Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно - экологическому развитию на тему: «Путешествие в мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Фролова Светлана Алексеевна

В конспекте представлен НОД об образе жизни насекомых, их особенностях, о роли насекомых в экологической системе. Благодаря доступности знаний в игровой форме воспитывается любознательность и интерес к жизни насекомых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83

комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно - экологическому  развитию на тему:
«Путешествие в мир насекомых»

для детей средней речевой группы «Знайки» дошкольного возраста 4-5 лет.

                                 

ФИО Фролова Светлана Алексеевна

Должность Воспитатель

Название группы «Знайки»

                                                                                            Дата проведения 24.04.2018г.

                                         

                                              Санкт - Петербург

                                                           2018 г.

  1. Цель

Создавать условия для ознакомления детей с окружающим миром - насекомых.

II. Задачи.

1. Обучающие задачи 

Знакомство детей с характерными  внешними признаками насекомых.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых, умение узнавать и называть представителей насекомых: бабочка, пчела, жук, муха, стрекоза, муравей, кузнечик, комар, их строении, способах передвижения.

Называть их отличительные особенности, внешний вид и образ жизни насекомых.


2. Развивающие задачи 

Развивать наблюдательность, любознательность.

Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки

Составление простого предложения с предлогами на, над, под.

Обогащение и активизация   словаря.

Развивать мышление, речь, зрительное и слуховое внимание.

Развитие тонкой и общей моторики.

Развитие творческого воображения.

Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.


3. Воспитывающие задачи .

Воспитывать любознательность, интерес к жизни насекомых.

Воспитывать бережное отношение  к живой природе.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Воспитывать умение стремиться к самовыражению, соблюдать правила общения в группе (говорить по очереди).

  1. Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное.

Художественно-эстетическое.

Физическое развитие.

  1. Педагогические технологии.  

Информационно – ориентированные технологии.

Игровые технологии.


  1. Предварительная работа.
  • Чтение: К.Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Тараканище», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».
  • Отгадывание загадок о насекомых (пчела, бабочка, муравей, стрекоза божья коровка ,муха, жук, муравей).
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха».
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
  • Рассматривание альбома «Насекомые».
  • Рассматривание иллюстраций о насекомых.
  • Заучивание стихотворения О.Маслова «Пчелка»
  • Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
  • Развивающие игры: «Сложи узор», палочки Кюизинера».
  • Настольные игры: «Лото».
  • Разучивание стихотворений  о насекомых.
  • Изготовление макета «Муравейник».
  • Ситуативный разговор «Первая помощь при укусах насекомых»
  • Просмотр видео, иллюстраций на тему «Насекомые луга».
  • Дидактические игры: «Четвертый лишний2, «Закончи предложение», «Собери насекомое из геометрических фигур».
  • Рисование: «Божья коровка», «Дорисуй бабочку», «Бабочка» ( ладошками).
  • Аппликация «Красивая бабочка», «Божья коровка».
  • Прослушивание аудиозаписи: Н..Римский-Корсаков «Полет шмеля».
  • Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Поймай комара», «Бабочки и кузнечики», «Мухи и паук».
  • Изготовление шапочек – масок насекомых.
  • Физминутка: «Бабочка».
  • Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Кузнечик».

VI. Длительность проведения НОД:  

20 минут.

VII. Материалы и оборудование.

Демонстрационный: игрушка «Божья коровка», картинки «насекомые» 16-20 см, мольберт, картина (размер-ватман) «На полянке», экспонаты насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза), декоративные картинки с изображением насекомых (муха, шмель, жук, комар, муравей), модель - схема признаков насекомых, декоративные бабочки.

Раздаточный: картинки с изображением насекомых,  размер: 10/13 см. по количеству детей, картинки – раскраски по количеству детей.

VIII. Структура НОД.

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Наглядный  метод. Словесный .

Слушание отрывка из музыкального произведения Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля».

Показ игрушки «Божья коровка»

Словесный и наглядный методы.  Рассматривание насекомых на полянке и рассказ про насекомых.

Показ картинок насекомых воспитателем и рассказывание про них.

Загадывание загадок.

Практический метод. Игра «Угадай, покажи, назови» (по загадкам)

Физкультминутка  игра: «Насекомые»

Игра «Веселые насекомые»

Игра «Найди бабочку»

Словесный метод. Подведение итогов занятия воспитателем.

Практический метод. Раскрашивание картинок  про насекомых детьми.

