Конспект НОД "Вулканы Камчатки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта, под чутким присмотром педагога проведут опыт "Извержение вулкана".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vulkany_kamchatki.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 9"
Методическая разработка
"Вулканы Камчатки"
(Непосредственно образовательная деятельность
с воспитанниками подготовительной к школе группы)
Разработчик -
Шарапова О.В.,
воспитатель
1 квалификационной категории
г. Вилючинск
2019 г.
Цель - создание условий для формирования патриотических чувств у воспитанников через интерес к природе Камчатки.
Задачи:
- обобщить знания воспитанников о вулкане как природном явлении;
- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи;
- развивать познавательные интересы, речь, мыслительные процессы, любознательность, мелкую моторику, творческие способности, развивать и закреплять коммуникативные навыки;
- формировать умение организовывать и планировать свою работу и поэтапно осуществлять замысел, расширять представления и формировать интерес к малой Родине – Камчатке.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, презентаций и иллюстраций с вулканами, показ макета вулкана, изготовление макетов вулкана, беседа о Камчатке, рисование вулканов.
Оборудование для экспериментирования: макеты горы вулканического происхождения, подкрашенная вода, пищевая сода, лимон, чайная ложка.
Словарная работа: легенда, Кутх, кузнец, наковальня, молот, горн, магма, лава, кратер, жерло, извержение, домашний, спящий, действующий вулканы.
Предполагаемый результат: воспитание любви к малой Родине,развитие у воспитанников интереса к вулканам как части природы Камчатского края, самостоятельности при проведении опыта "Извержение вулкана".
Ход занятия:
1 этап. Организационный
Воспитатель: День необычный сегодня у нас. Я рада приветствовать Вас!
2 этап. Мотивационный
- Ребята, я совсем забыла вам рассказать очень важную новость. Сегодня в детский сад пришла посылка. Без вас я не решилась открыть ее. Давайте узнаем, что в посылке?
- Садитесь рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
Вскрываю посылку.
- Здесь письмо от ворона Кутха сюрприз. Но о нём вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан-
Это дедушка…(дети - вулкан)
- Правильно, в посылке действительно находится макет вулкана. А еще Кутх передал вам конверт (открываю конверт, читаю)
-Край земли Камчатский очень удивительный, загадочный. Здесь есть необычные горы - вулканы. Ребята, вспомните, что означает слово "вулкан"? ("Бог огня"). Правильно, слово "вулкан" означает "Бог огня". А почему его так называют, мы узнаем, послушав легенду о нем.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскаленные камни, огонь, пепел.
"Вулкан работает",- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».
- Ребята, я знаю, что вы очень любите проводить различные опыты, исследования. Поэтому, я прислал Вам "спящий" вулкан. "Разбудите" его! Жду от Вас ответного письма с результатами опыта. До свидания!!"
- Ребята, вы знаете, что такое - спящий вулкан? (Нет)
- Тогда приглашаю в кинозал. Усаживайтесь поудобнее(дети смотрят видео "Вулкан Карымский")
- Ребята, обратите внимание фотовыставку "Вулканы Камчатки"(дети рассматривают фотографии)
- На фотографиях много разных вулканов Камчатки.
- На что похожи вулканы? (на пирамиду, конус, треугольник).
- Значит, какой он формы? (Конусообразной, треугольной).
- Какие названия вулканов вы знаете? (Мутновский, Горелый, Вилючинский, Авачинский, Корякский, Козельский, Карымский, Ключевской).
- Как называются вулканы с извергающей лавой, огнем, дымом?(действующие).
- Посмотрите, на вид это обычная гора; называется она……. "спящий вулкан".
- Ребята, а почему Корякский, Козельский, Авачинский вулканы называют домашними вулканами? (дети - они видны из окна).
- Посмотрите, это на вид обычная гора, называется она спящий вулкан, а это та же самая гора, только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан.
- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает спокойно.
- Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? (дети -на большую яму, воронку).
- Верно. Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Физминутка:
По дорожке мы шагали, и ворон мы не считали,
Смело скачем мы вперед, где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли, можно крикнуть "1, 2, 3".
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макеты вулкана.
3 этап. Практический
- Ребята, мы с вами тоже делали макеты гор. Предлагаю вашему вниманию вулкан, который через несколько минут "проснётся". В этом помогу ему я с помощью опыта. Хотите посмотреть?(дети – да).
–Тогда, вокруг себя обернитесь в лаборатории окажитесь (дети кружатся)
- Вот мы с Вами и в лаборатории. Но, прежде чем мы приступим к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и т.д.)
– Пройдёмте в нашу лабораторию и займем рабочие места.
- Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую "разбудить" наш вулкан (в готовый раствор кладу лимонную кислоту, дети наблюдают "извержение" вулкана).
- Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта):
1. Насыпаем в "жерло" нашего вулкана две чайных ложки пищевой соды;
2. Добавляем из большого шприца раствор воды и красной краски;
3. Из пипетки выдавливаем моющее средство;
4. Из маленького шприца выдавливаем лимонную кислоту.
- Теперь, я первая проведу опыт, а вы смотрите на схему-подсказку и говорите, что надо мне делать (закрепление детьми последовательности проведения опыта)
– Ребята, всем понятно?
– А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте
к проведению эксперимента.
Дети самостоятельно проводят эксперимент, воспитатель следит за техникой безопасности.
- Ребята, вокруг себя повернитесь в группе окажитесь.
4 этап. Рефлексия
– Молодцы, ребята, все справились с опытом. У всех вулкан "проснулся".Из вас получились хорошие исследователи.
– Ребята, проделав опыт, что нового вы узнали? (что действующие вулканы – это те вулканы, которые извергаются, что из кратера выходит лава и т.д.)
– Как вы думаете, откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах(дети берут карточки и называют действия: узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге, услышать по телевизору, сходить в библиотеку, посмотреть в интернете)
– Я даю вам задание узнать что-то новое, интересное про вулканы и рассказать нам на следующем мероприятии "А сейчас мы узнаем".
- А в свободное время предлагаю вам зарисовать наш эксперимент. На сегодня наши исследования закончились, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки(мифы) народов Дальнего Востока(Камчатка)
Сказки(мифы) народов Дальнего Востока...
Конспект занятие по экологии «Сохраним птиц Камчатки»
Занятие по экологии....
Конспект НОД "На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!"
Конспект НОД "На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!" в подготовительной группе...
Конспект НОД "Камчатка любимая моя!"
Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения народного фольклора коренных жителей Камчатки.Задачи. Совершенствовать творческие способности, воспитывать чу...
Конспект занятия "Удивительный мир Камчатки"
Конспект занятия "Удивительный мир Камчатки"...
Конспект занятия НОД " Камчатка -край рек и озёр"
Тема: «Камчатка –край озёр и рек»Цели: Расширить, обогатить, систематизировать знания детей по ознакомлению с окружающими миром, а именно с реками и озёрами КамчаткиЗадачи: Фор...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Камчатка-Родина моя".
Задачи:Образовательные: Формировать эмоциональный отклик к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения к природе и традициям Камчатского края, а так же семейным ценностям.Развива...