Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Семья»
Используемые технологии:
здоровьесберегающая технология,
ТРИЗ технология,
личностно – ориентированная технология,
информационно – коммуникативная технология
Интеграция детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, речевая.
Цель: формирование понятия семья и семейные роли; развитие у детей способности любить; закрепление в сознании детей эталонов семейных отношений.
Задачи:
1. Познавательные:
• Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, трудятся, имеют общие интересы, сохраняют семейные традиции.
• Дать детям знания о важности роли каждого члена семьи.
• Учить высказывать свои суждения.
• Активизировать мыслительные процессы.
2. Речевые:
• Активизировать и обогащать словарь детей по теме семья.
• Формировать диалогическую речь детей.
• Побуждать детей использовать в речи распространённые предложения.
3. Социально – коммуникативные:
• Воспитывать у детей уважительное отношение к членам семьи, желание заботиться о своих близких.
• Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние близких людей.
4. Художественно – эстетические:
• Развивать самостоятельную творческую деятельность.
5. Физические:
• Развивать координацию речи с движением.
Предварительная работа:
• Беседы о семье с рассматриванием картинок.
• Чтение художественной литературы: «Три медведя» (русская народная сказка) «Хаврошечка» (русская народная сказка)
• Создание альбома фотографий «Моя семья»
• Развивающая игра «Семья. Наши родные: как их называть?»
• Развивающая игра «Мир эмоций»
Оборудование:
• Картинки по теме «Семья»
• Пальчиковый театр «Колпачки»
• Мяч
• Настольный театр «Три медведя» «Хаврошечка»
• Пиктограммы эмоций радости и грусти на каждого ребёнка
• Бумага и цветные карандаши по количеству детей
• Запись спокойной, нежной музыки для релаксации.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Молодцы, ребята. Я вижу, какие вы дружные и добрые.
-А какое у вас сейчас настроение?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Покажите мне пожалуйста своё настроение с помощью мимики.
Дети: показывают своё настроение.
-А у меня вот такое настроение. (воспитатель изображает грусть.)
-Как вы думаете, почему у меня такое настроение?
Дети: высказывают свои предположения.
- Мне грустно, потому что я никак не могу отгадать загадку. Вы поможете мне?
Дети: соглашаются.
- Тогда слушайте внимательно. (воспитатель загадывает загадку про семью.)
- «Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?» (Семья)
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли, и теперь у меня совсем другое настроение. Вот такое! (воспитатель изображает радость.)
- Ребята, а вы знаете, что такое семья?
Дети: высказывают свои суждения.)
- Посмотрите, пожалуйста, вот на эту семью. Давайте назовём всех членов этой семьи.
Дети: перечисляют членов семьи, изображённых на картинке.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с таким не простым заданием.
- А как можно одним словом назвать папу и маму?
Дети: Это – родители.
Воспитатель: Кто такие сын и дочь по отношению к родителям?
Дети: Это – дети.
Воспитатель: Кем будут являться дети для бабушки и дедушки?
Дети: Внуками.
Воспитатель: Подумайте и скажите, кто самый старший в этой семье?
Дети: Бабушка и дедушка.
Воспитатель: Кто же здесь самый младший?
Дети: Мальчик
Воспитатель: Как вы думаете – это дружная семья?
Дети: Дружная
Воспитатель: Как вы догадались, что эта семья дружная?
Дети: У них добрые лица, они улыбаются.
Воспитатель: Да, ребята, совершенно верно, по лицу человека можно много узнать: и какой человек, и какое у него настроение.
- Как вы думаете эта семья большая или маленькая?
Дети: Большая
Воспитатель: Сколько человек в этой семье?
Дети: считают и дают ответ
Воспитатель: Семьи бывают разные большие и маленькие: с дедушками и бабушками или без них, где много детей или только один ребёнок, или совсем без детей.
-А сейчас мы поиграем и немного посчитаем.
Пальчиковая гимнастика с использованием пальчикового театра «Колпачки»
Дети надевают на пальчики колпачки и встают врассыпную.
Дети соединяют и разъединяют одноимённые пальцы.
«Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!»
Воспитатель: Ой, я слышу какой – то шум. Кажется, кто – то спорит. (воспитатель прислушивается, подходит к столу, на котором стоит ширма)
- Кажется это от сюда шум идёт! (воспитатель убирает ширму, на столе персонажи настольного театра «Три медведя»)
- Посмотрите, ребята, герои какой сказки пришли к нам в гости?
Дети: Это три медведя.
Воспитатель: Как вы думаете из – за чего они поспорили?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Они спорят из – за того, кто в их семье главный.
- Как вы думаете, кто же в семье бывает главным?
Дети: Это папа.
Воспитатель: Что папа делает в семье?
