Конспект интегрированной ООД «Путешествие на полуостров Камчатка».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Анастасия Владимировна Замотаева

Интегрированная ООД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной ООД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Вид занятия: интегрированное.

Тема занятия: «Путешествие на полуостров Камчатка».

Цель: создать условия для расширения знаний у детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании,  самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи: 

  • Образовательные:
  1. Способствовать закреплению умений слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.
  2. Дать представление о полуострове, как о части суши.
  3. Расширять знания детей о вулканах; дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  4. формировать умение правильного обращения с химическими веществами.
  • Развивающие:

1. Создать условия для развития самостоятельного речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

2. Обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи.

3. Стимулировать  желание  детей  экспериментировать.

4. Развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира.

5. В процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность.

  • Воспитательные:
  1.  Воспитывать бережное отношение к природе.
  2.  Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
  3. Создать положительный эмоциональный настрой.

Доминирующая образовательная область: ОО «Познавательное развитие» (эксперементирование)

Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками через игровую деятельность.

ОО «Речевое развитие»: пополнять словарный запас детей новыми словами.

ОО «Физическое развитие»: снятие статического напряжения, содействовать гармоничному физическому развитию.

Методические приемы: 

Словесные: организационный настрой, вводная беседа, беседа, пояснение, показ, указание (т.е. повтори, сравни).

Наглядные: просмотр презентации, рассматривание макета.

Практический: опыты.

Оборудование: кинопроектор, экран.

Демонстрационный материал: конверт с письмом и картой России, записка, инструкция, схема по опытам от профессора; макет вулкана, презентация «Вулканы Камчатки», воздушный гелевый шарик, таз с водой. Для опыта «Извержение вулкана» - макет вулкана из пластиковой бутылки и пластилина, поднос, вода, красная гуашь, моющее средство для посуды, сода пищевая, лимонная кислота, столовая и чайная ложка.

Раздаточный материал: вулконические камни - пемза, туф; открытки «Вулканы Камчатки».

Предварительная работа: разучивание физминутки; изготовление макета вулкана в разрезе в технике «папье-маше», макета вулкана из пластиковой бутылки и пластилина для опыта; разработка презентации «Вулканы Камчатки».

Индивидуальная работа: по мере необходимости.

Словарная работа:  полуостров, купол, тросы, балласт, извержение, земная кора, слои, магма, лава, пемза, туф, вулконолог.

Ход занятия

I. Организационный момент

Слайд 1. На экране фото детского сада.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй, Утро! (жест вправо) 

Здравствуй, День! (жест влево) 

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Воспитатель: Сегодня, я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? Оно от моего давнего знакомого профессора Иванова Ивана Ивановича! Он работает в институте вулканологии... Что же он пишет?

"Здравствуй, мой дорогой друг! Я узнал, что ты работаешь в детском саду в подготовительной группе. Я вас всех приглашаю ко мне в гости, в мой Институт вулканологии. Он находится на полуострове Камчатка. Как ко мне добраться, вы узнаете изучив карту. Я буду всех вас очень ждать. До встречи! Профессор Иванов И.И."

Воспитатель: Ой, тут в конверте и карта есть! Посмотрим. Даже подсказка есть. Это карта России. Где мы находимся? (в городе Саранск) А где полуостров Камчатка? Он находится на северо-восточной окраине России.

Слайд 2. Посмотрите, так выглядит полуостров Камчатка. Полуостров - это часть суши, которая с трёх сторон омывается морем, а четвёртая присоединена к материку.

Воспитатель: Как вы думаете, как мы туда доберемся?

Для подсказки в зале к стульчику привязан шарик, на карте наклейка воздушного шара по маршруту.

Дети: На воздушном шаре!

Слайд 3. Правильно! На полуостров по земле добраться сложно, поэтому мы полетим. Давайте с вами рассмотрим, из каких частей состоит воздушный шар. Рассматривание слайда с изображением шара (Оболочка (купол), стропы (тросы), гондола (корзина), балласты (мешочки с песком).

Воспитатель: Ребята, но у нас нет воздушного шара. Как мы попадем на полуостров?

В зале перед экраном стоят полугругом стульчики, на одном из стульчиков привязан шарик. Воспитатель вместе с детьми  путем бесед, вопросов, обсуждения решают из стульчиков сделать воздушный шар.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие на Камчатку? Занимаем места в нашем воздушном шаре (в корзине воздушного шара?)! Полетели!

Показ и обсуждение презентации «Вулканы»

Слайд 4. А пока мы летим на полуостров, я расскажу вам о нем. Как вы думаете, что необычного есть на Камчатке? (ответы детей).  На этом полуострове есть много вулканов. И сегодня хочу вам рассказать о них. Вулканы то спят, то просыпаются.

Слайд 5. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение планеты Земля. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на внешнем слое. Он самый тонкий, называется земная кора. Кора состоит, примерно, из 20 малых плит. Они как бы плавают на поверхности вязкого вещества, которая называется магма. Горы придавливают магму сверху, и она выходит наружу.

Слайд 6. Как вы думаете, как называют магму, выходящую наружу? (Лава) А внезапный выход лавы? (Извержение) Вот так выглядит извержение вулкана.

