Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в средней группе на тему : «Я – часть природы», Раздел «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Образовательная об
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вармахова Ирина Леонидовна

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в средней группе

на тему : «Я – часть природы»,

 Раздел  «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п. Урвань, дошкольный блок

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в средней группе

на тему : «Я – часть природы»,

 Раздел  «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Образовательная область и направление: экологическое воспитание.

Воспитатель первой квалификационной категории Вармахова И.Л.

Программное содержание:

Цель: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

  формирование у детей (от 1.5 до 3 лет) представлений о мире растений и животных, а также правильного и заботливого отношения к ним.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей представление и потребности в доброжелательном общении с окружающим. Формировать элементарные правила вежливости, представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать поступки. Способствовать углублению знаний детей о природном мире, растениях, диких животных и птиц. — Воспитывать интерес у детей к лесному миру и его обитателям, способствовать бережному отношению к животным и растениям.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

Прививать любовь к животным, бережное отношение к природе. Формировать навыки поведения в лесу.

Оборудование: муляжи деревьев, животных, макет дерева, вырезанные листочки.

Демонстрационный материал: презентация «Я — часть природы», комнатное растение, лейка с водой, лопатка. Раздаточный материал: рисунки грибов и ягод, рисунки-раскраски с животными, мелки и карандаши.

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. ( Дети здороваются.)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас на улице? (осень)

- По каким признакам вы определили время года? (стало холодно, идут частые дожди, птицы улетают в теплые края, листопад люди одеваются тепло, дует холодный ветер.)

Листья пожелтели,
Птицы улетели,
Дни короче стали,
Ночи всё длиннее,
Солнышко всё реже,
Дождик льёт и льёт
Значит – это осень,
В гости к нам идёт.
Незаметно промелькнуло красное лето. Наступила красавица осень. Взмахнула широкими рукавами и зелёные листочки стали жёлтыми, багровыми, красными.

Осень - красивое время года, когда листья деревьев окрашиваются в золотистые цвета, лес покрывается в багряные, красные, желтые и коричневые краски. Солнышко стало реже появляться на небе, пасмурно, дождливо. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Это явления называется листопад.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель. Ребята, Вы знакомы со словом природа? А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

- Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)

- Растения, животные, птицы—они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель—размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель—роста (цыпленок—курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

 Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое»

Физкультминутка.

Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

- Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

- Почему не живое? ( не размножается, не дышит, не двигается.

- А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

- Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки.

- Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.

- Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А теперь посмотрим, как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.

- Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

- Видите, человеку для роста и развития нужны то же самое что животным и растениям (Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.)

 Поэтому я и вы и все люди являются частью природы!

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в небольшое, но очень удивительное путешествие, как вы думаете куда? Дам вам подсказку, сейчас я загадаю загадку, а вы догадайтесь: «Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки. Высоченны — до небес! Называют его …».

Дети: Лес!

Воспитатель. Правильно, лес.

Воспитатель:  Но прежде чем отправиться в лес мы начнем свое наблюдение  в группе. Подходит к столу с цветком для демонстрации ухода за ним для детей. А знаете ли вы что деревья, это источник кислорода, то, за счет чего мы дышим, а следовательно, нам нужно бережно относиться к деревьям и растениям. Дети: Комнатные растения, цветы.Цветы любят солнце не меньше нас, поэтому для их роста необходим солнечный свет и чистый воздух. Также цветы любят пить воду, поэтому мы должны поливать цветочки и рыхлить землю для правильного и быстрого роста

Воспитатель: Цветы и растения растут не только у нас на подоконнике, но и в лесу. Сейчас мы закроем глаза, произнесем волшебные слова и мы с вами очутимся в волшебном лесу. Воспитатель:  Мы очутились  с вами в прекрасном  мире природы. Это то, что окружает нас вокруг, то, что радует наш глаз и вдохновляет, то, о чем пишут многие писатели. - Дети, полюбуйтесь красотой осеннего леса. Послушайте звук осени (играет музыка).

