Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_derevya.docx | 123.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»
Цель:
- уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
- развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».
Ход занятия.
I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Дети: Ежик!
Логопед: давайте поприветствуем ежика.
Это что же за комочек (сжимать кулаки)
Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)
На себе несёт комочек
(сжимать кулаки)
Два листочка и грибочек.(
разжимать пальцы в стороны)
Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.
Давайте попробуем угадать?
Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».
Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)
II. Основная часть.
Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).
Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.
Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)
Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.
Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)
Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)
Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.
Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)
Дуб – дубок, много дубов – много дубочков
Береза - ………………………………………..
Рябина - ………………………………………
Осина - ………………………………………
Сосна - ………………………………………
Ель - …………………………………………
Клен - ……………………………………….
Пень - ………………………………………..
Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)
Упал с дуба лист….(дубовый)
Упал с клена лист….(кленовый)
Упал с березы лист…(березовый)
Молодцы, прекрасный получился гербарий!
Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что когда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения
(Проводится массаж лица.)
Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.
Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев
Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание
И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание
Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)
Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».
Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».
Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)
Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)
Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?
(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.
4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок
Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая!
Круговые движения шариком по ладони.
На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!
Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!
Катать шарик по ладони вперед- назад.
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.
Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?
Дети: Да.
Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.
Дети составляют рассказ по схеме.
Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!
Вы – молодцы, отлично поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи: Формировать представление о семье.·...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».
Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Развивающая предметно – пространственная среда подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме "Сад. Фрукты".
Описание центров детской активности в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Лексическая тема недели "Сад.Фрукты"....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...
Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»
Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Транспорт»
В конспекте представлен материал, игры и упражнения по расширению, активизации словаря по теме: «Транспорт», совершенствованию фонематических процессов, навыков звуко-слогового...