Мастер-класс "Играя, изучаем природу!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Викторина проходит в виде экологических игр, которые доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Играя, ребята лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Данная разработка предназначена для проведения занятий по экологии в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Горячинский детский сад «Родничок»
Раздел: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО".
Мастер-класс по теме:
Викторина " Играя, узнаем природу"
Подготовила и провела воспитатель: Савельева Н.В..
с.Горячинск 2017
Продолжительность мастер- класса: 25 минут
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных учреждений
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания
Задачи:
- расширять знания педагогов о значении экологических игр в развитии детей дошкольного возраста;
- развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться с приобретенным опытом с другими педагогами;
- активизировать имеющиеся у педагогов знания, создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Форма организации: игра "Викторина"
Условия: в ходе мастер - класса участники привлекаются к активному участию викторины.
Мотив: познавательный интерес
Материалы и оборудования: песочные часы, карточки со словами
Ход мастер-класса:
- Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с проведением экологических игр в детском саду.
Одним из самых эффективных и наиболее интересных для детей средством являются игры. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию.
Из практики педагогической работы считаю, что игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обогащать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействия которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Следовательно, можно сказать, что игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В своей работе по экологическому воспитанию я использую дидактические игры, подвижные игры, сюжетно - ролевые игры, словесные игры, игры-путешествия, соревновательные игры - "Викторины", "КВН".
Выбор сегодняшней игры Викторина "Играя, изучаем природу".
1 Конкурс: "Быстро ответить на вопрос"
команда "Ежи"
1. белобокая птица (сорока)
2. какое растение может нас обжечь (крапива)
3. новогоднее дерево (елка)
4. время года, когда просыпается природа ( весна)
5. лошадь в тельняшке (зебра)
команда "Зайчата"
1. дикий родственник свиньи (кабан)
2. красногрудая птица (снегирь)
3. зверь, который строит на реке плотины (бобер)
4. жилище медведя (берлога)
5. домашний родственник зайца (кролик)
2 Конкурс: "Что это за дерево"
команда "Ежи"
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)
команда "Зайчата"
– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вяз.)
Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
3 Конкурс: "Назови лишнее слово"
команда "Ежи"
1. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок
2. Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик
3. Клен, липа, ромашка, дуб
команда "Зайчата"
1. Грач, акула, окунь, сом
2. Лиса, корова, еж, заяц, волк
3. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан
Дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.
4 Конкурс: "Отгадай загадку"
команда "Ежи"
1. Работающие зверьки
Строят дом среди реки
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (бобры)
2. Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (бабочка)
3. Глубоко в землю спрятан он.
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (боровик)
команда "Зайчата"
1. С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (рыба)
2. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей)
3. Я животное с двумя горбами
И шагаю я песками. (верблюд)
5 Конкурс: "Путаница" (искаженные слова)
команда "Ежи"
фираж- жираф
дюлверб- верблюд
горосон- носорог
пимшезан- шимпанзе
алако- коала
дилокрок- крокодил
команда "Зайчата"
вел- лев
разеб- зебра
бегетом- бегемот
падан- панда
носл- слон
пардоле- леопард
Физкультминутка:
Наши алые цветки (раскрываются пальчики, кисти рук, поворачиваются
Распускают лепестки. вправо- влево)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. ( потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки.
Закрывают лепестки, ( сомкнуть пальцы вместе в "бутон", кисти рук
Тихо засыпают, опустить вниз
Головой качают. круговые движения кистями рук)
Игра с мячом: "Я знаю..."
Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы)
Поймавший мяч, называет название птиц и т.д.
6 Конкурс: "Кто где живет"
команда "Ежи"
1. Барсук ( в норе)
2. Белка (в дупле)
3. Бобер (в хатке)
4. Волк (в логове)
команда "Зайчата"
1. Медведь (в берлоге)
2. Собака ( в конуре)
3.Мышка (в норке)
4. Лиса (в норке)
7 Конкурс: "Назовите 5 видов птиц"
команда "Ежи" - зимующих
(голубь, ворона, воробей, галка, дятел, сокол, сорока, синица, снегирь)
команда "Зайчата"- перелетных
(соловей, скворец, ласточка, кукушка, журавль, дрозд, грач)
8 конкурс: " Блиц-опрос"
команда "Ежи"
1. У какого животного самая длинная шея? (жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (пингвин)
4. Длинноухий трусишка? (заяц)
5. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше? ( слон)
9. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)
10. Какое животное строит дом на реке? (бобр)
команда "Зайчата"
1. Кто на себе свой дом носит? (черепаха, улитка)
2. У какой птицы самый красивый хвост? (павлин)
3. Полосатый родственник кошки? ( тигр)
4. Какое животное называют кораблем пустыни? (верблюд)
5. Чем питаются бабочки? (нектаром)
6. Сколько крыльев у жука? ( четыре)
7. Разноцветные грибы? ( сыроежки)
8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? ( лисичка)
9. Самое большое животное, живущее в океане? (кит)
10. У какого зверя рыжая шубка? (лиса, белка)
10 Конкурс: " Рассказ о животном"
команда "Ежи"- рассказывает о жизни ежей.
