конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Штангеева Елена Павловна

конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_svoystva_vody.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ  МКОУ Кантемировская ООШ

Конспект опытно-экспериментального занятия
«Свойства воды»

(старшая группа)

Подготовила:

Воспитатель  Штангеева Е. П.

2017г.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышление;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Презентация

Глобус, пластиковые стаканчики и трубочки для коктейля  по количеству детей , ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, стаканчики  с молоком и соком, кисточки, гуашь чёрного цвета, мятные капли, тёплая и холодная вода.

Ход занятия

Организационный момент:

 Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.  (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе?

На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Показ презентации

(1 слайд)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь -2 слайд)

Ребята, а давайте мы с вами поиграем с глазками.

Гимнастика для глаз про дождь (3 слайд)

( 4 слайд)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки -5 слайд)

(6 слайд)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег-7 слайд)

(8слайд)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька-9слайд)

(10 слайд)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней-11 слайд)

(12 слайд)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса-13 слайд)

(14 слайд)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака-15 слайд)

(16 слайд)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи-17 слайд)

(18 слайд)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лёд-19 слайд)

-Что объединяет все наши отгадки? (Это вода)

Читаю стихотворение: (20 слайд)

          Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

          В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране,

          Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

          На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

          Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

          Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!

                                   Н. Рыжова

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. (21 слайд)

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды. (22 слайд)

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? (откуда в реках и озерах появляется вода?)

- Чтобы это узнать, давайте посмотрим на картинку («круговорот воды в природе») –(23 слайд). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ):

 Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. Для проведения опытов я буду приглашать к себе  помощников - лаборантов.

 Для начала скажите мне, пожалуйста, какой цвет имеет вода.  А давайте проверим. Сейчас мы с вами проведем эксперимент-это почти как фокусник, который показывает фокусы.

ОПЫТ 1

Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? (В воде видны) Почему? Это значит вода какая? Правильно, прозрачная.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим, видна ли теперь ложечка. (нет)

Вывод: вода- бесцветная, но её можно покрасить.

ОПЫТ 2

Дать детям 2 стаканчика: один с водой, другой- пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода - жидкая, может течь, её называют жидкостью.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись . (наклоны вперёд, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились .  (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это- брасс. (круги двумя руками вперёд)

Одной, другой -это кроль. (круги руками вперёд поочерёдно)

Все, как один, плывём как дельфин . (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

ОПЫТ 3

Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, а в каком - самая тёплая. Можно измерять термометром воду в разных стаканчиках.

Ребята, в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной.

Вывод: вода бывает тёплой, холодной.

ОПЫТ 4

Ребята, посмотрите, стаканчики каких интересных форм у меня для вас есть. Наполняем данные формочки водой, и, что мы видим? Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

ОПЫТ 5

Давайте понюхаем воду и определим, есть ли у неё запах?  (не пахнет)

Теперь мы растворим мятные капли в воде и понюхаем. Что изменилось? (у воды появился запах).

Вывод: у воды нет запаха.

ОПЫТ 6

Ребята, попробуйте воду на вкус? Какая она?

Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (они растворились). Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко.

 Вывод: у воды нет вкуса.

Скажите мне, пожалуйста, а где  в природе встречается пресная вода (реки, озера, пруды), а где соленая (моря и океаны)

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Только из-за того, что в ней содержится много соли. Вы знали об этом?

ОПЫТ 7

- Перед нами на столе стоит форма с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежит яйцо. С ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить его. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет).  Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Заключительная часть.

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Какие свойства есть у воды? (безвкусная, не имеет формы, бесцветная, не имеет запах) (24 слайд)

- Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

- Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы.)

- Расскажите, что на занятии вам показалось самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Третий день творенья: земля, вода, растения". Конспект занятия для детей старшей группы

Конспект занятия для детей старшей группы по программе "Мир доброты", раздел "Прогулки по дням творенья"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»

ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...

Конспект беседы для детей старшей группы «Вода вокруг нас»

Занятие предусмотренно для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия обогощения знаний и представлений детей о свойствах воды и ее круговороте в природе....