Проект для детей старшей группы «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта:
- развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;
- обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
Развитие поисковой деятельности ребенка:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- систематизация знаний о свойствах воздуха;
- совершенствование уровня накопленных практических навыков:
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
- активизировать речь ребенка;
- учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe_vozduh.docx | 459.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»
Чтобы каждый ребенок мог сказать себе «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
1 часть. Актуальность проекта:
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы расширить знания детей о воздухе и разработала проект «Воздух-фокусник».
2 часть. Определение предмета исследования.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мир.
3 часть. Формулировка проблемы.
С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.
Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
Как, используя свойства воздуха, показать фокусы?
Цель проекта:
- развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;
- обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
Развитие поисковой деятельности ребенка:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- систематизация знаний о свойствах воздуха;
- совершенствование уровня накопленных практических навыков:
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
- активизировать речь ребенка;
- учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем.
Предварительная работа:
- свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями;
- знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах;
- знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников;
- использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;
- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
- наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
- воскресная прогулка с родителями в парк, на берег реки;
- занятия по познавательному развитию, изодеятельности.
Задачи проекта:
- Провести цикл опытов и экспериментов по теме «Свойства воздуха»
- Организовать выставку детских рисунков
- Ознакомить детей с литературными и музыкальными произведениями по тематике
- Разработать анкеты для родителей по теме «Воздух в вашей квартире»
- Изготовить совместными усилиями детей и педагогов поделки для «Музея воздуха»
- Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Свойства воздуха»
Участники проекта: дети, воспитатели.
Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
На первом этапе реализации проекта, обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников, мы можем получить информацию о воздухе?
II этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
- беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты;
- игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
- экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
- решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
- проявление действий в воздухе в природе тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»);
Поэтапное решение проблемной ситуации:
1. Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.
III этап – итоговый
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Практическая значимость проекта: для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме; для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведѐнной совместно с детьми деятельности по проекту были: - опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»; - подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...
Конспект игрового занятия для детей старшей группы Квест-игра «Мы фокусники и волшебники»
Конспект игрового занятия для детей старшей группыКвест-игра «Мы фокусники и волшебники»...
Проект для детей старшей группы «Воздух - невидимка»
Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и р...
Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»
Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58 Краткосрочный проект для детей с...
Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»
Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58 Краткосрочный проект для детей старшей...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"
Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"...
Проект по STEM-образованию в старшей группе «Маленькие исследователи».
Проект по STEM-образованию в старшей группе«Маленькие исследователи»....