«Белоствольная красавица» (конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширить знания и формировать представление у детей о березе.
Задачи:
- Воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно вести себя во время занятия. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе.
- Обучающие: закрепление знаний детей об охране природы. Формирование у детей культуры общения с природой. Расширение знаний о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза.
- Развивающие: развитие внимания, мышления, диалоговой речи, творческих способностей, самостоятельности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Белоствольная красавица»
(конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: расширить знания и формировать представление у детей о березе.
Задачи:
- Воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно вести себя во время занятия. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе.
- Обучающие: закрепление знаний детей об охране природы. Формирование у детей культуры общения с природой. Расширение знаний о том, какую пользу приносит береза человеку, какими целебными свойствами обладает береза.
- Развивающие: развитие внимания, мышления, диалоговой речи, творческих способностей, самостоятельности детей.
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа (6 - 7 лет).
Форма организации занятия: групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, словесно-слуховой.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, эксперементальная, двигательная активность.
Планируемые результаты: испытывать любовь и бережное отношение к берёзе, родной природе, к Родине.
Предварительная работа: наблюдение за берёзой на территории ДОУ. Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение пословиц, загадок, стихов о берёзе. Беседа на тему: «Какую пользу приносит берёза?»
Используемый материал: кора березы и других деревьев, карточки зеленого и желтого цветов, картинки с изображением деревьев, стакан с водой, презентация «Чем березка хороша?»
Ход занятия. Организационная часть (поднятие настроения).
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю Я вас всех приветствую.
Ребята, давайте отгадаем загадки (на каждый ответ воспитатель выкладывает на доску картинки)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёза)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)
И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
Воспитатель проводит беседу. - Назовите одним словом. Как мы их назовем? (деревья) - Почему мы их называем деревьями? (У них есть ствол, ветви, листья, корень.) - Эти деревья лиственные или хвойные? (лиственные) - Каких еще лиственных деревьев знаете? (ива, осина, рябина и т.д)
Основная часть. Дидактическая игра «Дерево — это…» Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т.п. «Для птицы дерево — это…» (столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть…). «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это.» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.п.)
Работа с картинками. Воспитатель обращает внимание детей на картинки деревьев. - Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Чем отличаются эти деревья друг от друга? (форма листьев, по стволу) - Какое из этих деревьев можно увидеть на нашем участке? (береза) - А где еще растет береза? (В лесу, у дороги, в поле. Даже в тундре, где очень холодно растут тоже березы. Невысокие деревья – карликовые берёзы.) - Но важно, что береза растет только в одной стране. Как называется эта страна? (Россия) - Посмотрите на берёзу из чего она состоит? (ствол, корни, крона и т. д.) - Что защищает ствол берёзы от вредных воздействий? (кора) - Почему береза имеет белую кору?
Рассказ воспитателя. В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет. У нее единственной в мире белая кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показывает бересту.) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит. В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. Плели лапти. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, шкатулки.
Физкультминутка «Мы березку посадили»
Мы березку посадили, (имитация посадки и полива дерева)
Мы водой ее полили.
И березка подросла, (дети-березки: присели, встали, выпрямились, руки вверх)
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила (наклониться вперед, покачать руками)
И ребят благодарила.
Эксперементальная деятельность.
Воспитатель. Мы сказали, что кора- это защитный слой дерева, и она не пропускает воду, а хотите ли вы сами в этом убедиться? Приглашаю вас в лабораторию…
Что вы видите перед собой? (кора деревьев в ёмкости с водой, кора разных деревьев).
Ребята должны найти кору берёзы. Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим. Что произошло с корой берёзы? Результат. Берёзовая кора на поверхности воды, она не пропускает воду, не впитывает её, поэтому не гниёт, и изделия из неё очень прочные и долговечные. А кора других деревьев стала мокрой и хрупкой. Ребята, мы справились с опытом.
Обсуждение на тему «Чем березка хороша?» (ответы детей)
Просмотр презентации.
1слайд. С давних времен люди с большой любовью относились к березе. На летний праздник Троицы дома украшали веточками березы, девушки плели венки их них и бросали в речку, гадая, с какой стороны жениха ждать.
2слайд. На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма.
3слайд. Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». В чем Маша спряталась с пирожками?
4слайд. А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.
5слайд. Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. Напарится, нажарится, веником себя нахлещет. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори да болезни не пристанут ни к взрослым, ни к ребятне.
6слайд. В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада.
7слайд. Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.
8слайд. А под стволами берез по осени грибники собирали много подберезовиков.
Да и старое, упавшее дерево гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали. Вот какая березка наша.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Ход игры. Ребята делятся на две команды. Участники первой команды будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.
Дидактическая игра «Так или не так?»
Ход игры. У детей зеленые и желтые карточки. Сначала выслушивают высказывания воспитателя, если согласны с высказыванием, поднимают зеленую карточку, если нет - жёлтую.
1. Береза – символ России.
2. У березы лекарственные почки.
3. Зимой береза спит.
4. Береза – полезное дерево.
5. Береза – это трава.
6. Березовый сок полезен.
7. Береза - колючее дерево.
8. У березы две коры.
9. Под березой растет подосиновик.
Заключительная часть.
Чтение стихотворения Татьяны Шорыгиной «Моя береза».
Каждый день я вижу
Березу из окна –
И нет подруги ближе,
Милей мне, чем она!
Зеленой, легкой дымкой
Окуталась весной,
И ветер-невидимка
Колышет лист резной.
А летним днем струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Укрытая снегами,
Стоит она зимой
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Своим стихотворением Т. Шорыгина говорит, что ее береза одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком платье летом, и в цветном сарафане осени, и в пышном кружевном уборе зимы. Автор любит березу. Называет березу подругой.
Рефлексия. Молодцы ребята. А вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? Что вас заинтересовало больше всего? Поделитесь своими знаниями о берёзе с друзьями, родителями. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».
Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница», в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Овечка с ягненком»
Учить детей выполнять сюжетную аппликацию....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...