IX. Планируемые результаты.

Дети обладают начальными знаниями о природном мире – о насекомых, элементарными представлениями из области живой природы. Ребенок любит рассматривать картинки про насекомых, слушать стихи, проявляет эмоциональный отклик на эстетические впечатления, склонен наблюдать, строить смысловую картину окружающей реальности.


VII. Технологическая карта НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В. Включение музыки Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля»

   Слушание детьми музыки

0.5 мин.

2.

 

По окончании слушания музыкального произведения  показ игрушки «божья коровка».

В. – Ребята, к нам сегодня в гости прилетела божья коровка (показ игрушки Б.К).

 Она  хочет нам рассказать что-то интересное, хотите послушать?

Б.К. Ребята, я насекомое, а зовут меня Божья коровка. Я хочу вам рассказать о насекомых и приглашаю на лесную полянку. Показ картины «На полянке».

Ответ детей.

1мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Б.К. Наступила для всех долгожданная весна.

Б.К. Ребята! А что бывает весной? -  стало тепло, зазеленел лужок, выросла травка, проснулись после долгой зимы насекомые.

Посмотрите на полянку, вот красивая бабочка, она порхала над полянкой и села на цветок космеи, сложила крылышки и ее почти совсем не заметно. У бабочки  на голове есть прозрачный хоботок и через него она пьет цветочный  нектар. Перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения.

Б.К. А кто же здесь ползет в травке?  Подскажите! По травке ползет  божья коровка с красной спинкой, украшенной черными точками. У нее есть еще прозрачные крылышки. Божьи коровки полезные насекомые они уничтожают вредителя для растений – тлю, которая пьет сок из растений.

Б.К. Кто сидит на красивом цветке, догадались?  Это  пчелка  сидит на розовом цветке клевера. Она желтая с черными полосками, ее трогать нельзя! У нее есть острое ядовитое жало, и она может ужалить. Пчела приносит пользу -  опыляет цветы, собирает нектар  с цветов

и дает людям вкусный мед.  

Б.К. Кто же так весело и звонко стрекочет в траве? – это кузнечик, он зеленый и когда сидит в траве его совсем не заметно. Кузнечик ловит комаров.

Б.К. Над полянкой летает  красивая стрекоза, она не только красивая, но и полезная! Стрекоза  на лету ловит комаров и мух, этим  она приносит большую пользу.

Б.К. Ребята, а на картине есть еще насекомые, где она сидят?

 В Спасибо, Б.К, что помогла нам познакомиться  с насекомыми на лесной полянке.

Ребята!  Божья коровка долго летала над полянкой ей надо отдохнуть, посадим ее на травку (Педагог кладет Б.К. на «травку» на столе перед детьми).

В. Ребята, кроме тех насекомых, о  которых нам рассказала божья коровка, есть еще и другие.  Какие?

 В. Показывает картинки. Каких  насекомых вы видите на картинках, назовите их.

 В. Молодцы!

 

                       

Ответ детей

Ответ детей

Пчела

Дети - кузнечик

На ромашке

Ответы детей (дети могут назвать: жук, муха, муравей, комар, шмель)

5 мин.

4.

 В.  Бабочка, кузнечик, стрекоза, пчела, шмель, муха, муравей, божья коровка, майский жук – это насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей или отделов - головы, груди и брюшка. К груди прикреплены крылья и ноги,  на голове можно рассмотреть усики, глаза.  У большинства насекомых есть крылья. Есть насекомые, которые умеют ползать и летать – ползающие и летающие.

В. Чтобы лучше познакомиться со строением тела насекомых, посмотрите на эту картинку (или показ игрушки насекомого)  о строении тела насекомых.

В. Рассказывает про  насекомое по схеме - это бабочка, она разноцветная, у нее есть усики, глаза,  6 ног. Бабочка, летающее насекомое.

В. предлагает детям (2 ребенка) рассказать по схеме о каком - либо насекомом.

 

Физкультурная минутка.

В. Дети, сейчас мы свами поиграем в игру «Насекомые» - приглашает детей в центр групповой комнаты В. читает стихотворение, дети выполняют движения, согласно тексту вместе с воспитателем.

«Прилетела к нам вчера                          Дети бегут по кругу и машут воображаемыми

Полосатая пчела,                                      крылышками.

А за нею шмель – шмелек,                      Встают, загибают  по одному пальчику на обеих ру-

И веселый мотылек,                                 ках, на каждое название насекомых.

