Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда Тема: «Весеннее путешествие» в подготовительной группе для детей с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект
открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда
Тема: «Весеннее путешествие»
в подготовительной группе для детей с ФФНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Машенька»
Конспект
открытой интегрированной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда
Тема: «Весеннее путешествие»
в подготовительной группе для детей с ФФНР
Составили и провели:
педагог-психолог
Гришина Л.М.
учитель - логопед
Литвинова М.Л.
поселок Володарского 2018
Цель: развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, тактильного ощущения и творческих способностей через уточнение и расширение представлений о предметах и признаках весны.
Программное содержание:
- коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить представление детей о признаках весны;
- расширить и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- продолжать учить детей отвечать предложением;
- формировать учебные навыки;
2) коррекционно-развивающие задачи:
- развивать логическое мышление,
- развивать у детей мыслительные процессы;
- развивать зрительную и опосредованную память;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать тактильное восприятие;
- совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать диафрагмальное дыхание,
- развивать творческие способности,
- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;
3) коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
- -воспитание стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы:
- практические
- наглядные
- словесные
- игровые
Оборудование: видеопроектор; солнышко, тучки, подснежник, краски; стаканчики с водой; плакаты: Зима; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского «Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; баннер «Весна»; воздушный шар наполненный гелием; письмо; мягкая игрушка «Солнышко», сухой душ, бумажная бабочка на нитке, наклейки, разрезные картинки, картинки птиц с пластилином по контуру, фасоль, скрепки, трафареты, простые карандаши.
Предварительная работа: работа над эмоциональной выразительностью голоса и диафрагмальным дыханием; заучивание стихотворения «Здравствуйте»; проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.
Место и дата проведения: музыкальный зал МБДОУ д/с №16 «Машенька», 23.03.2018г.
Ход образовательной деятельности
1. Ритуал начала занятия
«Здравствуйте!»
Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия
Психолог: - Дети, к нам сегодня пришли очень уважаемые гости. Давайте подарим гостям самую тёплую и самую нежную улыбку. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по сказочному лесу. Но для начала, я предлагаю нам поздороваться.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
3. Упражнение «Письмо»
Создание проблемной ситуации; развитие внимания, мышления и речи.
В зал, где находятся дети, залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.
Логопед: - Дети, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой – то конверт, на нём ничего не написано.
Психолог: - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь лежат разрезанная картинка и письмо.
Психолог: - Давайте мы сейчас соберём, и тогда мы узнаем от кого оно.
( Дети собирают картинку, в результате получилось изображение красивой девушки).
Логопед: - Дети, кто это такая? ( Ответы детей – Весна)
Психолог: - Всё ясно, значит, письмо нам прислала Весна. Теперь сможем его с вами прочесть. (Читают письмо). Слайд 1. Письмо.
Здравствуйте дорогие дети!
Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. Заранее спасибо, ваша Весна.
4. Самомассаж
«Солнечный лучик»
Оптимизация мышечного тонуса; развитие эмоционально-выразительных движений.
Логопед: - Ну, что дети, готовы помочь Весне? Для начала выполним упражнение, “Солнышко” которое поможет нам согреться в зимнюю стужу.
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам).
- Теперь можно отправляться в путь! Все готовы?
Дети: - Да, готовы.
Психолог: - Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес.
– Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Дети видят вокруг себя «заколдованный» лес в виде зимней картины и «снега» на полу.)
Психолог: - Дети, мы попали с вами на лесную полянку. Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу?
Дети: - Зима.
Психолог: - А кто должен прийти после Зимы?
Дети: - Весна.
Психолог: - Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.
Задание 1. Дидактическая игра« Времена года».
Развитие зрительного внимания, логического мышления и речи.
Психолог: - Зима спрятала Весну среди других времён года, давайте отыщем её. Перечислите времена года, начиная с зимы. Слайд 2. «Времена года»
( Дети выполняют задание).
Психолог: - Чтобы Весна смогла прийти к нам, необходимо выполнить следующее задание. Нам необходимо перечислить признаки Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.
Задание 2. « Отгадай загадки».
Развитие слухового внимания, образного мышления и речи.
- Доброе хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце) – это 1 признак весны. Слайд 3. «Солнце».
- Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк) – это 2 признак весны. Слайд 4. «Ручеек».
- На ветках плотные комочки
Вниз дремлют клейкие листочки. (Почки) – это 3 признак весны. Слайд 4. «Почки».
Логопед: - Какие вы еще знаете признаки весны?
Дети отвечают.
Задание 3. «Почки, листочки, цветочки».
Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.
Психолог: - Сейчас поиграем в интересную игру «Почки, листочки, цветочки». Необходимо при слове «почки», показать кулачки, когда произносится слово «листочки» - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово «цветочки» - должны растопырить пальцы. Вы будете правильно показывать, а я вас буду путать (психолог тоже выполняет задание вместе с детьми и иногда показывает неправильное действие).
Психолог: - Дети, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. (В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса»)
Задание 4. «Наложенные контуры»
Развитие внимания, восприятия и речи.
Логопед: - А вы слышите, кто прилетел из теплых стран? (Звучат голоса птиц). - Какие же птицы прилетают из теплых стран? Узнаете этих птиц? Слайд 5. «Наложенные контуры птиц».
Логопед: - По контуру обведите и птицу назовите. ( Дети по очереди выходят и по контуру обводят указкой птицу, которую узнали.)