Слайд 7. Есть вулканы действующие и уснувшие.

На экране уснувший вулкан. Он не проявляет какой-то активности, но может вернуться к действию в любой момент.

Слайд 8. Это потухший вулкан. Он потух много тысяч лет назад, о нем ученые ничего не знают. В настоящее время этот вулкан не подает ни каких признаков.

Слайд 9. Это действующий вулкан, который когда-то извергался. Он может иногда дымить и выбрасывать в воздух газ и пепел.

Слайд 10. После извержения лава застывает и превращается в твердую породу.

Как вы думаете, приносит ли вред извержение вулкана? (ответы детей)

Слайд 11. При извержении вулкан выбрасывает очень много пепла, которым нельзя дышать. Пепел покрывает все поверхности вокруг. А от толстого слоя пепла может развалиться здание.

Слайд 12. Лава, которая стекает с вулкана разрушает, расплавляет все что ей встретиться на пути. Расплавит и спалит все что проглотит.

Слайд 13. Лава может сжечь, уничтожить огромные леса на многие года, а вместе с ним и все живое.

Но, есть ли польза от вулкана? (ответы)

Слайд 14. Люди со временем научились использовать вулканический пепел и застывшую лаву. Из пепла делают удобрение для культурных растений, косметику и даже лекарства.

Слайд 15. А из затвердевшей лавы научились извлекать твердые капни. Такие как пемза и туф, которые используют в строительстве. Также добывают драгоценный камень - обсидиант или вулканическое стекло. Из него делают украшения.

Слайд 16. со временем люди научились предугадывать извержения вулканов с помощью специальных приборов. Они подают сигналы об опасности. Людей, которые изучают вулканы называют вулконологи. Они предупреждают людей об опасности, оповещают о том чтобы покинули место где возможно извержение вулкана.

Слайд 17.  Кажется, мы уже подлетаем к Институту вулканологии. Нужно приготовиться к посадке.

Слайд 18. Вот мы и на месте. Это Институт вулканологии. Как мы долго летели! Нужно немного размяться.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний  расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Воспитатель: Да, не так кто просто добраться до этого института. Нужно еще пройти по тропинке препятствий.

Дети преодолевают тропу препятствий и приходят в лабораторию института.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, это лаборатория Института вулканологии. А где же профессор Иван Иванович? Записка от него. (на столе лежит записка)

Прочитаем: "Простите, мои дорогие друзья, меня срочно вызвали на один из вулканов Камчатки. мне нужно его исследовать. Анастасия Владимировна, оставляю вас за старшего. Инструкцию  экскурсии по моей лаборатории я оставил. До свидания"

Воспитатель: Ну, что ж, придется побыть в роли профессора. (воспитатель одевает белый халат). Приступим к экскурсии. А начнем мы ее с изучения макета вулкана.

Воспитатель подводит детей к столу с макетом вулкана.

Воспитатель: Давайте внимательно изучим строение вулкана, посмотрим из каких частей он состоит.

Дети вместе с воспитателем изучают макет.

После изучения макета вулкана дети с воспитателем переходят к следующему столу для проведения опытов.

Воспитатель: По инструкции профессора сейчас я покажу вам опыт, который называется "Извержение вулкана". А вы мне поможете. Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему (воспитатель, совместно с детьми обсуждают послеовательность проведения опыта):

1. Насыпаем в "жерло" нашего вулкана  три  чайных ложки пищевой соды;

2. Добавляем полстакана воды

3. Половину чайной ложки красной краски;

3. Десять капель моющего средства;

4. Две чайные ложки лимонной кислоты (заранее подготовленной в ёмкости).

Воспитатель просит поочереди детей помочь с опытом.

Внимание! Лимонную кислоту добавляет воспитатель! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В  результате реакции соды с лимонной кислотой и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспитатель: Вы наглядно увидели как происходит извержение вулкана. Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?

Детское экспериментирование с пемзой и туфом.

Воспитатель: Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу: туф и пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе. Чем отличается пемза от туфа? У пемзы много пор, потому что лава кипела, при застывании лавы образовались поры. В них есть воздух. А туф более плотный камень, он образуются в результате взрыва вулканов, потом он цементируется и уплотняется.

Воспитатель: А теперь давайте опустим простые кусочки пемзы и туфа в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему пемза не утонула? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети проходят тропинку препятствий, садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового?  Какие новые слова вы запомнили? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии профессор Иван Иванович решил подарить по кусочку вулканического туфа и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Путешествие на морское дно"

КОНСПЕКТинтегрированного занятия«Путешествие на морское дно»(развитие элементарных математических представлений, познавательное развитие)  Конспект  занятия «Путешеств...

Конспект интегрированного занятия " Путешествие в страну знаний"

Формирование необходимой для будущего школьника интеллектуальной готовности и радости познания- важные предпосылки успешного обучения в школе....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в весенний лес"

Конспект интегрированного занятия для детей старшей  логопедической группы  "Путешествие в весенний лес"....

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации

Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием компьютерной презентации....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в страну здоровья"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2921240","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...