- Давайте подышим чистым лесным воздухом, какой свежий воздух, правда, ребята? Посмотрите, какой лес. Листочки на деревьях стали желтеть и опадать. Потому что осень ранняя

 Воспитатель: Лес, это дом для многих животных, он богат деревьями, растениями и птицами. Лес угощает нас ягодами, орехами и грибами (показываем на картинке и рассказываем).

Воспитатель:. Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц, как настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и цвет другой, легче прятаться от хищников.
Заяц был серым, станет белым. Поздней осенью зайцу приходится туго, шкурка серая, а осенью первый снег в некоторых местах уже появляется, никуда зайцу не спрятаться ни от хищников, ни от охотников.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/18268_f07eb94342191c302140f84b01e2923a.jpg.jpg

Белка рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась к зиме. Собирала трудяга ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих кладовках. Если никто из животных не разорит их, хватит белке на всю долгую зиму.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/18268_fc7c6835c5e4f7f35a129b4049ee0099.jpg.jpg

Кто это бежит, шуршит листьями шур – шур – шур? А.. так это ёжик, бежит, спешит, готовится к зиме. Ёжик – хищник питается мелкими насекомыми, реже растительностью. Бежит по лесной дорожке, разыскивают пищу: берегись лесная живность! Старается ёжик нагулять перед зимой как можно больше «жирка». Для своей норки ёжик роет ямку в земле, натаскивает туда травы, листьев. Зимой ёжик впадает в спячку до весны.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/18268_fe2f8b5ecdd4918980be48228e9d83c6.jpg.jpg

Спит зимой и «хозяин леса» медведь, а летом и осенью мишка, нагуливает «жир». Медведь животное всеядное, любит Топтыгин и ягоды, и корни деревьев, знатный рыбак, ох, как он любит рыбкой полакомиться.

А вот под кустиком я нашла и подарки от лесных зверюшек. Посмотрите, что это? (Раскраски животных). Мы их заберем с собой в детский сад.
Лягушки, змеи, ящерицы, жабы тоже впадают в спячку.
Не стало видно и насекомых, спрятались кто под кору деревьев, а кто в землю.

Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые края.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/18268_0b1126e09c62a2e2e201264002bd76ce.jpg.jpg

Picture background

Воспитатель обращает внимание детей на лошадку. Ребята, посмотрите, кто это стоит? (Лошадка). Что здесь делает лошадка. А, мне лошадка говорит, что на полянке есть и другие животные. Пойдемте, посмотрим. Как много их. Кто это? Кого вы узнали? Что- то я не пойму как они очутились в волшебном лесу? Где должны жить домашние животные? Давайте поможем им найти свои домики.

Мы помогли животным найти свои домики. В лесу домашним животным гулять нельзя, а какие еще правила вы знаете? (тихо, не кричать в лесу, не ломать кустики, птичьи гнезда, муравейники, не бросать мусор, не рвать цветы.) Молодцы все правила вы знаете.

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Возьмемся за руки, закроем глазки. Вот мы и пришли из сказочного леса опять в детский сад.

Задание: А теперь давайте  соберем нашу собственную корзинку *на полу лежат рисунки грибов и ягод, детишки собирают  грибы и ягоды*

 Ребята, что вам понравилось?  Кто приходил к нам в гости? Что мы делали с ним вместе? Вы все молодцы, ребята. Очень важно бережно относиться к природе, к птицам и животным и растениям. Да, ребята. Я желаю вам, чтобы всегда над вами светило теплое солнышко, согревало вас, и вы выросли хорошими, добрыми ребятками.

Ребята у нас осталось еще одно задание. Посмотрите, под этим зеленым покрывалом что-то спрятано .Я сейчас его сниму. Ой ребята что это?.(Это глобус. Планета Земля.) Ребята ,мне кажется, что она грустная, одинокая. Давайте заселим ее питомцами. Дети заселяют планету птицами, животными ,растениями,

Звучит красивая мелодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира в подготовительной группе для детей 6-7 лет. Тема «Знакомство с городом»

Материал занятия поможет детям закрепить знания о различиях города и деревни, городских зданиях. Познакомит с видами города Санкт-Петербург....