Конспект НОД «Весеннее путешествие» в логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру

Моисеева Светлана Александровна

Расширить и уточнить представления о о характерных признаках весны.  Учить различать хвойные и лиственные деревья. Закрепить знания детей о животных, птицах и цветах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Весеннее путешествие» в логопедической группе

Цели. Расширить и уточнить представления о о характерных признаках весны.  Учить различать хвойные и лиственные деревья. Закрепить знания детей о животных, птицах и цветах.

Обогащать словарный запас, развивать речь. Совершенствовать умение выразительно читать стихи. Активизировать внимание и память детей, умение сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Воспитывать радостное, заботливое отношение к пробудившейся природе.

Материалы к занятию: карточки с изображением деревьев, животных, цветов; мнемотаблица, солнышко на палочке.

Предварительная работа: экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций о весне, лесе, разучивание стихов о весне.

Ход НОД:

Воспитатель:

Утром светлым, утром ранним,

Утром свежим и румяным

Птицы весело поют,

Люди добрые встают.

С добрым, добрым утром!

Деревце росу стряхнуло

И в окошко заглянуло,

Будто просит дать ответ:

Ты проснулся или нет?

С добрым, добрым утром!

Дети повторяют вместе с воспитателем слова «С добрым, добрым утром». В первый раз они чуть разворачиваются друг к другу и делают приглашающий жест руками. Во второй раз делается жест руками снизу вверх, словно дети собираются подкинуть «доброе утро в воздух», в сторону воспитателя.

Воспитатель «выводит» Солнышко.

Воспитатель:

Солнце поднимается,

День начинается.

Новый, погожий,

Светлый, хороший.

Солнышко:

– Добрый день!  – тебе сказали.

Дети:

– Добрый день!  – ответил ты.

Воспитатель и дети:

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

На две последние строки дети берутся за руки и раскачивают их вперед-назад.

Воспитатель: Есть в ладошках теплота?

Дети (хлопая в ладоши): Да!

Воспитатель: Значит, будем заниматься?

Дети (хлопая в ладоши): Да! Да! Да!

Воспитатель: Скажите мне, ребята, какое время года наступило?

Назовите весенние месяцы.

Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей). Давайте вспомним стихотворение С.Маршака о весне. В этом нам поможет таблица

(дети с использованием мнемотаблицы читают стихотворение С. Маршака «Апрель»).

Воспитатель. Ребята, как называется край,  где мы с вами живём? Чем славится наш край? (своей красивой природой)

А что такое – природа? (Это растения, животные, лес)

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

Л. Дайнеко.

Посмотрите на карту Какого цвета?  Зеленый цвет означает леса. Богатство нашей республики – это леса. Хотите отправиться в весенний лес? Тогда все приготовились, мы с вами отправляемся в путь.

Выполняются двигательные упражнения «В путь»

В лес весенний мы шагаем, (Идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем.

Потопают ножки

По прямой дорожке.(Шагают на всей стопе.)

Поставим руки на бочок

И по тропинке – скок-поскок.(Делают поскоки)

Скакали, скакали

И встали. Стоп! (Останавливаются)

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки.(Идут на носках)

Друг за дружкой побежали

И нисколько не устали.(Бегут на носках)

И опять шагаем,

Ножки поднимаем.(Идут маршевым шагом)

Воспитатель. Как быстро мы с вами добрались до леса. Посмотрите как здесь хорошо. Как легко дышится в лесу. Давайте мы с вами подышим  лесным воздухом (дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое лес?(ответы детей). Вот сегодня обо всем этом мы с вами поговорим.

Мы с вами знаем много деревьев. Вот посмотрите на картинки и назовите эти деревья. (Ответы детей.) Какие они? (Лиственные.) Почему? (Ответы детей.) Какие еще лиственные деревья вы знаете? (Ответы детей.)

На Земле растут и другие деревья, у которых листьев нет. Послушайте загадки и  догадайтесь, как они называются?

Ее в лесу всегда найдешь.

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

         Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена. (Сосна)

         Вроде сосен, вроде елок,

А зимою – без иголок. (Лиственница)

Какие это деревья? (Хвойные.) Почему? (Ответы детей.) Скажите мне, как называются леса, где растут только лиственные деревья? Только хвойные? Леса, где растут и лиственные, и хвойные деревья?

Молодцы! Леса бывают разные. Смешанные, лиственные и хвойные.

Это зависит от деревьев, которые там растут.

Вот здесь у меня картинки с изображением деревьев - распределите деревья по видам.

Дидактическое упражнение «Какой лес?»

Воспитатель. Молодцы! Давайте превратимся в деревья и покажем, какие они красивые.

Стихотворения с движениями «Станем мы деревьями» Е.А.Алябьевой

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

(ноги расставляем на ширину плеч, руки на поясе)

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(раздвигаем ноги шире)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали.