Еж – животное, которое относится к типу хордовые, классу млекопитающие, отряду ежеобразные, семейству ежовые (лат. Erinaceidae). Происхождение русского слова “ёж” до сих пор окончательно не изучено. По одной из версий, свое название ёжик получил благодаря греческому «echinos», что означает “пожиратель змей”. Сторонники другой версии усматривают в слове “ёж” индоевропейский корень “eg`h”, означающий “колоть”.
Длина тела ежа, в зависимости от вида, составляет от 10 до 44 см. Вес ежа варьируется от 300 грамм до 1,5 килограмм. Также у ежа есть хвост, который вырастает от 1 до 21 см в длину.
У животных крупная голова клиновидной формы и вытянутая мордочка с заостренным, подвижным и влажным носом. Зубы ежа мелкие и острые, на верхней челюсти расположено 20 зубов, на нижней — 16. Некоторые виды ежей имеют до 44 зубов. Первые резцы увеличены и похожи на клыки.
Задние лапы ежа длиннее передних, каждая конечность оканчивается 5 пальцами, за исключением белобрюхого ежа, задние ноги которого имеют по 4 пальца. Длинные средние пальцы помогают ежу чистить иголки.
Колючки ежа полые, между ними растут тонкие, редкие, едва заметные волоски. Голова и брюхо животного покрыты обычной шерсткой. В среднем, каждый еж носит на себе до 10 тысяч иголок, которые постепенно обновляются. Окрас иголок большинства видов темный, с перемежающимися светлыми полосками. Окраска шерсти ежа, в зависимости от вида, может быть черно-бурого, коричневого, песочного или белого цвета. Местами черный окрас вытесняет белый, образуя своеобразные пятнышки. Большинство видов ежей отличает хорошо развитая подкожная мускулатура. Во время опасности ёж сворачивается в клубок, и в этом ему помогают подкожные мышцы, расположенные в местах роста колючек. Как у большинства ночных животных, зрение ежей слабое, зато прекрасно развиты слух и обоняние.
Быстрыми этих животных назвать сложно, средняя скорость убегающего ежа составляет 3-4 км/ч. Несмотря на то, что ежик — сухопутное животное, большинство видов отлично плавают и лазают.
Продолжительность жизни ежа в природе составляет 3-5 лет. В домашних условиях ежи живут до 8-10 лет, так как не погибают от естественных врагов, которые охотятся на ежей в дикой природе. Основные враги ежей – это волки, лисы, хорьки, совы, барсуки, куницы, мангусты, гиены, шакалы, медоеды, орлы, а также другие хищники.
Где живут ежи?
Ареал обитания ежей довольно широк: это колючее животное встречается во всех странах Европы – от южных областей Скандинавии до Британских островов, живет ёжик в России и жаркой Африке, на территории Азии, в Новой Зеландии и на Ближнем Востоке.
В природе дикие ежи живут в лесах, пустынях, степях, окультуренных ландшафтах и даже городах. Они роют себе норки под корнями деревьев или в кустах, а также селятся в брошенных норах грызунов.
Еж всеядный, но основу рациона составляют взрослые насекомые, уховертки, жуки, пауки, жужелицы, гусеницы, слизни, мокрицы, дождевые черви. Также ежи любят кушать жаб, саранчу, яйца птиц, ракообразных и беспозвоночных животных. Северные популяции лесных ежей питаются ящерицами, лягушками, мышами и другими мелкими грызунами.
Все виды семейства ежовых устойчивы к любым, даже самым токсичным ядам, поэтому ежи едят ядовитых змей и скорпионов. Не побрезгует ежик падалью, а также пищевыми отходами, которые можно найти на дачных участках. Растительная пища лесного ежа – это грибы, мох, желуди, злаковые семена и любые сладкие ягоды — клубника, малина, ежевика.
