать и попала на бал.
У нее прекрасное настроение.
8. Подведение итогов.
- С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством и электроприборами)
— Зачем нужна бытовая техника?
- Где "живет" электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество кончится?
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.)
Так давайте же, друзья,
Возьмемся очень дружно
Электричество беречь
И экономить нужно!
ОЦЕНИМ СЕБЯ . Нарисуй смайлик.
Если всё понял – улыбка. если недопонял, затруднился. – прямой ротик, если ничего не понял –грустный ротик.
Беседа о безопасном обращении с электричеством.
Воспитатель: Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.
Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята?
- А вы знаете правила, как обращаться, пользоваться с электроприборами?
-Надо знать, как вести себя при использовании бытовых приборов. Чтобы не потерять здоровье или жизнь, надо соблюдать определённые правила.
Дети рассказывают правила безопасного обращения с электроприборами с помощью картинок.
Воспитатель:
Дети, будьте бдительны!
Очень заняты ваши родители.
Помните о своей безопасности –
Вокруг не мало опасностей!
1.Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать! (картинка)
В розетку ни в коем случае нельзя втыкать посторонние предметы (особенно металлические)!!!
2. Ещё ни в коем случае нельзя лезть внутрь электроприборов, даже если они отключены от розетки!
3.Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!
Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.
4.Нельзя играться с утюгом,
Утюг бывает тоже злом!
Не приключиться чтоб беде,
Утюг нельзя включать тебе!!! (картинка)
5.Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!
Игра
У меня есть карточки- знаки (на красных кругах):
Х – НЕЛЬЗЯ САМОМУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
! – ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Давайте прикрепим их к соответствующим электроприборам.
Дети прикрепляют знаки.
Х – на миксер, электродуховку, утюг, микроволновую печь.
! – телевизор, компьютер, магнитофон.
6.Если не знать правила обращения с электроприборами, то недалеко и до пожара.
- Разве может случиться пожар?! Вы же не баловались спичками, ничего не поджигали. Но пожар может возникнуть.
Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
То пожар проводки сразу
В этой комнате получишь!!!
Может произойти короткое замыкание – одна из причин пожара.
Чтоб не случилась с тобою беда
Правила эти помни всегда!!!
7. Не заливай водой горящие электроприборы
8. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы!!!
9. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!!!
10. Не играй с розетками!!!
11.Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
12. Только исправные приборы можно включать в розетку.
13. Нельзя класть различные предметы на плиту, даже выключенную, потому что можно забыть про них когда включишь плиту.
14. Запомни хорошенько, ни в коем случае нельзя прикасаться руками к голым проводам, которые могут торчать сами по себе;
15. Не бросай ничего на провода и не играй вблизи проводов
16. Не лезь на электрообъекты!
17. Не пытайся самостоятельно ремонтировать электроприборы!
18. Не рыбачь под линиями электропередачи!
19. Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
Воспитатель: А теперь последнее и самое важное задание: "Обобщение"
Я буду задавать вопросы а вы должны по очереди каждая команда отвечать правила пользования электроприборами.
1. Какие приборы можно включать в розетку? (исправные)
2. Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (нет)
3. Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)
4.К чему может привести, если включить в одну розетку много электроприборов? (к пожару)
5. Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (нет)
6. Можно ли класть различные предметы на плиту, даже выключенную (нет, потому что можно забыть про них когда включишь плиту)
А еще мы хотим нарисовать электроприборы.
нарисуйте те электроприборы, которые у вас есть дома.
Дети рисуют электроприборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Развитие представлений детей о добре и зле....
Конкурсное открытое занятие "Волшебный мир радости"
Занятие по психологиис детьми старшего дошкольного возраста, направленно на создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников: эмоции радости, понимания и осознания широкого спектра ее пр...
Открытое занятие: «Волшебная страна Гимнастика»
Открытое занятие по ФИЗО в подготовительной группе...
Открытое занятие "Волшебная страна - Здоровье"
Открытое занятие для детей средней группы по З.О.Ж....
Открытое занятие "Волшебная водичка"
текстовый материал...
Открытое занятие «Волшебная палитра»
занятие педагога-психолога с детьми старшей возрастной группы...
Открытое занятие "Волшебная книга сказок"
Увлекательное путешествие в мир сказок. Где ребятам предстоит справиться со злыми чарами злого волшебника, выполнив задания....