Два жука и стрекоза –

Как фонарики глаза                                  Делают кружки из  пальчиков и подносят их к гла-                                                                                                                                                                                                                                                              

Пожужжали, полетали,                            зам.

От усталости упали.                                 Бегут по кругу, медленно опускаются на корточки.

 

                       

Дети рассказывают по схеме о понравившемся им насекомом  (мнемотаблица)

Дети выполняют движения, согласно тесту.

6 мин.

5.

В. Приглашает детей присесть за столы, поиграть в игру:  «Отгадай, покажи, назови»

На столе предварительно раскладываются конверты с картинками насекомых.

Загадывание загадок воспитателем  о насекомых: о бабочке, божьей коровке, жуке, муравье, стрекозе, пчеле, мухе, кузнечике, шмеле.  

Воспитатель предлагает достать картинки из конверта,  внимательно посмотреть какие насекомое на картинке и отгадать загадку о насекомом,  поднимая картинку насекомого и называя его.

«Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всех она мила,

А зовут ее …»  (пчела).

«Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки»  (Божья коровка).

«Кто нектар цветочный пьет,

Полосатый, а не кот?»  (шмель).

«Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок»  (бабочка).

«У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее…»  (стрекоза).

«Прыгает пружинка

Зеленая спинка –

С травы на былинку.

Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам»  (кузнечик).

«Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит»  (комар).

«Черненький хохолок

Воткнулся в потолок.

Осенью в щель забьется,

А весной проснется»  (муха).

«Жу – жу - жу, я на ветке сижу,

Я на ветке сижу, букву ж все твержу,

Знаю твердо букву эту,

И жужжу весной и летом»  (жук).

«Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом»  (муравей).

Воспитатель благодарит детей за отгадывание загадок.

После проведения этой игры картинки с изображением  насекомых воспитатель предлагает убрать в конверт.

Далее:

 Игра «Найди бабочку»

В. Ребята, Божьей коровке  понравилось, как вы играете, она тоже хочет поиграть  с вами. Ее подружки бабочки разлетелись по нашей группе и спрятались, Б.К. предлагает вам найти бабочек. (Муляжи бабочек воспитатель заранее прикрепила в групповой комнате -  на стене, шкафу, растениях  - 10 шт.)

Б.К. благодарит детей за то, что дети такие внимательные, любят играть и что нашли всех бабочек, и предлагает «Посадить бабочек» на полянку.

В. Ребята, божья коровка говорит, что ей у нас очень понравилось, но ей пора лететь по своим делам, давайте скажем спасибо Б.К.

Б.К. прощается с детьми. А воспитатель с детьми просят прийти к ним в гости и рассказать о насекомых другие истории.

В. Включает музыку «Полет шмеля» Н. Римского – Корсакова и уносит бабочку.

 

Дети отгадывают загадку, поднимая картинку насекомого и называя его.

Дети находят отгадку на своей картинке, показывают ее, называют насекомое на своей картинке.

Дети ищут « бабочек».

Дети вместе с воспитателем прикрепляют бабочек на картину.

6 мин.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель спрашивает у детей, кто прилетал к нам в гости?

О ком нам рассказывала Б.К.?

В. Сегодня мы познакомились с небольшим количеством насекомых, с теми, которые чаще всего встречаются в наших парках, садах, огородах, на самом деле насекомых очень много.

В какую  игру мы играли с Б.К.?

Хотели бы, чтобы к нам в гости еще прилетела Б.К. и рассказала о других насекомых?

Ответы детей

(О насекомых)

1 мин

7.

Рефлексия

В.  Б.К. подарила вам подарки – раскраски насекомых со стишком об этом насекомом, возьмите  себе любую картинку и потом  раскрасите ее (на столе за детьми разложены картинки-раскраски).

Дети выбирают картинки

0,5мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие с Лунтиком в зимний лес»

Уточнять и закреплять представления детей о диких животных. Расширять конкретные знания об особенностях их внешнего вида и  среде обитания....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему"Путешествие в осенний лес"

Тема: « Путешествие в осенний лес»Тип: Закрепляющий.Вид: Интегрированный.Цель: Закрепление знаний детей о диких животных, об осени. Задачи:- Уточнить и расширить знания о характерных признаках ос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюпо теме «Путешествие по экологической тропе»средняя группа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в страну геометрических фигур

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в страну геометрических фигур...