За лето ежик должен хорошо откормиться, иначе во время зимней спячки животное может погибнуть. Основательный запас жира позволяет ежам пребывать в состоянии анабиоза с октября по апрель
команда "Зайчата"- рассказывает о жизни зайчат.
Зайцы в природе | ||
|
|
|
|
|
|
В нашей стране живут заяц-беляк и заяц-русак. Знаете, почему их так называют? В северной тайге и в тундре живёт заяц-беляк. Зимой его шкурка чисто белая, на снегу зверька и не заметишь. Вот и называют его беляком. К лету его белая шубка меняется на серую, и зайчишка опять становится незаметным среди травы и листвы. | ||
Ноги у беляка длинные, ступни покрыты густыми волосками: вот почему он, не проваливаясь, может бегать по рыхлому, глубокому снегу, как на широких лыжах. Днём беляк прячется: зимой - в снежной норе, которую сам и вырыл, летом - под кустом или под корнями упавшего дерева. Прежде чем залечь в убежище, беляк запутывает свои следы. | ||
Остановится на бегу, вернется назад след в след, потом отскочит в сторону - и снова прыгнет на старый след. Так заморочит того, кто захочет его отыскать по следу, что тот и понять не может, куда это заяц делся? А хитрец затаится и сидит тихо… Слух у зайца отменный. Его уши, как локаторы, все время поворачиваются из стороны в сторону - малейший шум улавливают. А вот зрение подкачало: зайчишка иногда у себя под носом не разглядит опасности. Вот и спасают его от врагов только ноги да хитрость. | ||
Летом беляк ест клевер, одуванчики, мышиный горошек, иван-чай, бобовые, раскапывает подземные грибы без шляпок - оленьи трюфели. Зимой довольствуется мелкими веточками и корой ивы, осины, берёзы. Детёныши у зайчихи рождаются зрячие и в густой шёрстке. Бегать начинают уже в конце первого дня. Сначала малыши держатся около зайчихи - она кормит их молоком. А в конце первой недели уже щиплют траву. К этому времени зайчата становятся такими шустрыми - не поймаешь! Заяц-русак обитает там, где степь перемежается лесом. Русак круглый год рыжевато-серый, и лишь к зиме шкурка его становится светлее. Он крупнее беляка. Уши у него более длинные, а вот ноги покороче и поуже: в краях, где живёт русак, снег зимой не такой уж глубокий, и лапы-лыжи не нужны. Следы свои русак путает так же искусно, как и его белый собрат. Днём заяц отлеживается где-нибудь среди кустарников или в густой траве, а на кормежку выходит к ночи. Летом любит кормиться на полях со всходами хлебов. Зимой его основная еда - семена сорняков, добытые из-под снега. Если же их трудно выкопать, русак объедает кору ивы, клёна, вяза, яблони, груши. Постоянного логова у русака нет. Зайчиха рождает детёнышей где-нибудь в укромном месте в небольшой ямке. Мать сразу предоставляет их самим себе, только изредка покормит молоком, пробегая мимо по своим делам. А если они встретятся чужой зайчихе, она тоже покормит голодных малышей. Царапаться и кусаться зайцы не умеют. Но если уж настал для них крайний случай и удрать невозможно, они ложатся на спину и отбиваются задними ногами - сильными, когтистыми. От пернатых хищников так спастись иногда удаётся. | ||
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов.
Наша викторина подошла к концу! Спасибо всем за участие и успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Берегите и изучайте природу родного края.
Первоцветы цветут, мы их рвём не щадяА цветочек моля, говорит весь дрожа:- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,Только жизнь я обрёл этой ранней весной…Только свет я увидел, и будто во сне,Вдруг людская р...
КВН "Пробуждение природы" в рамках эгологического проекта "Изучаем природу - познаем себя"
Позновательно - развлекательное мероприятие для детей и родителей....
Изучаем природу летом.
Консультация для воспитателей о летней работе....
Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"
Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...
"Играя, изучаем природу"
quot;Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то,что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это преж...
Семинар-практикум для педагогов "Играя, изучаем природу родного края"
Конкурсы, игры, задания про родной край...
Наша первая осенняя прогулка в детском саду " Изучаем природу и ее красоту"
Наша первая осенняя прогулка в детском саду " Изучаем природу и ее красоту"...