"Играя, изучаем природу"
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тронина Анастасия Андреевна

"Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то,что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума." 
В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igraya_izuchaem_prirodu.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя, изучаем природу»

     В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.

     Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

     Наиболее приятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть одной экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

    Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению педагогов и психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

     Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя таким образом уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний к расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных в экосистеме, приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями в живой и неживой природе.

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

     В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В работе по исследованию игр экологического содержания, мы взяли за основу игры, описанные натуралистом исследователем Д.Б. Корнеллом, которые целесообразно проводить с подгруппами детей.

  1. Угадай, какой ты зверь.

Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить квалифицировать животных.

Материал: картинки с изображением животных.

Игровое действие: отгадать какое животное изображено на картинке.

Игровое правило: отвечать на вопросы , которые помогают ребёнку выяснить «какой он зверь», только «да» или «нет». Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб, растений.

  1. Хищник – добыча.

Цель: упражнять детей в установлении связей «хищник-добыча».

Игровое действие: «хищники» ловят «добычу».

Игровое правило: пойманным считается только то «животное», которым питается выбранный «хищник-водящий».  Начинается игра по сигналу воспитателя.

Ход игры: воспитатель выбирает двух детей и предлагает каждому назвать любое животное. Остальным участникам раздаёт картинки с изображением разных животных. По сигналу воспитателя «хищник» ловит «добычу»: лиса-зайца, суслика, ежа, мышь.

  1. Пищевые цепочки.

Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы, подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

Оборудование: несколько верёвочек.

Игровое действие: поиск органически связанных элементов экосистемы.

Игровое правило: звеном цепочки с определённым названием становится ребёнок, который первым правильно назвал объект природы.

Ход игры: воспитатель предлагает  отгадать загадку про любое дерево , например: «Ну и платье! Сплошь иголки. Носят это платье?..» (Ёлки). Кто первым отгадал название дерева, тому присваивается имя этого дерева и даётся в руки конец верёвочки. задавая вопросы, воспитатель выясняет как это дерево связано с другими объектами в природе (на ели находят пропитание клёст, белка, гусеница, короед). Детям, назвавшим их, присваиваются их имена и даётся в руки другой конец верёвочки. Долее воспитатель спрашивает: «Кто питается гусеницами?» (дятел, лягушка, жаба,ёж). При этом «гусенице» даётся в руки ещё один конец второй верёвочки, соединяющей «её» с «дятлом». Таким образом взрослый вместе с детьми плетёт «сеть» до тех пор, пока все объекты не будут объеденены в свою экосистему

Используемая литература:

«Экологическая азбука» - Смирнова С.А.

«Игровые экологические занятия с детьми» -.Молодова В.О.

«Дошкольное воспитание №7/1995»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите и изучайте природу родного края.

Первоцветы цветут, мы их рвём не щадяА цветочек моля, говорит весь дрожа:- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,Только жизнь я обрёл этой ранней весной…Только свет я увидел, и будто во сне,Вдруг людская р...

КВН "Пробуждение природы" в рамках эгологического проекта "Изучаем природу - познаем себя"

Позновательно - развлекательное мероприятие для детей и родителей....

Мастер-класс "Играя, изучаем природу!"

Викторина проходит в виде экологических игр, которые доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Играя, ребята лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся...

Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"

Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы  "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...

Экологическая квест-игра «Изучаем и спасаем природу!»

В квесте представлены занимательные задания для детей. Выполняя каждое задание в произвольном порядке, дети зарабатывают по 1 букве слова ПРИРОДА. (1. Игра «Так – не так», 2....

Играя, мы изучаем природу

инры по экологии в старшей группе...