конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_svoystva_vody.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ МКОУ Кантемировская ООШ
Конспект опытно-экспериментального занятия
«Свойства воды»
(старшая группа)
Подготовила:
Воспитатель Штангеева Е. П.
2017г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышление;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
Презентация
Глобус, пластиковые стаканчики и трубочки для коктейля по количеству детей , ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, стаканчики с молоком и соком, кисточки, гуашь чёрного цвета, мятные капли, тёплая и холодная вода.
Ход занятия
Организационный момент:
Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе?
На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Показ презентации
(1 слайд)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь -2 слайд)
Ребята, а давайте мы с вами поиграем с глазками.
Гимнастика для глаз про дождь (3 слайд)
( 4 слайд)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки -5 слайд)
(6 слайд)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег-7 слайд)
(8слайд)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька-9слайд)
(10 слайд)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней-11 слайд)
(12 слайд)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса-13 слайд)
(14 слайд)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака-15 слайд)
(16 слайд)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи-17 слайд)
(18 слайд)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лёд-19 слайд)
-Что объединяет все наши отгадки? (Это вода)
Читаю стихотворение: (20 слайд)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!
Н. Рыжова
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. (21 слайд)
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды. (22 слайд)
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? (откуда в реках и озерах появляется вода?)
- Чтобы это узнать, давайте посмотрим на картинку («круговорот воды в природе») –(23 слайд). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ):
Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. Для проведения опытов я буду приглашать к себе помощников - лаборантов.
Для начала скажите мне, пожалуйста, какой цвет имеет вода. А давайте проверим. Сейчас мы с вами проведем эксперимент-это почти как фокусник, который показывает фокусы.
ОПЫТ 1
Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? (В воде видны) Почему? Это значит вода какая? Правильно, прозрачная.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим, видна ли теперь ложечка. (нет)
Вывод: вода- бесцветная, но её можно покрасить.
ОПЫТ 2
Дать детям 2 стаканчика: один с водой, другой- пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода - жидкая, может течь, её называют жидкостью.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись . (наклоны вперёд, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились . (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это- брасс. (круги двумя руками вперёд)
Одной, другой -это кроль. (круги руками вперёд поочерёдно)
Все, как один, плывём как дельфин . (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
ОПЫТ 3
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, а в каком - самая тёплая. Можно измерять термометром воду в разных стаканчиках.
Ребята, в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной.
Вывод: вода бывает тёплой, холодной.
ОПЫТ 4
Ребята, посмотрите, стаканчики каких интересных форм у меня для вас есть. Наполняем данные формочки водой, и, что мы видим? Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
ОПЫТ 5
Давайте понюхаем воду и определим, есть ли у неё запах? (не пахнет)
Теперь мы растворим мятные капли в воде и понюхаем. Что изменилось? (у воды появился запах).
Вывод: у воды нет запаха.
ОПЫТ 6
Ребята, попробуйте воду на вкус? Какая она?
Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (они растворились). Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко.
Вывод: у воды нет вкуса.
Скажите мне, пожалуйста, а где в природе встречается пресная вода (реки, озера, пруды), а где соленая (моря и океаны)
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Только из-за того, что в ней содержится много соли. Вы знали об этом?
ОПЫТ 7
- Перед нами на столе стоит форма с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежит яйцо. С ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить его. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Заключительная часть.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- Какие свойства есть у воды? (безвкусная, не имеет формы, бесцветная, не имеет запах) (24 слайд)
- Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
- Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (Закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы.)
- Расскажите, что на занятии вам показалось самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
"Третий день творенья: земля, вода, растения". Конспект занятия для детей старшей группы
Конспект занятия для детей старшей группы по программе "Мир доброты", раздел "Прогулки по дням творенья"....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ Тема занятия : « В гостях у Мишутки»
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".
Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»
ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Что мы знаем о воде и воздухе?"
Коспект занятия...
Конспект беседы для детей старшей группы «Вода вокруг нас»
Занятие предусмотренно для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия обогощения знаний и представлений детей о свойствах воды и ее круговороте в природе....