Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"
проект по окружающему миру
Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую направленность, а её содержание будет интересно широкому кругу педагогов, занимающихся проблемой экологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat_proekt.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы
Мы изучаем природу - природа нас учит
Разработан: Натальей Валентиновной Андрющенко,
воспитатель МБДОУ ДС № 28» Светлячок» г. Туапсе
Актуальность.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный интеллектуальный и духовный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления и экологической культуры.
Большинство современных городских детей редко общается с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель проекта.
Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира. Знакомство детей с многообразием представителей флоры и фауны, живущих на территории детского сада; обобщение представлений детей о сезонных изменениях в жизни живой природы, воспитание интереса к природоведческим наблюдениям, умения любоваться красотой природы, эмоциональной отзывчивости.
Задачи проекта.
1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов в среде обитания, бережного отношения к природным объектам.
2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Тип: ознакомительно – ориентированный
Сроки: долгосрочный
Участники: дети, воспитатель, родители
Предполагаемые результаты.
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
2. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования
объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
4. Воспитанники узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
5. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
6. У детей сформируется бережное отношение к экологическому окружению, стремление к правильному поведению в природе.
7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей окажет положительное влияние на экологическое воспитание детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Разработка проекта.
* Выявление объема знаний у воспитанников группы по данному вопросу.
* Доведение до участников проекта важность выбранной проблемы.
* Составление плана мероприятий.
* Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, видео и фотоматериалов.
* Создание презентации для детей «Растения нашего города».
* Подбор дидактических и подвижных игр, игрушек, атрибутов для развития игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
* Подбор материала для творческой и продуктивной деятельности детей, включение результатов продуктивной детской деятельности в развивающую среду группы.
2 этап. Практический.
Образовательные области.
Познавательная.
Развитие исследовательской и продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, любознательности, расширение кругозора.
Содержание:
*проведение познавательных бесед, экскурсий, занятий на темы: «Мир растений», «Для чего нужны растения?», «Как взрослые сажают овощи», «Пересадка растения» и т. д.;
*опытно – экспериментальная деятельность «Ветка дерева распускается в тепле», «Для растений нужны тепло и вода» и т.д.;
*наблюдения за улитками, гусеницами, комарами, божьей коровкой, различными жуками;
*рассматривание предметных, сюжетных картинок, альбомов из серии «Кустарники и деревья», «Насекомые», «Овощи».
Физическая культура.
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенстве. Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).
Здоровье.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Безопасность.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям и способах поведения в них.
Содержание:
*подвижные игры: «Бабочки», «Попрыгунчики у березы (каштана, сосны), «Раз, два, три мяч у платана лови», «Птицы и автомобиль», «Мотыльки и жуки», «Добеги до куста», «Лягушки и цапля», «Поймай комара» и т. д.;
*хождение по тактильной групповой «экодорожке» здоровья;
*регулярный прием витаминизированного напитка «Валитек»;
Социально – коммуникативная.
Развитие игровой деятельности детей; приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; воспитание патриотических чувств.
Трудовая.
Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Содержание.
*сюжетно – ролевые игры: «Огородники», «Магазин семян»;
*дидактические игры: «Угадай, какое дерево (цветок)?), «Любимые овощи», «Что, где растет?», «С какого дерева лист?» «Инструменты для огорода», «Кто, где живет?», «Назови ласково», «Где мой дом?» и др.;
*режиссерские игры с поделками, сделанными из природного материала;
*вечер загадок и стихов о растениях, насекомых, явлениях природы;
*оформление уголка для родителей на тему «Учимся замечать сезонные изменения в природе с детьми»;
*введение в проект воспитанников и родителей: совместное тематическое пополнение группового книжного уголка книгами с натуралистическим содержанием; родительское собрание с совместным изготовлением родителями с детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр; чтение тематической литературы дома;
*тематическая выставка работ воспитателя и детей «Вот что подарила нам экологическая тропа»;
*тематическая выставка работ родителей и детей «Поделки из даров природы».
Художественно – эстетическая.
Развитие продуктивной деятельности в различных видах творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация); развитие детского творчества; внесение результатов продуктивной деятельности в развивающую среду группы.
Содержание.
*рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Трава для зайчат», «Дождик кап-кап-кап», «Цветы на клумбе», «Сад зеленый» и т.д.;
*аппликация «Ваза для цветов», «Вишня в корзине», «Жуки в траве» и т.д.;
*лепка «Улитка», «Божья коровка», «Витамины на тарелочке», «Птички и
кормушки» и т.д.;
Музыкальная.
Развитие музыкально – художественной деятельности.
*заучивание песен о природе в разные времена года,
*разучивание танцев «Танец цветов», «Урожай», «Веночек» и т.д.
Речевое.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов их устной речи в различных формах и видах детской деятельности, воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание.
*разучивание стихов, загадок о природе и природных явлениях, насекомых;
*чтение научно – познавательной и художественной литературы: А.Толстой «Птицасвила гнездо…», М.Зощенко «Умная птичка», А.Бианки «Купание медвежат»,
Б.Житков «Что я видел», В.Бологова «Энциклопедия для детей. Растения. Животные», И.Александров «Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника» и др.;
*составление тематических рассказов: «Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты», «Почему нужно содержать место, где ты живёшь, в чистоте?», «Загадки из корзинки», «Что нужно растениям для жизни» и т.д.;
*беседы о бережном отношении к окружающему миру, объектам окружающего мира: «Наши хорошие поступки», «Гусеницы – это хорошо или плохо?», «Как мы помогаем птицам», «Насекомые», «Откуда появился огурец» и т. д.;
*обыгрывание ситуаций и беседы о соблюдении правил безопасности в природе и сохранении здоровья;
*словесные игры с учетом тематики проекта: «Съедобное-несъедобное», «Назови одним словом», «Садовник», «Рыбы, птицы, звери», «Я знаю» (3 цветка, дерева,
птицы т.д.), «За каким растением спряталась улитка и т. д.
Результат.
Мониторинг знаний детей, проводившийся на начало образовательного проекта, показал, что сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы экологической тропы и окружающей природы в целом, у детей сформирован на 64%; на момент окончания внедрения образовательного проекта уровень сформированности начальных основ экологического развития дошкольников по группе – 98%.
У детей формируется познавательный интерес к разнообразному миру растений, расширились представления и знания о растениях, о бережном, созидательном отношении к природе. Формируются практические умения по созданию условий для выращивания растений и уходу за ними. Дети научились проводить простые опыты, вести наблюдение за объектами живой природы; объяснять простые связи и цепочки в природе. У детей формируется гуманистическая направленность поведения в окружающих природных условиях. Сформированы первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Продолжают закрепляться знания об элементарных правилах безопасного поведения в детском саду, на экологической тропе, на огороде. Закрепляется умение работать в коллективе. У воспитанников развиваются навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками; происходит формирование всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Родители активно и заинтересованно участвовали в образовательном, воспитательном и трудовом процессе. Участники проекта (дети, родители, воспитатель) ощутили удовлетворённость от совместной деятельности. Экологическое просвещение родителей, послужило импульсом экологическому воспитанию детей в семье.
Практическая значимость проекта.
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности; участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. У дошкольников формируются, систематизируются и обобщаются знания о живом и неживом мире природы экологической тропы, появляется интерес к данной теме, обогащается словарь путем введения определенных слов в практику общения. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов, дети задают больше вопросов. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о растительном и животном мире экологической тропы, навыков правильного поведения в природе.
Использованная литература.
1. Л.В. Ковинько Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка Пресс, 2004.
2. А.А. Лопатина Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
3. Н.Н. Луконина Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис-пресс, 2002.
4. С.Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
6. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар на тему "Экологические знания - первое представление о мире".
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ...
Теоретический семинар: «Экологические знания первые представления о мире»
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупности экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельнос...
Экологические знания - первые представления о мире
Выступления на городском семинаре: "Экологические знания - первые представления о мире"...
Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Автор проекта:Воспитатель средней группы "Лягушата"Эргарт Людмила ФедоровнаРодителиИнтеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально-коммуникатив...
Система игр и упражнений по усвоению экологических знаний детьми среднего возраста
Система игр и упражнений по усвоению экологических знаний детьми среднего возраста...
Формирование у детей знаний и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе.
Безопасность жизнеднятельности детей в современном мире....
"Формирование экологических знаний у дошкольников через экологические игры"
дидактические экологические игры...