(сжимаем кулак и ставим над другим кулаком)

Из глубин далеких

(наклоняемся)

Воду доставали.

(складываем ладони горстью, разгибаем)

Тело наше – ствол могучий,

(раскрытыми ладонями проводим вдоль тела сверху вниз)

Он чуть-чуть качается

(покачиваемся из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой

(изображаем ладонями крышу дома, направленную острым концом вверх)

В небо упирается.

(поднимаем соединенные руки вверх)

Наши руки – это ветви,

(руки поднимаем вверх, раскрытые ладони и пальцы направляем от себя)

Крону вместе образуют.

(соединяем пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно,

(покачиваем головой)

Когда ветры сильно дуют.

(покачиваем поднятыми руками)

Пальцы веточками будут,

(шевелим пальцами)

Листья закрывают их.

(шевелим пальцами, прикрываем одну ладонь другой, что означает смену времен года)

Как придет за летом осень,

Разлетятся листья вмиг.

(поднимаем вверх правую, затем левую руку и разводим в стороны)

Воспитатель: Леса – это дом для птиц,  зверей и насекомых, в лесу они находят себе пищу и укрытие, растят свое потомство. Давайте вспомним птиц, прилетающих к нам весной. Как мы их называем?  Как называются птиц, которые остаются зимовать! Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»

Скворец, сорока, ворона, снегирь;

Кукушка, журавль, дятел, грач;

Клест, воробей, синица, лебедь;

Ласточка, галка, жаворонок, соловей.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Лесные жители оставили волшебную коробочку. интересно что там… картинки. Пойдемте, на полянку присядем.

 Воспитатель. Звери решили с вами поиграть в игру «Один - много». Я достану картинку с изображением животных, а вы называете их в единственном и множественном числе.

 Воспитатель. У всех животных есть детеныши. Давайте мы их вспомним.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок.

(Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А этот спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок

(Вращать большим пальцем)

Воспитатель. В весеннем лесу, как только растаял снег, появились цветы (показ картин с изображением цветов).

 Как называются цветы, которые расцветают самыми первыми? (первоцветы)

 Какие первоцветы вы знаете? (подснежник, прострел, мать-и-мачеха)

 Почему подснежник получил такое название? (Он появляется, как только сойдёт снег.)

Воспитатель. Давайте соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, воспитатель следит за правильностью вдоха и выдоха).

Воспитатель. Ребята, можно рвать цветы? Почему? (ответы детей)

                 Если я сорву цветок,

                 Если ты сорвешь цветок,

                 Если все: и я, и ты,

                 Если мы сорвем цветы –

                 Опустеют все поляны

                 И не будет красоты.

Ребята, как хорошо в лесу! «Рощи да леса – родного края краса. Растение – земли украшение» - такими красивыми словами русский народ говорит о любви к природе. Давайте, ребята, всегда помнить, что красота земли зависит от того, как человек будет беречь природу.

Нам пора вернуться в детский сад. Давайте мы с вами скажем волшебные слова: Вокруг себя повернись,

           В детском саду окажись.

Мы с вами уже в нашей группе. Вы  сегодня - молодцы!

Библиографический список.

1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Москва, Веко, 2008г.

2. Елжова Н.В. «Практикум для воспитателей ДОУ», Ростов- на- Дону, 2011г.

3. Зверева – Андреевская У.Г. и др. «Окружающий мир», Ювента, 2006г.

4. Кузьменкова Е.М. «Как играть в стихи» Москва, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Путешествие в весенний лес"

Основной целью является обобщение знаний и представлений детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период,об изменениях, происходящих в природе весной, решаются задачи по развитию всех сторон ...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по теме " Весенняя полянка"

Конспект открытого логопедического занятия по теме: " Весенняя полянка"...

Конспект НОД «Весеннее путешествие» в логопедической группе

Конспект направлен на расширение представлений к природе родного края, о характерных признаках весны. Закрепить знания детей о животных, птицах и цветах....

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда Тема: «Весеннее путешествие» в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопедаТема: «Весеннее путешествие»в подготовительной группе для детей с ФФНР...

План-Конспект занятия «Весеннее путешествие» подготовительная группа

Занятие с использованием икт разработано для детей подготовительной группы....

Конспект занятия с детьми поготовительной логопедической группы "Весеннее путешествие"

Тема: "Весеннее путешествие"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУд/с №65 Выборгского района г.Санкт-Петербурга Белоусова Е.А.Цель: уточнить и расширить знания детей по лексической теме:"Ве...

Конспект по ИЗО в старшей логопедической группе на тему: «Весенний первоцвет-подснежник»

Цель: ознакомление детей с весенними первоцветами, рисование подснежников.-Обучающие задачи:1. Обобщить знания детей о весенних признаках, познакомить детей с первоцветами, познакомить детей с легендо...