Задание 5. «Будь старателен»
Развитие внимания, мышления, мелкой моторики и речи.
Психолог: - Молодцы дети, всех птиц узнали и правильно назвали. А теперь у каждого будет свое интересное задание. (Психолог называет имена детей и задания, которые они выполняют сидя за столами.)
Логопед: - Тимофей, какую птицу ты собрал из нескольких частей? (Ответ ребенка).
- Динара, без чего была нарисована птица? (Ответ ребенка).
- Ваня, какую птицу ты заштриховывал?
Задание 4. «Будь внимателен»
Стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.
Психолог: - О признаках весны расскажите и с помощью движений изобразите». Психолог просит детей вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений признаки весны. Затем включается музыка, дети движутся по кругу. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Просыпается медведь!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.
Проигрываем приметы весны:
1. Ярко светит солнышко: дети становятся солнышками, руки – «лучики» - расставляем в стороны, шевелим пальчиками.
2. «Бегут ручьи» - бегаем по комнате.
3. «Снеговики тают» - «таем» - из положения стоя постепенно приседаем вниз и в конце ложимся на пол.
4. Прилетают птицы - бежим по комнате, изображаем птиц, машем крыльями.
5. Просыпается медведь - выполняем инсценировку медведь проснулся (и. п. - лежим калачиком, постепенно "просыпаемся", подтягиваемся, встаем, ходим, как мишки косолапые).
Задание 5. «Скажи наоборот»
Развитие лексико-грамматической структуры речи, развитие связной речи.
Логопед: - Дети, чем же отличается Зима от Весны? Давайте расскажем об этом в упражнении « Скажи наоборот»
Слайд 6. «Скажи наоборот» (картинки к словам).
Зимой снег чистый, а весной … (грязный). Зимой дни холодные, а весной … (тёплые). Зимой погода часто пасмурная, а весной … (ясная). Зимой лёд на реке толстый, а весной … (тонкий). Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое). Зимой сосульки длинные, а весной (короткие).
Задание 5. Игра «Цветочек вырастай»
Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания.
Психолог: Психолог предлагает детям помочь посадить цветы.
Дети встают в круг (звучит музыка).
Психолог: - Сначала цветочек спит в земле (дети садятся на корточки и закрывают глаза).
- Припекает солнышко и цветочек просыпается (психолог мягкой игрушкой «Солнышко» касается каждого ребенка, дети открывают глаза).
- Прошел первый дождь, и цветочек стал расти, расправлять свои листочки (психолог касается детей сухим дождем, дети потихоньку встают и потягиваются.)
- Подул ветерок, и цветочки закачались. (Дети дуют друг на друга и раскачиваются.)
- Прилетела бабочка и села на цветочек. (Бабочка садится на ладошки детей.)
Психолог: - Вы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости.
(В этот момент звучит музыка заходит весна)
Весна: Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Я – Весна – Красна,
Бужу землю ото сна.
Весна: - Ребята я наблюдала за вами все путешествие, и мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и что вы столько знаете о весеннем лесе. Вы все молодцы, и за это я приготовила для вас сюрприз! (Показывает угощение).
Весна. - Хорошо у вас, тепло, весело, спасибо вам большое за чудесную капель, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания ребята!
(Уход Весны)
5. Рефлексия.
Консолидация полученного опыта на занятии; развитие саморегуляции; снятие психофизического напряжения.
Психолог: - Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.
- Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Психолог: - Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это Весна благодарит вас за то, что вы ей помогли победить холод.
6. Ритуал окончания занятия
Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия; завершение, подведение итогов.
Психолог: - Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто погулял,
Оглянитесь, повернитесь
В группе вместе очутитесь!
Психолог: - Ну, вот мы и вернулись в детский сад. На этом наше путешествие подошло концу. Вам понравилось наше путешествие. Если «да» то давайте приклеим к нашему солнышку лучик на один мольберт, а если «нет» то на другой мольберт мы приклеим к тучке капельки. (Два мольберта на одном приклеено солнышко без лучиков, а на втором тучка без капелек).
(Дети прикрепляют выбранный предмет)
Психолог: - Спасибо, вам ребята за увлекательное путешествие. А вас, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание друг другу: «До свидания!». Дети уходят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по аппликации Тема: «Белые грибы» . План-конспект НОД в средней группе по аппликации на тему: «Овощи и фрукты »
Использование нетрадиционных средств в занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности на тему "Путешествие сказку"
Конспект интегрированной образовательной деятельности. способствует формированию интереса у детей к устному народному творчеству. стимулирует активную речь детей. У детей будут закрепляться зна...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в мир часов».
Знакомство детей подготовительной группы с историей часов....
КОНСПЕКТ открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Муха - цокотуха» в младшей группе
Конспект по позновательному развитию по ФЭМП на тему: "Муха - цокотуха"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Весеннее путешествие» (подготовительная группа)
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Весеннее путешествие»(подготовительная группа)Сценарий интегрированной образовательно...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ФЭМП) на тему :" Три медведя" в младшей группе
Ход занятия:Педагог: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте посмотрим на них, помашем и скажем…..Дети: Здравствуйте.Ой, а кто это у нас там спрятался и грустит?Дети: Мишука!Педагог: да, я то...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ технологий во второй младшей группе «В гостях у трех медведей»
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ технологий во второй младшей группе «В гостях у трех медведей»...