конспект организованно образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Калимуллина Гульназ Венировна

конспект занятия для подготовительной к школе группы на тему: " Свойства воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_svoystva_vozduha.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управления Образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

тема: «Воздух и его свойства»

возрастная группа: подготовительная к школе

                                                          Выполнил:  воспитатель

                                                 Калимуллина Г.В.                                                                              

                                                                    имеющаяся категория: первая                                                      

                                                                             стаж в данной должности: 7 лет

Туймазы 2019

Цель. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов.

Задачи

образовательные:

способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; 

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие:

развивать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности;

развивать логическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

воспитывать  навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая.

Интеграция областей: речевое развитие — овладение речью как средством общения, развитие всех компонентов устной речи.

Словарная работа: кляксография.

Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке; дидактические игры «Воздух, земля и вода», цикл «Экологические игры на свежее воздухе».

Средства реализации: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, поздороваемся друг с другом.

Игра на общение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Мне сегодня на почту пришло видеобращение, послушайте.

На экране профессор Чудаков из м/ф «Фиксики».

«Дорогие ребята, со мной опять приключилась беда из-за моей невнимательности. Мне на голову упал горшок с цветком, и я забыл все свойства воздуха, а вечером мне нужно выступать с докладом. Помогите мне, пожалуйста, ребята».

Воспитатель: Ребята, поможем?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Чтобы помочь профессору Чудакову, я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:  Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся).

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.

Дети: (Ответы)

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Дети: (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель:  Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети: (ответы) .

Воспитатель: А давайте проверим!

Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку.

Дети: Она не тонет.

Воспитатель: Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: воздух

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка.

Воздух-невидимка,                руки вверху вправо-влево
Выходи гулять!                «зовут»
Воздух-невидимка,                руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать?              Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу,      бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду!    Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте
Самого полезного воздуха найду!            Руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду,       тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду!     «фонарики»

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

Дети: Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?

Дети: (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: Посмотрите, а в них что-нибудь есть?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

Дети: ………..

Действительно, пахнет апельсином.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Дети:…………..

Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке?

Дети:…………..

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному?

Дети:…………..

Воспиатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Дети:…………..

Воспитатель: техника рисования воздухом называется кляксография.

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

(показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

(Дети пробуют рисовать)

На экране появляется профессор Чудаков: «Ну что, ребята, выяснили какие свойства воздуха».

Воспитатель: Дети, расскажите профессору Чудакову всё, что узнали сегодня о воздухе.

Профессор Чудаков благодарит детей: «Спасибо, ребята. Я сегодня успешно выступлю с докладом. А еще расскажу своим коллегам о технике «кляксография».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...