Дети: Выполняет тяжёлую работу, ремонтирует то, что сломалось, заботится обо всех, защищает и др.)
Воспитатель: Какой папа?
Дети: Сильный, добрый, заботливый, строгий, смелый и др.
Воспитатель: Мама тоже главная. Она главная по хозяйству.
- Что делает мама?
Дети: Готовит, делает уборку, стирает и гладит бельё, заботится обо всех.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение о маме.
«Кто всегда со всеми ладит,
Шьёт, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чём не забывает,
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом 100 раз простит,
Когда болен ты – не спит.»
- Вот она какая – мама. Какими словами вы её назовёте?
Дети: Добрая, заботливая, нежная, трудолюбивая и др.
Воспитатель: Дедушка и бабушка тоже главные. Они старенькие. Они нуждаются в помощи. Их надо уважать и слушаться, так как они самые старшие в семье. Они мудрые, могут дать полезный совет, и они очень любят внуков.
- Как бабушка и дедушка проявляют заботу о внуках?
Дети: Гуляют с внуками, играют, читают книги, водят в кружки, в школу, в детский сад и забирают после занятий, бабушка вяжет носки, дедушка чинит игрушки.
Воспитатель: Дети в семье тоже главные. Они главные помощники в семье.
- Кому дети могут помогать в семье?
Дети: Они помогают родителям, бабушкам, дедушкам.
Воспитатель: Ребята, а вы помогаете своим родителям, бабушкам и дедушкам?
Дети: Помогаем.
Воспитатель: Сейчас я узнаю, как вы помогаете своей семье.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит начало предложения, ребёнок ловит мяч повторяет сказанное воспитателем и добавляет недостающее по смыслу слово.
Я умею игрушки… (убирать)
Я умею цветы… (поливать)
Я умею пол…. (подметать, мыть)
Я умею кровать…. (заправлять)
Я умею посуду …. (мыть)
Я умею бельё… (стирать)
Воспитатель: Ребята, так что мы можем сказать трём медведям, о том, кто же в семье главный?
Дети: В семье все важны, все главные.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сказали правильно и теперь в семье у трёх медведей воцарился мир и покой, они больше не будут спорить, кто главный.
- Ребята, я хочу вас попросить помочь одной бедной девочке – сиротке. Она живёт с мачехой и её тремя дочками. Они заставляют её много работать, и никто ей не помогает, кроме её коровушки – матушки. Догадались, как зовут эту девочку?
Дети: Это Хаврошечка.
Воспитатель: показывает детям Хаврошечку из настольного театра.
- Давайте поможем ей постирать бельё.
Дети: соглашаются.
Физминутка
Дети имитируют процесс стирки белья.
«Как мы будем помогать?
Будем мы носки стирать.
Как стирать? Да так стирать
Вот так, вот так будем их стирать.
Как мы будем помогать?
Будем их мы полоскать.
Вот так, вот так
Будем полоскать.
Как мы будем помогать?
Будем их мы отжимать.
Вот так, вот так будем отжимать.
А теперь как следует мы носки встряхнули,
Повесили сушиться и сели отдохнули.
Воспитатель: Молодцы, вы так быстро справились со стиркой и выручили бедную Хаврошечку.
- Ребята, какую семью можно назвать счастливой?
Дети: дают свои варианты ответов.
Воспитатель: В народе говорят: «Дружная семья не знает печали» «В семье согласно, так идет дело прекрасно».
- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Хорошо – плохо»
Дети: соглашаются.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель называет какое – либо действие члена семьи, дети с помощью пиктограмм показывают настроение.
Воспитатель: Какое выражение лица будет у вас, если ваша семья дружно идёт гулять.
- Какое лицо будет у мамы, если дочка помогла ей мыть посуду?
- Какое настроение будет у папы, если сын не вымыл руки перед едой?
- Какое лицо будет у бабушки, если внук накричал на неё?
- Какое настроение будет у родителей, если братик помог маленькой сестрёнке одеться.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы понимаете, что вызывает радость, а что грусть.
- Сегодня мы с вами говорили о том, что такое семья и какие в семье бывают отношения. Вы хорошо знаете сою семью. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда было счастье, любовь и радость.
- «Семья – это труд,
Друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, семью берегите!
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!»
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать свою семью. Дети берут карандаши, бумагу и садятся рисовать.
Воспитатель включает спокойную нежную музыку для релаксации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Семья»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Семья» ...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....
План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"
Задачи: 1. Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...
Конспект совместной непосредственно образовательной интегративной деятельности в старшей группе «Счет в пределах десяти. Измерение предмета»
Конспект занятия по математике в старшей группе...
«Изучаем свойства бумаги» (конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в старшей группе)
Формирование у детей представлений о бумаге, её свойствах....